Ситуация с казахстанским водителем, задержанным на территории Российской Федерации и помещенным под арест, стала острым проявлением проблемы, с которой столкнулся весь сектор международных автомобильных перевозок Казахстана, сообщает inbusiness.kz.
Причиной стало вступившее в силу с 1 января 2025 года ужесточение миграционного законодательства РФ, сократившее срок безвизового пребывания иностранных граждан со 180 до 90 дней в течение года.
Напомним, что кризисная ситуация возникла после 6 октября, когда в России вступили в силу изменения в закон. Согласно поправкам, иностранцам, въезжающим без визы, разрешено находиться в стране не более 90 дней в течение года. Казахстанские перевозчики в России рисковали получить массовые штрафы и депортации, что привело бы к потере рабочих мест и серьезным сбоям в поставках товаров.
По состоянию на 9 октября в отношении 31 водителя уже были возбуждены административные дела в судах разных регионов России. Наложены штрафы и выписаны постановления о депортации.
После урегулирования ситуации один казахстанский водитель на протяжении всего этого периода продолжает оставаться задержанным. В причинах разбиралась корреспондент inbusiness.kz.
Как сообщили в МИД РК, дальнобойщику оказывается консульско-правовая помощь и его возвращение на Родину ожидается в ближайшие дни.
"Рассмотрев ваш запрос, сообщаем, что с момента получения информации о задержании данного гражданина посольством Республики Казахстан в Российской Федерации незамедлительно налажено взаимодействие с правоохранительными органами РФ, и ему оказывается необходимая консульско-правовая помощь. Ожидается, что в ближайшие дни данный гражданин будет возвращен на родину", – отметили в МИД РК.
Масштаб проблемы – подрыв всей логистики
В минтранспорта РК подтвердили, что столкнулись с валом жалоб: в адрес ведомства поступило более 100 обращений, касающихся проблем пребывания казахстанских перевозчиков в России.
Новое ограничение на 90 дней, которое распространяется и на водителей-международников, угрожает бесперебойности логистических цепочек между странами ЕАЭС. Перевозчики вынуждены жестко контролировать сроки, чтобы избежать штрафов, депортации и ареста водителей.
Для урегулирования кризиса Казахстан сразу же запустил механизм межгосударственного взаимодействия:
- Министерство заблаговременно обращалось к транспортным компаниям, рекомендуя контролировать сроки пребывания водителей. Разъяснительная работа ведется и сейчас в рамках рабочей группы с участием Союза автомобильных перевозчиков РК и НПП РК "Атамекен".
- Минторговли и интеграции сформировало и направило в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) списки: лиц, привлеченных к административной ответственности; задержанных водителей, а также тех, кто находится в "Реестре контролируемых лиц" МВД РФ и потенциально может попасть под ограничения.
- Создан оперативный штаб при ЕЭК с участием представителей стран-членов, который обеспечивает оперативный обмен информацией о водителях-международниках.
Отмечено, что на сегодняшний день главная задача указанных ведомств – продолжить переговоры с Россией, чтобы вывести водителей-международников из-под действия миграционного ограничения. Такое исключение соответствует международной практике, в том числе и казахстанской.
Ранее сообщалось, что Казахстан направил МИД России ноты из-за ситуации с перевозчиками.
Читайте по теме:
Россия сняла ограничения на ввоз товаров из Казахстана