На его счету шесть чемпионств в рамках Казахстанской премьер-лиги, пятикратный призер и четырехкратный лучший футболист республики. Также он рекордсмен выступлений за сборную Казахстана – 76 игр.
Сейчас у Смакова новый вызов. После завершения карьеры игрока он вполне логично остался в футболе, чтобы помогать развивать его, внося свою весомую лепту. И абсолютно нет никаких сомнений в том, что ему вполне по силам справиться со своей новой ролью на футбольном поприще.
Самат, приветствую! Последним местом работы был футбольный клуб "Актобе", который ты возглавлял. Чем сейчас занимаешься?
Наверстываю упущенное, если можно так сказать. Посвящаю себя детям, их развитию. От футбола далеко не отошел, естественно. Играю за любительскую команду, общаюсь с ветеранами, консультирую клубы в различных вопросах. Честно говоря, было время все переосмыслить, набраться новых сил. После "Актобе" у меня было некое эмоциональное выгорание, нужно было восстановиться.
Скажи, пожалуйста, все ли удалось сделать на посту гендиректора "Актобе"?
Если говорить о спортивных результатах, то нет. Но удалось главное – сохранить клуб на плаву. Если честно, когда я только пришел в "Актобе", впереди маячила "перспектива" банкротства. Даже у Павлодарского "Иртыша" ситуация, на мой взгляд, была не настолько страшная. Что касается того, что не удалось, то скажу так: многое. У меня было много планов. Например, хотел построить небольшой стадион для команд первой и второй лиг. Чтобы детям было где тренироваться. Футбольный центр развить до уровня академии. Фан-шоп вот хотели открыть, просили землю возле стадиона, напротив одного популярного фастфуд-бренда.
Но землю не дали, сказали, что фан-шоп будет портить городской фасад. И таких примеров была масса. Но в целом из-за того, что я засыпал и просыпался лишь с мыслью о том, как закрыть долги, как не дать клубу утонуть в них, времени на другие направления у меня не хватало. Общим развитием клуба, если быть честным, заниматься возможности почти не было.
Как ты думаешь, почему твое сотрудничество с клубом, которому ты отдал в качестве игрока лучшие свои футбольные годы, не продлилось? Какие у вас остались отношения?
Полагаю, что в первую очередь из-за вылета команды из КПЛ. Если бы нам удалось сохранить прописку, то, само собой, дело до ухода вряд ли бы дошло. Но все знают, что решить эту задачу с существующими проблемами не представлялось возможным, с нас сняли 12 очков и закрыли возможность заявлять новых игроков. С такими условиями, я уверен, никому не удалось бы сохранить клубу место в Премьер-лиге.
Тебе не кажется, что сейчас футбольными клубами в Казахстане управляют далеко не футбольные менеджеры, которые особо не несут ответственность по расходованию средств, выделяемых из бюджетов регионов?
Мне хочется верить, что ситуация эта стала улучшаться. Постепенно клубы сами приходят к тому, чтобы нанимать более профессиональных людей, знающих футбол изнутри. При этом я не считаю, что в клубах должны работать исключительно бывшие футболисты. Должен быть баланс в виде менеджеров из других сфер, например из бизнеса, а также людей, имеющих большие познания в самом футболе. Проще говоря, нам нужно больше профессиональных менеджеров с хорошим образованием из бывших игроков. Уже есть правильные примеры – Евгений Красиков из "Кайрата", Давид Лория вот начал свой путь в "Астане", тот же Федор Симиниди в "Кызыл-Жаре" – они все получили профильное образование за рубежом. Таких людей должно быть больше. Отметил бы и Ерлана Уразаева, за плечами которого богатый опыт работы в крупных компаниях, причем на руководящих должностях.
Турецкий этап футбольной карьеры сложился для тебя в целом неплохо, набрался большого опыта, увидел, каким образом там развивают спорт номер один, можно ли их систему применить в нашей стране?
У турок нам нужно учиться прежде всего работе по привлечению спонсоров, упаковке продукта под названием футбол. Посмотрите, какая там инфраструктура: каждый год строятся новые современные стадионы, причем не только в крупных городах, но и на периферии. С такими вложениями в инфраструктуру успех им обеспечен. Даже сейчас у них генерируется новое поколение игроков, уезжающих в Западную Европу в юном возрасте. Если у нас будет такой уровень вложений именно в инфраструктуру, в детей, то мы способны переплюнуть ту же Турцию.
Ты родом из Семея, тебя не заботит то, что сейчас в этом регионе практически нет футбола? Хотя была замечательная история у клубов "Спартак", "Елимай", где ты начинал свою футбольную карьеру.
Это моя боль. Увы, но на родине казахстанского футбола этот вид спорта никому не нужен. Только болельщикам. Но и их энтузиазм постепенно угасает. Пока не вижу, что что-то может измениться.
Самат, у тебя много разных побед в карьере, регалий: шестикратный чемпион Казахстана, лучший футболист Казахстана, рекордсмен выступлений за сборную. Наверное, сложно выбрать самый запоминающийся матч, но все же были ли среди них таковые?
Запоминается всегда дебют. 2000 год, при Воите Талгаеве сбылась моя мечта – я дебютировал в матче с Иорданией. Вообще когда играешь за сборную, то любой матч запоминающийся. Но выделю еще два: дебют в официальных турнирах УЕФА, матч против Украины. Ну и наша первая победа – над Сербией. Это были самые мощные эмоции, это мало с чем можно сравнить. Мы были в полном смысле этого слова счастливы. Эту игру до сих пор вспоминают все болельщики, она в какой-то мере эпохальная.
Болельщики тебя прозвали Легенда номер 8, с чего это началось?
Не помню точно, кто именно был первым, но случилось это после выхода фильма "Легенда № 17" про Валерия Харламова. Я тогда играл в "Кайрате". Мы приехали на матч в Актобе, меня приветствовали болельщики, и в это время наш фотограф Паша Лаптев сделал несколько хороших и теплых снимков. Кто-то через пару дней взял одно из этих фото и подписал "Легенда № 8", отметил меня в "Инстаграме". И началось. Все стали так называть.
Самат, в ближайшей перспективе все-таки ты видишь себя в футболе больше тренером или менеджером?
Не хочу себя ограничивать. Пока меня знают лишь как менеджера с опытом работы в экстремальных условиях. Но это не значит, что тренерская деятельность мне неинтересна. Если вы помните, у меня не было возможности выбирать, по какой стезе идти. Мне предложили пост директора "Актобе" в тот момент, когда я собирался продлевать контракт игрока с "Ордабасы". Недавно один друг спросил у меня, почему бы мне не пойти в помощники к главному тренеру сборной Михалу Билеку, помочь ему в раздевалке, учиться у него. Мне эта идея очень пришлась по душе. Но я же не могу напрашиваться. Если бы предложили, согласился бы, не думая. Сборная для меня важна, даже несмотря на то, что я в ней уже не играю.
Ты долгое время капитанствовал в разных клубах, задача вдвойне ответственная. Что тебя для этого вдохновляло? Книги, футболисты, какие-нибудь мировые личности? Что тебя мотивировало?
Знаете, я даже не припомню, чтобы в казахстанских клубах меня не выбирали капитаном. Акцент на слове "выбирали". Это значит, что мои коллеги доверяли мне. Естественно, это дополнительная ответственность. Подвести их не имеешь права. Как на поле, так и в быту. Особенно когда подходили молодые футболисты и просили совета или помощи, то всегда старался сделать для них максимум возможного. Причем это касалось не только наших игроков, но и легионеров. Ведь я когда-то был в их шкуре, поэтому прекрасно понимаю, как тяжело им адаптироваться, понять ментальность чужой для них страны.
Это не просто повязка на предплечье, а дополнительная ответственность, нагрузка. Последние годы я старался еще больше соответствовать этой привилегии, так как мой сын играет в футбол, и он тоже является капитаном в своей команде. Поэтому я прекрасно осознавал, что он берет пример с меня, я являюсь для него ролевой моделью.
Азамат Ашимов
Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!