S&P Global: риски вмешательства России в работу КТК сохраняются

1643

Трубопровод будет использоваться как рычаг воздействия на покупателей нефти из ЕС и не отражает напряженность во взаимоотношениях Казахстана и России, считают аналитики рейтингового агентства.

S&P Global: риски вмешательства России в работу КТК сохраняются

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P Global Ratings) опубликовало прогноз по деятельности "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК), передает inbusiness.kz.

Краснодарский краевой суд отменил предыдущее постановление нижестоящего суда о приостановке деятельности на трубопроводе "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК) сроком на 30 дней. Практически весь объем экспорта нефти Республики Казахстан приходится на этот трубопровод. По мнению аналитиков S&P Global Ratings, хотя и нельзя исключать возможности дальнейших судебных разбирательств или же возникновения инцидентов, способных ограничить функционирование трубопровода, сокращение пропускной способности или полная приостановка работы трубопровода, скорее всего, будут носить лишь временный характер.

Непредсказуемость решений российского суда, касающихся КТК, подчеркивает уязвимость Республики Казахстан (BBB-/Стабильный/A-3) в условиях возросшей геополитической напряженности, связанной с российско-украинским конфликтом, с учетом зависимости Казахстана от трубопровода. Сильные бюджетные и внешнеэкономические показатели Казахстана могут смягчить макроэкономические последствия временного снижения экспортных мощностей. Однако значительное и продолжительное снижение объемов экспорта нефти может привести к снижению кредитоспособности правительства.

11 июля 2022 года было отменено постановление о приостановке деятельности КТК, которое 5 июля выло вынесено Приморским районным судом Новороссийска и предполагало приостановку работы КТК на 30 дней (с возможностью продления до 90 дней) в качестве штрафных санкций после предписания от 6 июня 2022 г. об устранении ряда нарушений экологического характера и приведении деятельности в соответствие с местным регулированием в срок до 30 ноября. КТК подал апелляцию в Краснодарский краевой суд, который изменил решение нижестоящего суда и вместо приостановки деятельности на 30 дней назначил штраф в размере 200 тыс. рублей (около 3 300 долл. США). Во время рассмотрения апелляции работа трубопровода не приостанавливалась.

Риски для операционной деятельности КТК возникли после двух других инцидентов, которые привели к снижению пропускной способности трубопровода. В конце марта 2022 г. шторм повредил два из трех выносных причальных устройств морского терминала КТК в Черном море, в результате чего большую часть апреля пропускная способность трубопровода составляла 75%. 20 июня прокачка нефти вновь была сокращена вследствие обезвреживания неразорвавшихся мин времен Второй мировой войны, и этот процесс, как сообщается, займет не менее трех недель.

"На наш взгляд, геополитическая напряженность, вызванная российско-украинским конфликтом, в будущем может послужить причиной возможных перебоев в работе трубопровода КТК. Отношения между Казахстаном и Россией также представляются напряженными ввиду того, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не высказался в поддержку непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, поддерживаемых Россией. Более того, Казахстан предложил ограничить определенные статьи экспорта в Россию в связи с международными санкциями. Поскольку трубопровод КТК имеет ключевое значение для Казахстана и проходит по территории России, Россия может использовать его в качестве рычага воздействия на Казахстан. При этом мы не рассматриваем эти события как свидетельство разрыва отношений между двумя странами, а считаем, что трубопровод КТК используется в качестве переговорного инструмента. Мы ожидаем, что Казахстан будет сохранять нейтралитет в отношении российско-украинского конфликта, продолжая сотрудничество с Россией по политическим и экономическим вопросам, избегая при этом риска введения вторичных санкций", - говорится в сообщении.

Кроме того, считают аналитики, неопределенная геополитическая ситуация вокруг российско-украинского конфликта может привести к тому, что трубопровод КТК будет использоваться в качестве рычага воздействия на потребителей нефти из этого трубопровода, включая страны Европейского Союза. В таком случае перебои в работе трубопровода не будут связаны с действиями Казахстана, но, тем не менее, могут нанести ему ущерб. Только около 10% нефти в трубопроводе КТК поступает из России, что составляет незначительную часть общего объема экспортируемой нефти.

Ключевым сектором казахстанской экономики остается нефтяной, на который приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 30% доходов расширенного правительства. Трубопровод КТК является важнейшей составляющей нефтяной инфраструктуры Казахстана и обеспечивает выход в Черное море для Тенгизского, Кашаганского и Карачаганакского месторождений, на долю которых в общей сложности приходится около 70% добываемой нефти. В портах Черного моря нефть переваливается в танкеры и отправляется потребителям в Европу, которая является крупнейшим экспортным рынком для Казахстана, а крупнейшие покупатели нефти — Франция, Греция, Италия и Нидерланды. Трубопровод КТК имеет пропускную способность 67 млн т/год, из которых Казахстан загружает 54 м/т (эквивалентно около 1 млн барр. н.э./сутки). В 2021 году около 80% совокупного объема экспорта нефти и газового конденсата из Казахстана транспортировалось по трубопроводу КТК.

"После решения российского суда о приостановке деятельности КТК и до удовлетворения апелляции консорциума президент Токаев поручил АО НК "КазМунайГаз" при сотрудничестве с инвесторами КТК разработать альтернативные экспортные маршруты. Если функционирование трубопровода будет остановлено на длительный период, мы полагаем, что Казахстан, вероятно, может перенаправить менее трети экспорта нефти, который осуществляется по трубопроводу КТК, однако это будет сложно с точки зрения логистики и будет сопряжено с большими затратами. В Казахстане есть еще два крупных трубопровода. Нефтепровод Атырау – Самара пропускной способностью 17,5 м/т в год также проходит через Россию, что делает его менее привлекательным маршрутом из-за экономических санкций против России. Нефтепровод Атасу – Алашанькоу мощностью 20 м/т в год соединяет Казахстан с Китаем и может быть наиболее подходящим вариантом для перенаправления экспорта, хотя он и не может заменить трубопровод КТК в полном объеме. Казахстан также мог бы транспортировать нефть через Каспийское море в Баку, Азербайджан, но это логистически сложный маршрут. Небольшая глубина Каспийского моря ограничивает грузоподъемность нефтяных танкеров".