Бесспорно, что Казахстан "богом отмеченная страна". Его недра содержат в себе несметные сокровища в виде нефти, газа, угля, редких металлов…
Однако, общеизвестно, что сейчас активно осваивается то, чтобы было открыто еще в советские годы. Отечественная геологоразведка, лишенная на долгое время серьезного финансирования, пребывала в тяжелом кризисе. В последние годы, несмотря на падение цен на углеводороды и руды, в отрасли наметился перелом.
Сюда пришло новое поколение казахстанских геологов, вооруженных знаниями лучших мировых вузов и стремящихся в поисках новых открытий применять новейшие технологии.
Сегодня наш собеседник Председатель Наблюдательного совета (Chairmanof Supervisory Board) в "Aurora Minerals Group LLP" Саид Султанов. В эксклюзивном интервью abctv.kz он рассказал о том, что сегодня делается в отечественной геологоразведке и какие проблемы испытывают казахстанские инвесторы.
- Саид Муратбекович, как сегодня обстоят дела в отрасли, и почему возглавляемая Вами "Aurora Minerals Group" решила прийти в Казахстан?
- Последние 25- 30 лет в геологоразведку Казахстана не выделялись масштабные инвестиции, что привело к дефициту профессиональных кадров, технологий и методики работ на рынке. Истощение старых крупных месторождений вызвало угрозу остановки производства на заводах, отчего остро встал вопрос увеличения минерально-сырьевой базы.
Это стало проблемой не только частных компаний, но и всего государства. Судите сами, такое положение дел может привести к сокращению тысяч рабочих мест, особенно, в моногородах. И никакие меморандумы не смогут их сохранить.
На наш взгляд, сейчас пришло время проводить геологоразведку с применением новых технологий и решений. Поэтому, объединившись с сильными мировыми зарубежными (SkyTem -Дания, Ground Probe – Австралия, Asahi Diamond – Япония, DiasGeophysical – Канада, Тромино-Италия) и отечественными партнерами, решили создать свою компанию, которая будет "заточена" на трансферте технологий и инвестиций в горнодобывающей сектор Казахстана.
Первого декабря 2015года мы открыли нашу компанию и назвали ее "Aurora Minerals Group" ("Au" в таблице Менделеева означает "золото"). Наша цель - сделать полезное для страны и общества, применяя новейшие технологий не на словах, а на деле. И это не просто лозунги.
- В мире уже создано и предлагается много различных технологий. Как не потеряться в этом разнообразии?
- Мы посещаем мировые выставки, проводим много переговоров, формальных и неформальных, чтобы мировые инжиниринговые компании инвестировали в Казахстан.
Кроме этого,обучаем наших молодых сотрудников на инновационном оборудовании, чтобы они стали высококлассными специалистами и передавали знания дальше.
- То есть "Aurora Minerals Group" - это союз единомышленников, состоящий из казахстанцев и из иностранцев. Но до создания компании Aurora Minerals Group, Вы благополучно работали на госслужбе, были руководителем СП между АО "Казгеология" и канадской "Geotech". Другой ваш партнер Кайсар Кожамуратов был управляющим директором по инвестициям с АО "Казгеология". Экспат из Австралии Кент Балас был главным геологом австралийской компании "Илюка Ресорсиз"...
- Совершенно верно. Я и мои партнеры – Кайсар Кожамуратов, Кент Баллас, были руководителями, топ-менеджерами в своих структурах, имели хорошие, результативные показатели в работе. Но нам захотелось чего-то большего, выйти на следующий уровень.И сама жизнь вывела нас на новую дорогу.
К моменту создания "Aurora Minerals Group"каждый из нас имел уже опыт работы в отрасли, мы знали, как "светлую", так и "темную"ее стороны, могли сопоставлять и сравнивать, анализировать и выработать альтернативные варианты для развития тех или иных процессов.
Словом, мы были готовы к тому,чтобы самостоятельно создать бизнес, приносящий удовлетворение, в первую очередь, в профессиональном плане. И при этом, мы стремились к тому, чтобы чувствовать себя свободно и раскрепощенно, не зависеть от чьих-либо капризов, и не идти на сделки с совестью.
- В таком случае, легко ли вести бизнес в Казахстане?
- Важнейшим фактором успеха, я считаю, является правильный бизнес-план и квалифицированная команда. Только потом стартовый капитал и связи.
Легко приехать в Казахстан благодаря безвизовому режиму со многими странами, легко открыть бизнес, не выходя из дома, через E-gov, потратить немалые деньги на аренду офиса и шикарную мебель.Но! Вести свое дело, а уж, тем более, сделать его прибыльным и независимым от государственных закупок и плавающего курса тенге, вот это уже не просто.
Порой даже успех несет в себе "минусы". Так, в самый разгар полетов, когда и ловишь каждый погожий день, возникают вопросы, имеющие явно "рукотворный" характер…
- Вы имеете ввиду "палки в колеса", конкуренты не дремлют?
- Если бы конкуренты... а может быть и они. С этим мы разберемся позже. Но по факту, у нас то и дело появляются проблемы, на решение которых уходят драгоценное время (работа геолога сезонная – прим. автора) и средства.
Но, несмотря на преграды, мы не останавливаемся на достигнутом, преодолеваем их, и идем дальше. Главное, мы развиваемся и идем вперед, шаг за шагом.
- И сколько времени "Aurora Minerals Group" ведете свою деятельность в Казахстане? Есть результаты?
- Год будет первого декабря, и уже есть конкретные результаты. Во - первых, мы выполнили более 40 000 погонных км аэрогеофизики. Это самый большой объём на казахстанском рынке.
Во - вторых, мы ведем крупный геологоразведочный проект "под ключ" для последующего размещения IPO на фондовой бирже в Торонто.
В - третьих, по геологическому франчайзингу мы завели на рынок Казахстана ряд технологических компаний: датскую аэрогеофизическую компанию SkyTem, которая представляет электромагнитные технологии в 3D, итальянскую компанию Тромино, производителей пассивных сейсмических датчиков, канадскую геофизическую компанию DiasGeophysical, австралийскую компанию-производителя радаров стабильности склонов GroundProbe и производителя запасных частей для буровых установок AsahiDiamond.
- Звучит впечатляюще...
- Все перечисленные компании уже действуют и работают на территории Казахстана, и мы являемся их эксклюзивными представителями.
Кроме этого, по заказу частных инвесторов наша компания выступала консультантом в оформлении права недропользования и составлении технических проектов, утвержденных государственными органами. В результате нашей деятельности, работу получили более 30 человек.
- Какие чисто геологоразведочные работы ведутся сейчас, и как оценивают потенциал наших недр?
- Наши австралийские партнеры считают, что Казахстан разведан только на 15%, и нас ждут большие открытия. На данный момент большую часть работ мы уже выполнили, и близится конец полевого сезона, вместе с тем, на золоторудном проекте мы проводим электромагнитную аэрогеофизику технологией SkyTem и планируем провести буровые работы.
Компания также проводит аналитическую работу по заказу местных компаний, которые собираются участвовать в аукционах на права недропользования.
Параллельно ведем работу с крупными недропользователями по применению радаров Ground Probe для мониторинга стабильности склонов в Казахстане. Недавно мы отправили два радара в Российскую Федерацию, где уделяют больше внимания предотвращению обвалов карьеров.
Надеемся,что скоро и в Казахстане наши карьеры будут проверяться радаром Ground Probe, что позволит сохранить жизнь нашим горнякам и предотвратить обвалы склонов.
- Саид Муратбекович, сейчас не самое выгодное время для поиска новых месторождений с учетом падения цен на нефть и руды?
- Позвольте не согласиться с этим ошибочным мнением. Сейчас-то, как раз, идеальное время для геологоразведки. Успешные инвесторы понимают, чтобы получить прибыль, нужно купить "за дешево" и продать "за дорого".
В нашем случае имеет место быть контроцикличность, то есть выгодно вести геологоразведку, когда цена ниже, чтобы к моменту ее роста, у нас был готовый и прибыльный продукт.
Мы думаем,что рынок цен на сырьеуже нащупал "дно", и теперь будет только подъем, что, несомненно, хорошо скажется на развитии Казахстана и нашей компании, в частности.
