Рекордные километры: успеет ли минтранспорта РК отремонтировать все дороги до конца года?

1856

90% запланированных работ уже завершены.

Рекордные километры: успеет ли минтранспорта РК отремонтировать все дороги до конца года? Фото: inbusiness.kz

Качество дорог всегда было одной из актуальных проблем для казахстанцев – 2024 год не стал исключением. Несмотря на крупные финансовые вложения и масштабные программы, состояние многих автотрасс остается неудовлетворительным. Министерство транспорта всеми силами пытается исправить ситуацию – к примеру, отремонтировав рекордные 12 тыс. км дорог до конца года. Успеют ли подрядчики выполнить поставленные задачи в установленные сроки, читайте в материале inbusiness.kz.

По данным антикора, за последние пять лет Казахстан потратил более 6 трлн тенге на ремонт дорог. За 2023-2024 годы десятки тысяч казахстанцев пожаловались на низкое качество автомобильных дорог.

Согласно данным energyprom.kz, в рейтинге регионов по качеству дорог последние три места занимают Атырауская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области.

Рекордные 12 тыс. км дорог отремонтируют в Казахстане

Летом о ремонте дорог заявил глава минтранспорта Марат Карабаев. Сообщалось, что из 12 тыс. км дорог 8 тыс. км относятся к республиканским, а 4 тыс. км — к местным дорогам.

В министерстве заявили, что на сегодня 92% республиканских и 87% местных дорог находятся в нормативном состоянии. Видимо, казахстанцы жалуются на оставшиеся проценты.

Согласно данным ведомства, на сегодня завершено 90% запланированных работ.

Из заявленных министром четырех проектов завершены три:

  • самый длинный автомобильный тоннель в Казахстане на перевале Шакпак-баба в Туркестанской области (840 м).
  • автомобильный путепровод на станции Шамалган протяженностью 6 км.
  • мост через Бухтарминское водохранилище длиной 1,3 км в Восточном Казахстане.

Незавершенный проект — реконструкция автодороги Мерке-Бурылбайтал протяженностью 262 км, соединяющей центральные и северные регионы страны с коридором "Западная Европа — Западный Китай".

"Поэтапно открывается движение, что подчеркивает высокие темпы реализации программы модернизации транспортной сети", – заявили в минтранспорта.

До конца этого года, то есть за неполные два месяца, подрядчикам необходимо сдать в эксплуатацию автодороги по направлениям Астана – Балхаш – Алматы (885 км), Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км), Актобе – Кандыагаш (96 км) и Атырау – Астрахань (277 км). 

Приоритетные трассы Казахстана

На сегодня в приоритете минтранспорта стоит завершение до конца 2024 года действующих объектов протяженностью более 3 тыс. километров. В числе основных — трассы Караганда – Алматы, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Актобе – Кандыагаш, Атырау – Астрахань.

В 2025 году будут завершены ремонтные работы на участках Узынагаш – Отар, Кызылорда – Жезказган и Мерке – Бурылбайтал.

Отметим, что, помимо крупных проектов, в этом году проводится средний ремонт на дорогах со скоростью движения до трех тысяч автомобилей в сутки. На участках Жезказган – Петропавловск, Караганда – Каркаралы, Кандыагаш – Эмба – Шалкар – Ыргыз и других восстанавливается дорожное покрытие для безопасного движения транспорта. Аналогичные работы ведутся также на дорогах местного значения — это около 4,2 тыс. километров.

Особое внимание уделяется трассам с высокой скоростью движения — более 7 тыс. автомобилей в сутки. На таких участках, как Караганда – Жезказган, в обход городов Сарыагаш, Актобе – Улгайсын и Кызылорда – Саксаульск, предусмотрена реконструкция с расширением до четырех полос, что увеличит пропускную способность и улучшит дорожную инфраструктуру в густонаселенных районах.

Такие масштабные проекты не могут не радовать. Казахстанцы смогут насладиться гладким покрытием на этих участках в 2025 году.

Платные дороги – спасение качества

На низкое качество автотрасс, судя по ответу минтранспорта, влияет дефицит финансирования для их содержания на должном уровне. Яркий пример — участок Астана – Щучинск. Его ввели в эксплуатацию в 2009 году, и он, по данным ведомства, по сей день находится в хорошем состоянии. Причина тому – введение платности и выделение средств для поддержания дороги.

С 2013 года в Казахстане введена платность на участках дорог республиканского и международного значения протяженностью 3,2 тыс. км. Их число будет увеличиваться.

"Учитывая положительный опыт, будет продолжено поэтапное внедрение платности на участках после ремонта или нового строительства, что позволит обеспечить финансирование на их содержание и снизит нагрузку на бюджет страны", — сообщили в ведомстве.

Качество дорожно-строительных работ обеспечивается за счет пятиступенчатого контроля со стороны:

  • службы качества подрядчика;
  • технического надзора;
  • авторского надзора;
  • заказчика;
  • РГП "Национальный центр качества дорожных активов".

Штрафы за каждый день простоя

Государство держит на контроле строительство дорог. То есть подрядчик, получив деньги, не может тянуть с ремонтом того или иного участка. А если так случается, то  контракт предусматривает штрафные санкции в виде фиксированной суммы за каждый день просрочки или процента от стоимости контракта.

"Такая система компенсаций помогает заказчику покрыть убытки, возникшие из-за задержки работ", — отметили в министерстве.

Также предусмотрены более жесткие меры — расторжение соглашения в одностороннем порядке, при котором подрядчик может лишиться платы за выполненные работы и обязан возместить убытки заказчику, особенно если объект был критически важен для оперативного ввода в эксплуатацию.

Еще один способ борьбы с недобросовестными подрядчиками — реестр недобросовестных поставщиков. Подрядчики, которые систематически не выполняют обязательства, могут попасть в реестр, что ограничивает их участие в тендерах по госзакупкам.

Также для ужесточения контроля и привлечения к ответственности недобросовестных компаний в 2023 году приняты законодательные нормы для усиления ответственности подрядчика, технического и авторского надзора за образованием дефектов в гарантийный период.

Новые технологии, жесткие меры по контролю за подрядчиками и введение платных услуг дают положительные результаты. Несмотря на то, что задачи по ремонту и расширению транспортной сети еще остаются актуальными, каждый успешно завершенный проект — это еще один шаг на пути к созданию более безопасных и современных дорог.

Читайте по теме:

Зачем Казахстану дорога на Иссык-Куль?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться