Россия может поменять правила игры

Аскар Муминов Аскар Муминов
9470

Изменения в налоговой политике России могут привлечь новых игроков бизнеса в Казахстан.

Россия может поменять правила игры

В России рассматривается вопрос о повышении налога на добавленную стоимость с 18% до 20%. Эта новость обеспокоила российский рынок. Эксперты прогнозируют: в случае поднятия налога падение прибылей производителей и рост инфляции неминуемы. Вместе с тем уже через полгода ставка в 20% может стать для России реальностью. А для казахстанского рынка, где НДС будет на 8% ниже, возможностью пополнить рынок новыми игроками. К слову, налоговые и социальные выплаты для бизнеса в Казахстане даже сейчас существенно ниже. Так, если ставка по налогу с дивидендов в России составляет 13%, в Казахстане они и вовсе не облагаются налогом, при условии что предприятию более трех лет. Если в Казахстане ставка индивидуального подоходного налога составляет 10%, а отчисления и социальный налог – 24,5%, в России это 13% и 30% соответственно. В целом же налоговая нагрузка в Казахстане составляет 13,2% от ВВП, что практически в три раза меньше, чем в экономике России, где она достигает почти 35,3%.

Стоит отметить, что только за первые два года существования ЕАЭС в Казахстане перерегистрировались более пяти тысяч российских компаний. Одним из мотивов относительно низкой налоговой нагрузки в Казахстане называют политику стимулирования предпринимательской активности и переход на индустриальную основу.

Приведут ли все эти факторы к активному бегству российского бизнеса в тихую гавань, которой становится в плане налогов Казахстан, или все-таки "наплыва" не случится – abctv.kz узнал мнение экспертов. Большинство из них придерживаются второго варианта, отмеча при этом, что в Казахстане рисков не меньше.

Массового бегства не будет

Аналитик компании "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин заметил, что в России эффективная ставка НДС повышена на существенно меньшую величину, тогда как льготная ставка на ряд товаров, которые составляют до 60% потребительской корзины домохозяйств, остается неизменной – от 0% до 10%.

Помимо этого, по словам Тимура Нигматуллина, будет отменено повышение страховых взносов на 2%, а также предусматривается ряд повышений по страховым тарифам и налогам. Общий эффект на экономику, по его мнению, будет несущественно негативным, но всплеска инфляции не миновать, так как НДС – это проинфляционный налог. В любом случае бегства бизнеса из России в Казахстан – страну со своими специфическими политическими рисками и относительно небольшим внутренним рынком – ждать не стоит, заметил аналитик.

"Кризис несущественно повлиял на интерес инвесторов, на мой взгляд, гораздо больший эффект на уровень взаимной интеграции оказало развитие наднациональных органов, в том числе ЕАЭС и открытие в рамках этого процесса внутренних рынков. Эффект санкций на РФ привел к некоторому смещению фокуса иностранных инвесторов на Казахстан, но опять же политические риски, например история вокруг "Разведка Добыча "КазМунайГаз", и небольшой рынок ограничили этот процесс", – отметил Тимур Нигматуллин.

Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов в свою очередь подчеркнул: небольшая часть бизнеса, кто мог, уже сменили российскую юрисдикцию на казахскую. Но это, по его словам, подходит не всем по разного рода причинам. К тому же в большей части отраслей бизнес надеется переложить рост НДС на конечного потребителя. И, скорее всего, ему это удастся.

По словам эксперта, если опыт России в повышении НДС будет успешным, то есть не будет резкого роста безработицы, не исключено, что он будет использован и Казахстаном.

Удар по бизнесу

Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев заметил: в том, что повышение НДС до 20% болезненно ударит по бизнесу, сомневаться не приходится. Он солидарен с коллегами во мнении, что производители постараются переложить часть проблем на конечного потребителя, поднимая оптовые, а затем и розничные цены. Но при этом любой бизнес осознает: существенное повышение цены грозит падением продаж и, соответственно, прибыли как для самих производителей, так и для реализаторов продукции. Так что, уверен эксперт, какая-то часть повышения налога неизбежно ляжет и на плечи бизнесменов.