- Есть такая фраза: кадры решают все. Как формировали свою команду? Каково отношение экспатов к Казахстану?
- Это абсолютно применимая для Казахстана фраза, так как без кадров, понимающих местную специфику, невозможен такой сложный бизнес, как у нас. Наша компания успешна во многом благодаря профессиональной команде.
И я горжусь, что нам удалось собрать столь дружную и квалифицированную интернациональную команду. И стоит отметить, при том, что у нас не самые высокие зарплаты, устроиться к нам не так- то просто.
Наш главный критерий – порядочность. Каждый сотрудник обязан отвечать за свои слова и поступки, быть честным перед собой и коллегами.
Во - вторых, он должен быть профессионалом своего дела,ориентированным на эффективный результат и при этом позитивным.
В - третьих, он должен быть обучаемым и всегда стремиться к профессиональному росту. В нашей команде все знают английский язык, в совершенстве владеют информационными технологиями, а молодые ребята-геологи еще и умеют работать с оборудованием наших технологических партнёров.
Наш бизнес-партнер Кент Балас давно уже больше казах, нежели австралиец. Ему нравится наша культура, еда, он любит работать в Астане, но отдыхать в Алматы. Но, как настоящий геолог, он работает в самых отдаленных и труднодоступных участках Казахстана.
Он знает, как живет наш народ. Его очень сильно удручает тот факт, что в казахстанском бизнесе все стремятся к монополии, тогда как в Австралии все работают над увеличением рынка через конкуренцию.
Большой плюс иметь экспата в команде: он все старается делать правильно, эффективно, безопасно и качественно. Все данные качества и навыки в работе Кент прививает и нашим местным геологам.
- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять правительству и законотворцам, чтобы Казахстан стал инвестиционно- привлекательным?
- Правительство и лично глава государства Нурсултан Назарбаев сделали очень многое для привлечения инвестиций, создав атмосферу стабильности и межнационального согласия. Вместе с тем, есть ряд пожеланий и рекомендаций.
На мой взгляд, государство должно окончательно перейти на рыночную экономику и полностью избавиться от квазигосударственного сектора путем приватизации. Зачем бюджету кормить сотни неэффективных национальных компаний? Лучше отдать все в конкурентную среду, конечно, за исключением стратегических объектов.
Конкуренция выгодна и для потребителя, ведь он получает качественный товар по оптимальной цене. Думаю, как только это произойдет, уровень бюрократии существенно снизится, потому что рынок будет требовать быстрых и эффективных решений.
Во – вторых, принцип и закон "Yellowpages" был принят, но на деле закон хромает. Например, в аэрогеофизике в Казахстане работают три крупные группы - две частные и одна квазигосударственная.
Государство через национальные компании отдает подряды своей аффилированной "дочке", у которой, кстати, цены намного выше, при этом нет ни оборудования, ни персонала. В то время, как крупные недропользователи-частники выбирают две другие частные компании. Почему? Потому что бизнесу нужен качественный продукт по оптимальной цене и подконтрольный подрядчик, которого можно заставить работать.
В – третьих, необходимо увеличить финансирование геологоразведочных работ по новым технологиям, чтобы обеспечить индустриализацию, нужна минерально-сырьевая база. Хотя ранее бюджет на геологоразведку был увеличен, но девальвация тенге ввела свои коррективы не в лучшую сторону.
В – четвертых, на мой взгляд, нужно создать или доработать имеющуюся информационную систему, на которой можно будет купить геологическую информацию, а также сразу оформить права недропользования. Чем проще будет получить геологическую информацию и оформить право недропользования, тем быстрее у нас появятся компании юниоры аналогичные Канаде и Австралии.
В – пятых, Кодекс "О недрах и недропользовании" должен пройти общественные слушания со всеми заинтересованными сторонами, учитывая лучшую мировую практику и быть принятым в Парламенте в 2017 году.
Уверен, что выражаю общее мнение нынешнего поколения геологов, работающих в Казахстане: в отрасли должны быть установлены открытые, прагматичные, понятные и справедливые правила, единые для всех и навсегда.
Кульпаш Конырова