Политолог, директор по региональным проектам Каспийского института стратегических исследований (Москва), почетный профессор Академии государственного управления при президенте РК Юрий Солозобов прокомментировал ключевые тезисы из выступления президента Касым-Жомарта Токаева, приуроченного ко Дню Республики. Эксперт поделился с inbusiness.kz мнением о грядущей парламентской реформе в Казахстане, о том, как реализуется республиканский принцип в современном Казахстане и в чем заключаются исторические уроки.
Юрий Солозобов отметил, что Казахстан осознанно утвердил республиканский принцип как основу своего государственного строя. Это решение, по его словам, предопределило устойчивость политической системы страны и оградило ее от возможных авторитарных сценариев.
"В Казахстане на заре независимости вполне сознательно закрепили слово "республика" в названии страны. Это сразу закрыло дорогу многим политическим девиациям – реставрации монархии, узурпации власти, военной диктатуре и многим другим недемократическим формам правления. Тут уместно напомнить о конституционных константах – неизменяемых принципах конституционного строя. К примеру, для французской Конституции Пятой республики, которую взяли за основу большинство постсоветских стран, включая Казахстан и Россию, таких констант всего две: неприкосновенность территории и республиканский характер государства. Об этих важных вещах и напомнил президент Касым-Жомарт Токаев в начале своего выступления: "Мы оформили границы, создали основы государственности и обеспечили безопасность страны", – отметил эксперт.
Развивая мысль, Юрий Солозобов подчеркивает, что сам смысл понятия res publica находит отражение в современной политической системе Казахстана.
"Само словосочетание res publica переводится с латыни как "общее дело" или "публичная вещь". В политическом смысле это означает форму государственного правления, при которой власть принадлежит выборным представителям, избираемым населением на определенный срок. Мы видим, что в современном Казахстане республиканский принцип неукоснительно соблюдается. Это проявляется в выборности, отчетности и регулярной сменяемости всех уровней выборной власти – от местного самоуправления до президента страны. Один семилетний президентский срок, который недавно установили в Казахстане, будет служить препятствием для "узурпации" власти, публично заявил президент Токаев", – сказал Юрий Солозобов.
Политолог обратил внимание и на то, что республиканская форма правления требует сохранения баланса в системе власти. Казахстан, по его мнению, сумел выстроить надежную формулу политического устройства, которая сочетает сильную президентскую власть, влиятельный парламент и подотчетное правительство.
"У понятия "общее дело" есть и оборотная сторона. Порой республика может вырождаться в неуправляемую охлократию – власть бунтующей толпы. Порой государство может стать коммерческим и оказаться лишь кормушкой для властей. Как видим, республиканскому правлению надо успешно пройти между Сциллой и Харибдой – опасностью неуправляемой охлократии и соблазном приватизации власти, чтобы соблюсти нужный баланс. Нынешняя система власти в Казахстане определяется надежной формулой: "Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство", – поделился мнением политический эксперт.
По словам Юрия Солозобова, исторический урок состоит в том, что сильный суперпрезидент с особыми полномочиями необходим молодой республике только на заре независимости – в условиях переходного периода, политического и экономического кризиса.
"Устойчивость политического процесса на первом этапе становления государства может обеспечить только сильная власть, возглавляемая национальным авторитетом, по типу режима "персональной власти" Шарля де Голля во Франции. Это может быть новая республика, возглавляемая лидером нации как верховным арбитром и зримым символом национального суверенитета. Однако политическая судьба де Голля имеет весьма трагический финал. Ему довелось пересидеть на троне свое время и быть затем отверженным мятежной толпой. На стенах восставшего Парижа в мае 1968 года студенты Сорбонны писали: "Старик, ты надоел – уходи!". Это горький, но полезный практический урок. Он означает необходимость постепенного перехода от режима "ручного" суперпрезидентского управления к более демократичной и институционально устойчивой форме правления – президентско-парламентской", – пояснил Юрий Солозобов.
Эксперт считает, что примерно таким же проверенным путем собирается пойти Касым-Жомарт Токаев, когда говорит о формировании принципиально нового конституционного баланса между институтами власти.
"В первую очередь это касается его новой инициативы об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным однопалатным парламентом. По моему мнению, предстоящий референдум по парламентской реформе создаст правовую основу для Второй республики – новой, более эффективной и сбалансированной модели взаимоотношений государства и общества", – поделился мнением Солозобов.
Политолог также прокомментировал заявление президента Касым-Жомарта Токаева о том, что Республика Казахстан должна остаться государством с сильной президентской властью.
"Глава государства справедливо отметил, что парламентские системы уже не выполняют своего предназначения с точки зрения безопасности и порядка, стабильности и развития. Достаточно посмотреть на постсоветскую Молдавию с ее парламентской чехардой и рухнувшей экономикой. Да и соседний Кыргызстан едва не пошел по этому гибельному парламентскому пути. Можно вспомнить и печальный французский опыт IV Республики. Там ведущая роль также принадлежала парламенту, состоявшему из множества малочисленных партий. Все эти говорливые партии никак не могли сформировать устойчивое правительство: в среднем срок жизни коалиционного правительства составлял полгода. У ответственных политиков нет права рисковать обретенной государственностью, чтобы слепо следовать обанкротившимся западным концепциям. Хочу пожелать всему народу Казахстана твердо идти по дороге республиканского народовластия. Это единственный верный путь к процветанию и общественному благу", – сказал в заключение Юрий Солозобов.