В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Об этом сегодня заявил исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков во время брифинга на площадке службы центральных коммуникаций, передает inbusiness.kz.
"Как вам известно, после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн/год.
За последние 5 лет мы увеличили производство бензина почти на 70% (c 3 млн до 5 млн тонн), а дизельного топлива – на 30% (с 4 млн до 5,2 млн тонн).
При этом в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, мы ощутили нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн (без учета зимнего ДТ) нам пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как ГМК и железная дорога, оставалось на прежнем уровне", – сказал Болат Акчулаков.
По его словам, основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт и "серый" экспорт в соседние страны.
Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено "серым" экспортом (по расчетам IHS Markit).
"Причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 тг/л, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 тг/л (101%).
Маржа от перепродажи казахстанского ДТ за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до 140 млн долларов в год", – подчеркнул и. о. министра.
Он отметил, что есть множество фактов, когда фуры оснащаются дополнительными баками. Таким образом, одна фура может разом заправиться от одной до четырех тонн топлива. Если такая фура заправляется в РК и едет "сливаться" в Узбекистан, с 1 тонны можно заработать 700 долларов; если едет в Кыргызстан – 250 долларов. Даже если заправлять и сливать разрешенные 300 литров, то заработок все равно очень высокий (рентабельность от 50% до 120%).
"Ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства ДТ, мы снова столкнулись с острой нехваткой топлива", – сказал Акчулаков.
В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте 2023 года наблюдается рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%.
"В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно "утекать" в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн.
Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие 6 лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно – до расширения Шымкентского НПЗ.
Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам", – заявил спикер.
По его словам, в министерстве "не сидели сложа руки" и принимали все возможные меры, а именно:
- введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом;
- приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям;
- устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов.
Кроме этого, для снижения дефицита в августе прошлого года был введен механизм дифференцированных цен (для иностранцев – 450 тенге/литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день). Однако теневой экспорт всегда находит возможности для обхода ограничительных мер. И каждый раз Казахстан вынужден в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить нехватки.
"Первое: с текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. Второе: с такой разницей в ценах "переток" в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы "перетока" будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Третье: сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Четвертое: низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу", – подытожил Акчулаков.
В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами, заявил он.
"Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности: на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11%), цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас, в зависимости от региона, цена варьируется от 230-260 тенге (в среднем рост 20%)", – сказал и. о. главы минэнерго.
По его словам, соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня.
"Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны", – добавил Болат Акчулаков.
Читайте по теме:
Дизельное топливо подорожало на 16% за год в Казахстане