По его словам, практически не приходится сомневаться и в том, что бизнес будет изыскивать пути минимизации своих расходов – кто-то, используя легальные схемы, кто-то – уходя в тень. И страны ЕАЭС в этом плане весьма удобный вариант, чтобы минимизировать налогооблагаемую базу. Какая именно доля российского бизнеса обратит свои взоры в сторону Казахстана, какие сегменты экономики будут представлены в увеличении потока товаров, проходящего через РК, по его словам, сейчас сказать трудно.

"Вряд ли прирост оборота будет очень существенным, так как прохождение тех или иных грузов в физическом выражении через Казахстан будет сопровождаться ростом логистических издержек, а номинальные или фиктивные проводки через соседнее государство неизбежно будут "нагружены" определенными комиссиями за проводимые операции. Что также увеличит расходы бизнеса, вынуждая искать какие-то компромиссные варианты. Но, скорее всего, российским предпринимателям придется какую-то часть своих операций проводить через Казахстан", – выразил убежденность Алексей Коренев.

Главный аналитик "Телетрейд Групп" Олег Богданов заметил, что повышение НДС на 2% никак не отразится на желании российских компаний делать бизнес в Казахстане, тем более бежать туда. Пока никакого кризиса в России нет, а кризисные явления, которые случились сразу после введения санкций, уже преодолены, заверил он.

По его словам, инфляция и безработица в России на исторических минимумах – 2,5% и 4,8 % соответственно, а темпы роста экономики превышают 2%.

"Интерес к Казахстану может вырасти только в условиях увеличения взаимных объемов торговли – они пока снижаются, в условиях благоприятной внешней конъюнктуры на сырьевые активы, сейчас здесь ситуация неоднозначная, и при возникновении крупных совместных проектов, а это зависит от политической воли руководства. Надо сказать, что и на данный момент уровень взаимодействия бизнеса России и Казахстана высок – совместных предприятий более 6 тыс., скоро будут упрощены таможенные процедуры между странами. Российский бизнес может привлечь начало активной работы финансового центра в Астане и строительство железной дороги на Ближний Восток", – сказал г-н Богданов.

Вынуждены использовать Казахстан

Депутат нижней палаты Парламента Айкын Конуров также считает, что нововведения российских властей по увеличению ставки НДС на 2% особо не повлияет на перенос производств из России в Казахстан. Это довольно затратный процесс со многими неизвестными.

По его словам, не стоит сбрасывать со счетов и сложности в развертывании новых производств, связанные с коррупцией в местных исполнительных органах: выделение земельных участков, подключение к сетям и ответственность учредителя ТОО по его обязательствам. Поэтому можно предположить, что произойдет только виртуальное перемещение филиалов производственных компаний и дилерских центров.

"Думается, что это позволит производить и торговать по казахстанской ставке НДС в 12%, но производства так и оставить на территории России. Сегодня отгрузка продукции на Казахстан происходит без НДС. Такой легальный налоговый маневр позволит россиянам оптимизировать налоговую нагрузку и отгружать через Казахстан продукцию на весь ЕАЭС , а Казахстану, скорее всего, улучшить статистику по торговому балансу. Причем отгружать в дальнее зарубежье россиянам будет выгоднее с территории России. Так что можно ожидать оживления торговли филиалов российских компаний и роста их количества в Казахстане", – заметил депутат.

По его словам, введение и расширение антироссийских экономических санкций дает предпосылки для долгосрочных прогнозов, что компании из РФ будут вынуждены использовать Казахстан как площадку для экспорта в дальнее зарубежье, но продукция будет поставляться под маркой Qazakhstanda zhasalgan. Выставят ли инициаторы санкций барьеры этому процессу, по словам депутата, покажет время.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться