Новость уже вызвала дискуссию в обществе и в автосообществе России. Однако эксперты уверены: для Казахстана прямых ценовых последствий не предвидится. О том, почему казахстанский рынок в большей степени зависит от локального производства и импорта из Китая, а не от решений российских регуляторов, корреспонденту inbusiness.kz рассказал глава агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР) Артур Мискарян.
По мнению Артура Мискаряна, предстоящее повышение утильсбора в России до 10 млн рублей нельзя назвать ни резким, ни неожиданным. По его словам, с момента введения сбора в 2012 году российский регулятор с 2016 года регулярно повышает ставки, и каждое изменение предваряется официальными сообщениями и широким обсуждением в СМИ и обществе.
"Тем не менее ситуация на рынке и доля импорта в России, если говорить о последних двух-трех годах, корректируется незначительно. И говорить о том, что проводимые корректировки ставок в России оказывают значительное влияние на рынок Казахстана, не приходится", – сказал он.
По оценке автоэксперта, импортные автомобили сегодня занимают около 30-40% казахстанского рынка. При этом с середины 2022 года поставки из России заметно сократились, и российские бренды сейчас представлены в основном в сегменте коммерческой техники. Ключевое влияние на ситуацию оказывают собственное производство в Казахстане, а также поставки машинокомплектов из Китая или через Китай из других стран.
Как поясняет Артур Мискарян, в Казахстане ставка утильсбора по умолчанию корректируется в соответствии с индексацией МРП, что само по себе не приводит к ощутимому росту цен на автомобили и не меняет ситуацию на рынке. Но в 2022 году власти пошли на снижение ставки на 50%.
"Очевидно, тогда решение принималось под информационным и политическим давлением. Вопреки заявлениям критиков ставки после того, как сбор сократился вполовину, на рынке не последовало снижения цен на автомобили или транспортные услуги. Вместе с тем укрепилась доля импортных автомобилей, значительно вырос (и сейчас остается высоким) серый импорт техники, которая не соответствует страновым техрегламентам, регламентам ЕАЭС и ЕЭК ООН.
Если говорить о ставке в ее нынешней величине, то целесообразна ее корректировка в сторону по меньшей мере троекратного увеличения. Такая мера, с одной стороны, будет способствовать росту спроса на локализованную технику, цена которой в меньшей степени привязана к валютному фактору, а с другой – снизит долю серого импорта, который, по сути, является одной из угроз дорожной безопасности", – считает эксперт.
По словам Артура Мискаряна, величина ставки в конечном счете отражается на цене импортной техники. В то же время покупатели легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, сельхоз- и другой техники, производимой или собираемой в Казахстане, находятся в более выгодном положении. Это связано с тем, что в стоимости такой техники нет утильсбора, цены остаются более стабильными и предсказуемыми, а для отдельных категорий предусмотрены инструменты, снижающие финансовую нагрузку для малого и среднего бизнеса.
"В таких условиях для официальных импортеров, которые строят долгосрочную стратегию присутствия на казахстанском рынке, имеется значительный стимул к созданию производства, с тем чтобы получить конкурентное преимущество", – поделился автоэксперт.
Вопрос утильсбора в Казахстане уже несколько лет остается чувствительной темой. Скандалы вокруг Оператора РОП в 2021-2022 годах и последующее сокращение ставок показали, что любые изменения мгновенно становятся предметом общественного давления. Сегодня функцию по администрированию сбора выполняет государственная компания "Жасыл Даму", однако сам механизм по-прежнему воспринимается обществом болезненно. Любая инициатива, будь то снижение или повышение ставок, неизменно вызывает критику.
Читайте по теме:
Казахстан "закрывает" рынок для авто из стран ЕАЭС