Отказ «Газпрома» от поставок среднеазиатского газа может создать проблемы как для газотранспортной инфраструктуры Казахстана, так и для снабжения голубым топливом юга страны.
Выход из ситуации – запуск в реверсном режиме газпоровода Бухара – Урал с последующей подачей газа в газопровод Бозой – Шымкент. Это даст возможность поставлять российский газ на юг Казахстана с перспективой выхода на Китай. Плюсы Казахстана – стабильное обеспечение юга и плата за транзит.
Проблема транзита по газопроводу Средняя Азия – Центр станет одной из самых главных в Казахстане. Напомним, что базово трубопровод рассчитан на 56 млрд кубометров в год. В настоящий момент в связи с падением транзита до 6 млрд кубов в год без работы рискуют остаться как минимум 14 тысяч человек. ОАО «Газпром» планирует в 2015 году сократить объем закупок газа в Туркменистане и Узбекистане почти на 10 млрд кубометров и заместить эти объемы собственным газом, сообщил заместитель председателя правления компании Александр Медведев, выступая на Дне инвестора в Гонконге.
В настоящий момент, к сожалению для Казахстана, у «Газпрома» в результате инвестиций как в комплекс добычи, так и в транспортный комплекс нет никакой технологической необходимости в закупке газа из-за рубежа, независимо от источника.
- «Газпром» в состоянии обеспечить как потребности рынка в любом регионе России, так и доставку газа потребителям и в Европе и, в перспективе, в Азии, за счет собственных ресурсов, – отметил Александр Медведев.
Он пояснил, что компания пока продолжает закупки газа в Центральной Азии, но существенно сократила объемы.
- По Туркмении в этом году контракт снижен с 10 миллиардов кубометров до 4 миллиардов. Это наше общее решение. Из Узбекистана – в северном направлении, для обеспечения последующего транзита газа и распределения его по рынкам, остается всего лишь один миллиард. То есть снижено более чем в четыре раза, – сказал топ-менеджер. – В совокупности почти 10 миллиардов будет замещено с понятным экономическим эффектом российским газом. Это дополнительная выручка для «Газпрома».
Необходимо отметить, что сокращение закупа среднеазиатского газа, помимо возмущения Туркмении, которая официально обвинила «Газпром» в том, что он не платит за получаемый газ «ввиду банкротства в связи с введенными против России санкциями», потенциально создает проблемы и угрозы для Казахстана. Во-первых, это проблемы с сетью магистральных газопроводов, по которым среднеазиатский газ поставлялся в Россию, а затем в Европу, во-вторых – со снабжением газом юга Казахстана и Алматы.
Напомним, сотрудничество в области газа определяется базовым договором между Россией и Казахстаном, который был подписан в 2007 году, а затем несколько раз пролонгировался. Также стороны каждый год подписывают протоколы, которыми регулируются объемы и стоимость транзита российского газа и, что чрезвычайно актуально для Казахстана, – объемы и цену газа, получаемого по своп-операциям. От этого зависит газоснабжение юга Казахстана и Костанайской области.
Схема взаимодействия следующая. Казахстан из Карачаганака поставляет газ в Оренбург на переработку. В прошлом году объемы поставок составляли 8,4 млрд кубометров сырого газа, из которого в Оренбурге было выработано более 7 млрд кубов товарного газа. «Газпром» закупил товарный газ через компанию «КазРосГаз» по цене 224 доллара за тысячу кубометров и отправил на экспорт. В свою очередь, «Газпром» поставил на юг Казахстана и в Алматы 4,3 млрд кубов газа, 1 млрд – в Костанай и 700 млн кубометров – в Западный Казахстан по цене 85 долларов за тысячу кубов. Газ, поставляемый на юг Казахстана, закупался «Газпромом» в Узбекистане.
При этом на юге Казахстана очень быстро растет потребление газа. Так, за последние пять лет потребление увеличилось на миллиард кубометров – с 3 до 4 млрд кубов. Кроме того, серьезными темпами растет потребление газа в целом по стране, увеличившись за прошлый год почти миллиард кубометров. Между тем юг Казахстана крайне зависим от поставок узбекского газа, а они и ранее не отличались стабильностью. Как правило, зимой Узбекистан ограничивал подачу, и недостающие объемы приходилось заимствовать из газопровода Туркменистан – Китай.
Уже сейчас Узбекистан существенно снизил объемы транзита газа через Казахстан. Если в прошлые годы он составлял 10 млрд кубометров в год, то в прошлом году сократился до 4 млрд кубометров, а в этом году – до одного миллиарда.
По мнению информированного источника, причина – в падении добычи в Узбекистане. А связано это с тем, что наши южные соседи сделали ставку на иностранные инвестиции в новые месторождения, в поддержание же добычи средства практически не вкладывались. Новых месторождений пока не нашли, а потребление газа в связи с кампанией по газификации значительно выросло. Кроме того, Узбекистан построил третью ветку к газопроводу Туркменистан – Китай пропускной способностью 10 млрд кубометров. Как только ее запустят, понадобятся дополнительные объемы голубого топлива. Потому следует ожидать, что узбекская сторона сократит поставки на юг Казахстана.
Стоит отметить, что с ноября прошлого года «Газпром» начал реализацию пилотного проекта по поставкам газа на юг Казахстана через трубопроводы Бухара – Урал и далее Бозой – Шымкент. Пока сложно оценить перспективы этого начинания. Однако уже сейчас это, как минимум, позволяет стабилизировать ситуацию с обеспечением газом юга Казахстана. Этот факт отметил министр энергетики Владимир Школьник, который выступая в парламенте, сообщил, что «с запуском в реверс нашими российскими партнерами газопровода Бухара –Урал, удалось решить проблемы с газоснабжением юга Казахстана и города Алматы».
Суть проекта заключается в следующем. «Газпром» с газораспределительной станции Домбаровка, расположенной на границе России и Казахстана, подает газ в трубопровод Бухара –Урал, который задействует в реверсном режиме до газораспределительной станции Бозой. Далее газ следует по уже построенному газопроводу Бозой – Шымкент, а там поступает в трубопровод Туркменистан – Китай.
Между тем, только поставками на юг Казахстана дело может не ограничиться. Как рассказал источник, близкий к «Газпрому», еще два года назад компания рассматривала предложение о поставках газа в Китай, задействуя имеющуюся газотранспортную инфраструктуру на территории Казахстана. Однако к пилотной реализации проекта приступил лишь в ноябре прошлого года. Объясняя причины, почему проект стартовал лишь в прошлом году, источник пояснил, что «во многом это связано с последними событиями», а также с подписанным в прошлом году газовым контрактом между Россией и Китаем. Строящийся газопровод «Сила Сибири» войдет в эксплуатацию лишь в 2017 году, сроки строительства газопровода «Алтай» пока неясны, хотя все согласования получены. «Важным фактором было то, что существовала неясность, насколько необходимы Китаю поставки в Синцзянь-Уйгурский автономный район, куда заходит трубопровод Туркменистан – Китай. Было непонятно, сможет ли Китай это переварить. Сейчас стало понятно, что сможет», – добавил источник.
Что касается потенциальных объемов поставок, то они могут в перспективе составить до 20 млрд кубометров газа в год. «В настоящий момент сложно точно оценить потенциальные объемы, поскольку сама инфраструктура газопровода Бухара – Урал устарела и нуждается в реконструкции. Поэтому и проводится пилотный проект», – пояснил наш собеседник.
Еще один фактор, который ограничивает возможности поставок, – на всем участке от Бозоя до Шымкента протяженностью в 1100 километров пока нет ни одной компрессорной станции, и газ идет по трубе самотеком. Между тем в Азиатском трубопроводе газ подается под иным давлением. Поэтому интерес подключиться к транзитному проекту в Китай у Казахстана есть, но, чтобы его реализовать, придется потратиться на создание компрессорных станций.
Александр Константинов