Рекламная середина

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
8616

В парламенте продолжают искать наиболее эффективные способы регулирования рекламного рынка.  

Рекламная середина

Уже несколько месяцев депутаты пытаются выработать некую "золотую середину" в вопросах регулирования рекламного рынка. Но, несмотря на постоянные диалоги участников рынка с чиновниками, ответственными за этот сектор, понимания все еще нет. Как показывает обсуждение, даже у самих "рекламщиков" представления о том, что необходимо сегодня рынку, кардинально различаются. 

В ходе заседания специально организованного круглого стола председатель комитета мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова отметила, что с ноября (когда депутаты приступили к работе над законопроектом) поступило более 150 предложений. При этом часть концептуальных норм требует дополнительного обсуждения. В их числе типовые правила размещения рекламы; виды разрешительных документов, регулирующих рекламную деятельность; пересмотр налоговых выплат за размещение наружной (визуальной) рекламы; регламентирование размещения социальной рекламы на теле-, радиоканалах. 

"Изначально не сложились базовые основы для развития рекламного рынка. Мы всегда развивались в этом отношении стихийно, то есть возникал прецедент, и вокруг этого прецедента возникала и сфера отношений по регулированию рекламного рынка", - констатировала депутат. 

Наличие вакуума в регулировании рекламной сферы признал и вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин. По его мнению, существующее законодательство вообще "более выгодно для тех, кто его нарушает, поскольку этот субъект рынка не тратит сил и энергию на получение необходимых разрешительных документов, поскольку целью нынешнего законодательства является получение в конечном итоге платы за разрешение рекламы".

"Мы зашли с редакцией, которая административную ответственность за нарушение закона "О рекламе" так или иначе преследует, но уже сегодня есть предложения, что необходимо ответственность ужесточать, - сказал он и поспешил заверить, что только на "драконовские меры" чиновники не нацелены. - Мы заинтересованы в том, чтобы максимально либерализовать разрешительные процедуры". 

В дополнительной регламентации, как оказалось, заинтересованы местные власти.

Так, заместитель руководителя Управления архитектуры и градостроительства Астаны Гульжан Кивенова считает необходимым отрегулировать понятие "вывески" и упорядочить их изготовление.

"Мы неоднократно получаем замечания, что у нас вывески развешаны хаосно. Но, к сожалению, это не регламентировано законодательно, и мы какие-либо меры принять не можем. Хотелось бы это обсудить, и считаем, что на сегодняшний день нужно рассмотреть вопрос разработки регламента по вывескам. Здесь не будет пополнения нашего бюджета, но мы зато сможем упорядочить", - заявила она. 

Генеральный директор АО "РТС Деко" Арман Кагаров выступил с целым пакетом неожиданных от бизнеса предложений. Сославшись на международную практику, он предложил отменить налог на рекламу, заменив его платой за рекламное место.

"Сейчас мы платим налоги только в том случае, если реклама размещается. Если рекламная конструкция пустая, бюджет недополучает денег, а конструкция, как правило, не в самом лучшем виде, "украшает" город. Плата за рекламное место даст прогнозируемость (...), смысл в том, что если будет такая норма принята, то бюджет будет гарантировано получать, причем даже, возможно, за год вперед, ту сумму, на которую он будет рассчитывать. Эта норма, кроме всего прочего, заставит рынок почиститься, потому что неэффективные рекламные конструкции, низкокачественные конструкции будут вынуждены уйти, потому что их будет дорого содержать", - объяснил он. 

Еще одно предложение - введение единых правил по размещению рекламы, причем на республиканском и местном уровнях.

"Мы их видим в двух уровнях: первый – республиканский и второй – местный. Первый уровень – это производственно-технические параметры, которые в первую очередь обеспечивают безопасную эксплуатацию рекламных конструкций. В связи с тем, что в каждом городе своя специфика – расстояние между кварталами, лесопосадки, зеленые насаждения, есть города областного и районного значения", - пояснил господин Кагаров. 

Иное мнение у исполнительного директора ТОО "Billboards Empire" Наиля Ахметжанова. Он усмотрел в предложениях коллеги личный интерес: поскольку компания - часть крупной мировой сети, они заинтересованы в продвижении интересов таких же крупных мировых клиентов. Например, взимание платы за рекламное место, по мнению господина Ахметжанова, приведет к тому, что казахстанский бизнес может оказаться не в силах оплачивать наружную рекламу.

"Собственнику конструкции будет выгодно размещать клиентов только на длительный срок, например на год, чтобы не пустовало. У французского оператора, конечно, контракты мировые. Когда мы говорим про небольшого оператора - он обслуживает местный наш отечественный бизнес. Есть ли у наших производителей средства чтобы на год разместить свою рекламу? Нет", - уверен он.

Также он выступил за разработку единых правил в отношении рекламных размещений, но подчеркнул, что этот документ должен быть единым по всей республике, без отсылок на местные особенности и тем более на местные власти. Причем говорит это господин Ахметжанов на своем примере: он констатировал, что в настоящее время у него нет ни одного билборда в Алматы, их буквально за одну ночь неизвестные лица демонтировали. Причина - решение маслихата города, пересмотревшего требования к наружной рекламе. Фактически, констатировал глава ТОО "Billboards Empire", за ночь его лишили его же собственности. Причем неизвестно кто и без решения суда.

Что примечательно, у властей Алматы объяснение произошедшему есть, однако кто же все-таки демонтировал конструкции ночью, так и неизвестно. Помощник руководителя управления архитектуры Алматы Руслан Керимбаев заявил, что изменения были приняты еще полтора года назад, признаны законными даже судом, и 17 из 19 работающих на рынке южной столицы рекламных компаний "сразу же приступили к приведению своих конструкций в соответствие с новыми стандартами", и только две организации, включая ТОО "Billboards Empire", эти изменения игнорировали. Но при этом представитель управления архитектуры заявил, что не знает, кто занимался демонтажом рекламных конструкций, но точно - не само управление. 

Пока дискуссия вновь завершилась без конкретного результата. Депутаты выслушали имеющиеся точки зрения и уже в рамках рабочей группы будут решать, принимать ли прозвучавшие предложения во внимание. 

Ирина Севостьянова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться