Рост есть, проблемы остаются

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
6296

В Казахстане растет количество бизнесменов, однако ключевые проблемы для развития бизнеса пока остаются.

Рост есть, проблемы остаются

Развитие частной инициативы, увеличение количества бизнесменов для правительства Казахстана – одна из приоритетных задач. Была поставлена цель довести вклад бизнеса в ВВП страны до 50%. На государственном уровне принят целый ряд программ по поддержке предпринимательства, в том числе финансовой поддержке. И, согласно отчетам министерства национальной экономики, результат этих программ налицо. 

"Предпринимаемые меры благоприятно отразились на секторе МСБ. По данным комитета статистики, число действующего бизнеса по итогам 2017 года составило 1 миллион 145 тысяч 994 единицы, или на 3,6% больше по сравнению с 2016 годом. Занятость в этом сегменте экономики составила 3 миллиона 118 тысяч 442 человека, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 2,6%. При этом значительно возросло производство продукции МСБ. За девять месяцев 2017 года выпуск продукции составил 14,4 триллиона тенге, или на 28,5% больше по сравнению с 2016 годом", – заявил в ходе заседания правительства во вторник министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Так, в рамках единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2020" мерами поддержки по итогам 2017 года было охвачено свыше 192 тысяч предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой, что на 10% больше по сравнению с 2016 годом.

По итогам 2017 года объем поддержанного кредитного портфеля за счет субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования кредитов составил 287 миллиардов тенге. Всего было поддержано 3351 проект, что на 10% больше по сравнению с 2016 годом. Выдано 276 государственных грантов на сумму 490 миллионов тенге, подведена недостающая инфраструктура к 25 проектам предпринимателей на сумму 12,1 миллиарда тенге, обучающими программами и сервисными услугами охвачено 74,8 тысячи начинающих и действующих предпринимателей. Участниками программы произведено продукции на сумму 3,5 триллиона тенге, это на 9% больше, чем в 2016 году, создано свыше 17,3 тысячи рабочих мест, выплачено налогов на сумму 217 миллиардов тенге, или с ростом на 7%. 

Заметим при этом, что на реализацию инструментов поддержки в рамках "ДКБ-2020" в 2017 году было предусмотрено 47,1 миллиарда тенге, из них освоено 45,8 миллиарда тенге (97,2%). В 2018 году предусмотрено 38,8 миллиарда тенге, из них 30 миллиардов тенге – на субсидирование, гарантирование кредитов и выдачу государственных грантов.

Министр напомнил, что для повышения доступности инструментов поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства в программу были внесены изменения, направленные на внедрение плавающей ставки по кредитам, увеличение срока субсидирования до пяти лет без права пролонгации, предоставление права АО "ФРП "Даму" рассматривать проекты до 180 миллионов тенге напрямую без участия региональных координационных советов, снижение требований к подведению недостающей инфраструктуры (снижены критерии на подведение недостающей инфраструктуры по объему инвестиций с 400 миллионов до 200 миллионов тенге, стоимость строительства со 100 миллионов до 50 миллионов тенге), исключение субъектов крупного предпринимательства и снижение стоимости проектов, подлежащих субсидированию и гарантированию, до 2,5 миллиарда тенге (ранее порог был установлен до 4,5 миллиарда тенге). Эти изменения, считают в Миннацэкономики, позволят значительно ускорить сроки рассмотрения проектов стоимостью до 180 миллионов. тенге, охватить мерами государственной поддержки полную инвестиционную фазу бизнес-проектов, сконцентрировать инструменты поддержки исключительно на субъектах малого и среднего предпринимательства.

Еще одна программа – по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства, ориентированная на безработное и самозанятое население, также дает свои положительные результаты. Так, по итогам 2017 года при плане в 10 миллиардов тенге в банках второго уровня было размещено кредитов на сумму 11,8 миллиарда тенге, из них по состоянию на 5 января 2018 года было профинансировано, одобрено и находились на рассмотрении проекты на сумму 10,1 миллиарда тенге (профинансировано и одобрено 593 заемщика на сумму 6,6 миллиарда тенге, на рассмотрении 289 заемщиков на сумму 3,5 миллиарда тенге). А с учетом дополнительных средств, выделенных местными исполнительными органами, портфель микрокредитования уже составил 14,2 миллиарда тенге, из них в банках размещены кредиты на сумму 12,9 миллиарда тенге (оставшиеся средства будут размещены в установленном порядке до конца текущего месяца).

Прогарантировано 172 проекта бизнеса на сумму 967 миллионов тенге и обучено 15 тысяч безработного и самозанятого населения, из них профинансировано свыше 3300 стартапов. Как пояснил г-н Сулейменов, к мерам государственной поддержки проявлен интерес у предпринимателей, занятых в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, транспорте и оказывающих услуги по предоставлению проживания и питания.

Вместе с тем, констатировал он, первый год реализации программы выявил ряд ограничений, которые препятствовали форсированной работе инструментов поддержки. Так, согласно ранее действовавшим условиям программы, запрещалось приобретать за счет бюджетных кредитов жилую недвижимость и земельные участки с некоммерческим целевым назначением. 

"Учитывая, что программа направлена на самозанятое и безработное население и недвижимость с коммерческим целевым назначением, по причине высокой стоимости не доступна для такой категории граждан, в рамках программы предоставлено право приобретать жилую недвижимость и земельные участки с некоммерческим целевым назначением с обязательным его изменением в течение года", – уточнил министр. 

Тимур Сулейменов также отметил, что в рамках создания единого окна по мерам государственной поддержки, в совместной работе заинтересованных госорганов и национальной палаты предпринимателей Атамекен установлено, что бизнесу в различных программах государственной поддержки всего доступно свыше 50 инструментов поддержки, которыми ежегодно охватывается более 140 тысяч предпринимателей.

При этом меры государственной поддержки зачастую чрезмерно зарегулированы, что связано с необходимостью предоставления большого количества требуемых документов, многоэтапностью принятия решений на различных комиссиях и коллегиальных органах, длительными сроками подписания итоговых документов и договоров.

"Для решения выявленных проблем предлагается перевести требуемые документы на декларативный вид, то есть отказаться от запрашивания документов в пользу заполнения установленных бланков (при этом ответственность за достоверность предоставленной информации остается за субъектами МСБ), заменить работу различных экспертных групп и комиссий на автоматизированные процессы, которые позволят исключить практику принятия решений на основании субъективных мнений их членов", – уточнил министр.

При этом он подчеркнул, что уже отобран перечень инструментов поддержки, по каждому из которых НПП "Атамекен" будут выработаны предложения по оптимизации и автоматизации. Завершить эту работу предполагается до конца года. 

Глава НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов со своей стороны заметил, что совместная с правительством работа приносит результаты и по совершенствованию мер поддержки бизнеса, и по снятию административных барьеров. Вместе с тем определенные проблемы еще остаются. В частности, заметил он, уже в прошлом году стало ясно, что самое востребованное направление госпрограмм по поддержке бизнеса – это субсидирование (процентной ставки) и гарантирование. Более того, в трех областях в 2017 году уже к маю закончились предусмотренные на это направление средства. Поэтому НПП предлагает предусмотреть в рамках программы возможность перераспределения средств с других направлений именно на субсидирование и гарантирование – как нужный для бизнеса инструмент. Но этот факт говорит и о более серьезной проблеме. 

"Это говорит о том, что каждый год мы говорим о доступности финансов, но, к сожалению, этот вопрос системно через банки, через денежно-кредитную политику не решается. Понятно, у бюджета ресурсов немного, и без конца просить увеличение (нельзя). Мы понимаем, что Нацбанк работает по линии АФК, с банками, но мы бы хотели, чтобы интересы реального сектора учитывались. К сожалению, за последние два года встречи по этим вопросам с руководством Нацбанка не получилось", – констатировал г-н Мырзахметов. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться