Найти эффективные меры минимизации влияния глобального кризиса на бизнес Казахстана – такая задача поставлена перед Национальной палатой предпринимателей "Атамекен". Ее достижение требует выстраивания четкой системы приоритетов. Что, как, а, главное, за счет каких ресурсов будет предпринимать для этого "Атамекен" в обозримом будущем?
Недавние поездки руководства палаты по регионам и встречи с региональными бизнес-сообществами, по итогам которых принято решение сформировать "Дорожную карту "Атамекен", показывают, что НПП имеет предельно ясное видение того, какими путями будет реализована эта задача.
Стратегические цели НПП "Атамекен" давно определены. Это устранение административных барьеров, законодательная и нормотворческая работа, деятельность по обеспечению доступности финансовых ресурсов для бизнеса, использование мер господдержки, развитие человеческого капитала и прочие направления.
Однако время вносит свои коррективы, и повестка дня тоже актуализируется. На основе запросов бизнеса Национальная палата предпринимателей выработала семь приоритетных направлений работы на ближайшее время. Именно они обеспечат в дальнейшем деятельность работы правления НПП, региональных палат и советов по защите прав предпринимательства, именно они лягут в основу Дорожной карты.
Закупки: все должно быть прозрачно
В качестве первоочередной определена задача обеспечения участия отечественных производителей в госзакупках и закупках квазигосударственных компаний. Это по-прежнему остается главным вопросом защиты интересов национального бизнеса.
С момента своего создания Нацпалата ведет в этом направлении планомерную и систематическую работу. Есть конкретные наработки. Подписаны соглашения с министерством финансов РК, Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына" и его дочерними компаниями, с акиматами Астаны и Алматы. Соответствующие договоренности будут подписаны и в других регионах.
Главная цель работы НПП "Атамекен" в этом направлении - обеспечение прозрачности процесса госзакупок. Основная задача – стимулирование импортозамещения. Инструмент – заключение долгосрочных контрактов.
Один из заместителей председателя правления Нацпалаты, помимо своих основных направлений, отныне будет курировать вопросы госзакупок.
Очевидно, что других источников стимулирования роста предпринимательства, по большому счету, сегодня попросту нет. Экономика страны до сих пор испытывает сильную зависимость от поступлений за счет реализации нефти и газа. И, хотя цены на эти экспортные продукты относительно невысоки, поступления, как минимум, стабильны.
Поэтому сегодня для правительства страны крайне важно обеспечить отечественному бизнесу широкие возможности участия в закупках государственного и квазигосударственного сектора. А со стороны Нацпалаты необходимо обеспечить этому процессу максимальную прозрачность с тем, чтобы интересы отечественного бизнеса были достойно представлены, а предприниматели получили долгосрочные контракты.
Кроме того, "Атамекен" должен максимально облегчить бизнесу вхождение в процесс закупок, и с этой целью оказывается сервисная поддержка и сопровождение проектов.
К слову, сегодня "Атамекен" работает над новой формой обеспечения казахстанского содержания – индустриальным сертификатом. Этот документ, предоставляющий бизнесу приоритетное право в закупках, придет на смену не оправдавшей надежд бизнеса форме CT-KZ.
Однако широкому внедрению индустриального сертификата должно предшествовать введение института независимых отраслевых экспертов (в понимании руководства палаты, отраслевых ассоциаций бизнеса) предквалификации на основе Национального реестра отечественных товаропроизводителей в республиканских государственных закупках. Итогом этой работы видится выход на программу импортозамещения на основе долгосрочных договоров и субконтрактации.
Стартовый капитал для малого бизнеса
Общеизвестно, что борьба с безработицей является одной из функций государства. Но бизнес тоже не может оставаться в стороне от социальных проблем. И потому не менее важным приоритетом деятельности НПП "Атамекен" определен ряд конкретных мер по содействию занятости. В конечном счете, эту задачу решает развитие бизнеса вообще, но именно малый бизнес обладает большим потенциалом в расширении рынка труда.
Один из важных инструментов решения этой проблемы НПП видит в создании системы микрокредитования субъектов малого предпринимательства за счет спонсоров, и при софинансировании местных исполнительных органов. В ближайшей перспективе планируется охватить микрокредитованием с фондом до 7 млрд тенге семь областей Казахстана. Пионером этого направления стала группа компаний "АЛМЭКС", заключившая соответствующие меморандумы с НПП "Атамекен" и акиматами областей.
Микрокредиты будут выдаваться под достаточно низкие проценты, – 6-7 процентов годовых - на три года. Предпочтение будет отдаваться, в первую очередь, проектам в области сельского хозяйства и сельхозкооперации.
Преимущество данной программы в том, что, получая кредиты, предпринимателю необязательно предоставлять залог. К тому же инициаторы программы готовы профинансировать бизнесменов, так сказать, "под честное слово" (что, однако, не исключает возврата выделенных средств).
Важным элементом решения проблемы становится определение потребностей работодателей в подготовке кадров в рамках "Дорожной карты занятости-2020". В этом оказывают поддержку аккредитованные при НПП "Атамекен" отраслевые ассоциации. Их интерес понятен: в условиях развития дуального профессионального образования, когда крупные и средние предприятия участвуют в управлении профтехколледжами, вопрос подготовки кадров выходит на первый план.
Однако не всегда отрасль представлена крупными предприятиями с большими оборотами. И в этом отношении "Атамекен" рассчитывает на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся членами региональных палат предпринимателей.
"Поможем и поддержим!"
Бизнес – очень динамичная и постоянно развивающаяся сфера. Постоянно возникают новые явления, отношения, ниши рынка. С багажом навыков и умений двадцатилетней давности сегодня уже трудно вписаться в течение времени.
Учитывая поставленные перед НПП задачи развития бизнеса, особую актуальность приобретает обучение основам предпринимательства и сопровождение проектов в Центрах обслуживания и центрах поддержки предпринимательства (особенно в сельских районах и моногородах). С 2015 года Национальная палата предпринимателей, по постановлению правительства и согласно договору с заказчиком - министерством национальной экономики РК - в рамках единой программы "Дорожная карта бизнеса-2020", осуществляет мероприятия по нефинансовой поддержке бизнеса.
В прошлом году палата реализовывала свои функции по трем компонентам программы: сервисная поддержка бизнеса, информационное консультирование и бизнес-учеба. Все эти элементы взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Цель НПП "Атамекен" – не дать предпринимателю заблудиться в мире информации и помочь ему выбрать правильное направление в своей дальнейшей деятельности.
В настоящее время Центры поддержки предпринимательства созданы в 180 районах всех регионов нашей страны. На конкурсной основе отобраны предприятия, оказывающие сервисную поддержку предпринимателям – это 800 человек, которые сейчас работают в 16 регионах Казахстана. Без преувеличения можно сказать, что любой гражданин, выказавший предпринимательскую инициативу, или действующий предприниматель, получит помощь в виде сопровождения процедуры регистрации, разработки бизнес-плана, ознакомления с необходимыми ему инструментами господдержки и прочими вещами.
В 2015 году услугами консультантов центров воспользовались свыше 30 тысяч предпринимателей, которым было оказано 40 тысяч услуг. Эти цифры подтверждаются актами выполненных работ – документами финансовой отчетности.
Приватизировать в рассрочку
В ходе встреч с предпринимателями неоднократно поднимались вопросы приватизации неэффективно используемых государством объектов.
"На наш взгляд, громкие заявления об успехах в этой сфере не всегда соответствуют действительности. И виной тому две причины. Первая – большей частью на приватизацию выставлены малопривлекательные активы в виде коммунальных предприятий, учреждений образования и культуры и даже научно-исследовательских. Местные исполнительные органы чаще всего стараются избавиться от невостребованных объектов. А новоиспеченным владельцам нужно вкладывать немалые средства, чтобы приватизированные учреждения заработали, а это, следовательно, потребует привлечения заемных ресурсов. Вторая - долгосрочные финансы для приватизации в стране недоступны предпринимателям. Будем откровенны, бизнес сегодня волнуют вопросы выживания, а не приватизации. Поэтому с самого начала приватизационной кампании мы предлагали использовать более эффективные инструменты: передачу объектов в рассрочку, в доверительное управление с последующим выкупом и так далее", - заявил председатель президиума НПП "Атамекен" Тимур Кулибаев, выступая перед представителями бизнес-сообщества.
По мнению руководства НПП, процессу приватизации должен предшествовать аудит эффективности всех видов собственности, - республиканской, коммунальной и квазигосударственного сектора, - на основе принципов Yellow pages. В том числе и с учетом возможности применения форм государственно-частного партнерства (например, концессии) и доверительного управления.
Эта работа пошла бы активней, если бы в состав комиссий по приватизации в госорганах, нацкомпаниях и акиматах были представлены представители Нацпалаты или региональных палат. Также эксперты НПП должны входить в состав Проектного офиса при министерстве национальной экономики РК.
Участники отечественного финансового рынка должны быть включены в перечень независимых консультантов для проведения оценки и сопровождения сделок по крупным объектам приватизации. Заслуживает внимания идея реализация пилотных проектов ГЧП на республиканском и региональном уровне, формирование реестра потенциальных частных партнеров, распространение и применение их положительного опыта.
"Важно понять, что в казахстанских активах зарубежные инвесторы практически не заинтересованы, за исключением, пожалуй, Китая и России. Но только казахстанский бизнес способен обеспечить национальный суверенитет в управлении этими активами. Кроме того, ряд объектов, находящихся в государственной собственности, неэффективно используется из-за отсутствия грамотного управления. Частный бизнес априори лучше с этим справляется", - считает Тимур Кулибаев.
В этой связи НПП предлагает сформировать из выставленных на приватизацию активов крупный пул предприятий. Они могут быть переданы зарекомендовавшим себя казахстанским компаниям на особых условиях (в рассрочку, в доверительное управление и проч.). Палата берется рекомендовать такие предприятия и выступить их гарантом.
Кооперативы – шанс для фермеров
Самый большой блок вопросов - это развитие бизнеса на селе. Сегодня ложилась парадоксальная ситуация: при том объеме колоссальных вливаний в сельское хозяйство, которые предпринимались в прошлые годы, аграрный сектор формирует лишь 5 процентов ВВП страны. А между тем именно на селе сосредоточена половина всего населения Казахстана.
"Надо признать, сегодня наше сельское хозяйство неспособно обеспечить продуктами питания даже внутренний рынок. Это серьезный вызов национальной экономической безопасности: как мы можем сдерживать инфляцию, если валютные ресурсы тратятся на импортные продукты?", - указывает Тимур Кулибаев.
Анализ экспертов НПП показал, что основной проблемой, стоящей перед сельским хозяйством, является отсутствие стимулов к трансформации мелких и средних фермерских и личных подсобных хозяйств в крупно-товарные производства.
Нынешние объемы сельскохозяйственной продукции, выращиваемой фермерами, вряд ли заинтересуют крупных потребителей-переработчиков. Отсюда проблемы крестьянских хозяйств со сбытом. Именно поэтому Национальная палата предпринимателей стала инициатором изменений в законодательство о сельскохозяйственной кооперации.
Создание кооперативов дает крестьянам шанс, сохранив самостоятельность в принятии решений, получить право управлять и распоряжаться собственным имуществом, сообща участвовать в переговорах с потребителями или решать какие-то общие экономические проблемы, будь то закуп удобрений, техники, племенного поголовья скота, строительство водопровода или создание МТС.
"Но все это возможно лишь через системную работу с сельским населением. Мы должны убеждать и доказывать эффективность новых методов управления и ценность кооперации. Голос одного фермера вряд ли будет услышан крупным оптовиком-закупщиком. Голос группы производителей – это уже иная переговорная сила", - подчеркнул глава НПП "Атамекен".
С этой целью палатой создаются условия для формирования 11 сельскохозяйственных кооперативов, где в пилотном режиме внедряется новая модель хозяйствования (руководители хозяйств, после долгих раздумий, согласились участвовать в этой акции). В дальнейшем опыт кооперативов будет распространен на всю страну.
Таможня: упростить и облегчить
Еще одно крупное направление нашей деятельности – упрощение экспортно-импортных операций с целью пресечения импорта по "серым" схемам, контрафакта и коррупции.
Таможенные поборы – давняя головная боль казахстанского бизнеса: именно эти жалобы лидируют в общем количестве обращений предпринимателей, поступающих в НПП. Чаще всего это касается волокиты при таможенном оформлении и нарушений процедур определения таможенной стоимости товара. Есть и случаи откровенного вымогательства, замаскированные под требования "буквы закона". НПП предлагает раз и навсегда решить эти проблемы. Но это требует реализации следующих мер.
Первое – "Атамекен" предлагает в качестве "пробного шара" заимствовать опыт Грузии. А именно - реализовать проекты по строительству и управлению зонами таможенного оформления (ЗТО) на основных пунктах пропуска на основе государственно-частного партнерства.
"Не надо бояться присутствия "частника" на таможне. Может статься, что его модель управления будет эффективнее государственной. Но ля этого требуется разработка единых требований по ЗТО с целью обеспечения максимальной прозрачности. В той же Грузии все виды таможенных процедур осуществляются по принципу "единого окна", - обращает внимание Тимур Кулибаев.
Что для этого необходимо? Интеграция информационных систем государственных органов в рамках электронного декларирования и "единого окна". Эксперты НПП считают, что в таможенном оформлении необходимо сместить акценты посттаможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап выпуска товаров. Это даст возможность стимулирования добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо добиться сокращения количества предоставляемых при таможенной очистке документов. Внедрить новые принципы помогла бы реализация совместного с бюро "Веритас" проекта "Е-фрахт" в морпорту Актау или на таможенном пункте "Коргас".
Но для реализации этих задач потребуется воля правительства страны.
Не доводить дело до суда
В последнее время стало заметно стремление бизнеса перенести разбирательства бизнесменов из зала суда в арбитраж. Чем это продиктовано?
Не секрет, что суды Казахстана перегружены исковыми процессами. И, судя по количеству поступающих исков по хозяйственным делам, эта тенденция будет только углубляться. Иное решение предлагает бизнесу "Атамекен". Поэтому одним из серьезных направлений деятельности палаты стало развитие досудебных механизмов регулирования споров как между субъектами бизнеса, так и с госорганами. Это не только арбитраж, но и медиация, подача апелляций. Некоторые наработки уже есть, так как норма об арбитражном производстве изначально заложена в закон "О Национальной палате предпринимателей".
С этой целью два года назад при НПП был образован Центр арбитражного и третейского разбирательства. Это альтернатива государственному суду, позволяющая бизнесмену сэкономить свои средства, сберечь нервы и при этом надеяться на, действительно, прозрачное, объективное решение.
Предприниматели сами, без вмешательства государственных органов правосудия, избирают арбитров, и с их помощью разрешают возникающие конфликты. Стороны сами определяют процедуру разрешения спора. То есть, по соглашению сторон, они могут определить место разрешения спора, язык разрешения, процедуру, сроки, как будет проходить рассмотрение. К примеру, оно может быть и в онлайн-режиме, когда стороны даже не встречаются, а ведут конференц-связь. (Именно так в Центре арбитража проходят некоторые разбирательства, в ходе которых полноценно представляются доказательства, опрашиваются стороны). Или же стороны имеют право предоставить документы, обозначить, что они доверяют определенному арбитру, подать исковое заявление, отзыв и так далее. Преимуществом является также то, что быстро проходит рассмотрение споров.
С учетом того, что время является главным ценным ресурсом для каждого человека, а бизнесмены, в первую очередь, должны заниматься основной деятельностью, – производить товар или оказывать услуги, -- это имеет большое значение. Если их время уходит на беготню, споры, ожидания, посещение заседаний, это создает серьезные помехи.
Однако, по мнению экспертов НПП "Атамекен", для повышения эффективности досудебных разбирательств необходимо решить несколько моментов. В частности, внедрить механизмы досудебного урегулирования налоговых и таможенных споров с участием независимых экспертов. В этом палата рассчитывает на поддержку министерства финансов РК.
Но для реализации такой схемы требуется включить соответствующие нормы в проект Налогового и Таможенного кодексов. Сейчас Нацпалата готовит пакет таких новаций.
Эксперты ожидают, что с учетом ожидаемых концептуальных законодательных изменений активизируется работа Центра арбитражного и третейского разбирательства (ЦАТР) при НПП. Этому поспособствует выработка транспарентного механизма отбора судей в ЦАТР на основе саморегулирования.
Региональная карта: навигатор в океане бизнеса
Региональная карта развития предпринимательства - седьмое приоритетное направление деятельности Нацпалаты.
Сегодня в рамках программы индустриально-инновационного развития у предпринимателей в регионах открыт доступ к финансам, им дали возможность массово развивать индустриальные зоны, а местным властям - определенную автономию в части некоторых налогов, позволяя самим предоставлять преференции в целях привлечения инвесторов.
Но это привело к тому, что каждый регион пытается создать нечто особенное, не считаясь с рыночной конъюнктурой. Отсутствует внутриотраслевая и межрегиональная кооперация, привязка к местным ресурсам – сырью и рынку труда. Поездки по регионам и реализация первого этапа ГП ФИИР показывают, что, к сожалению, регионы не владеют информацией о том, какие проекты реализуются в других областях. Страна одна, а межотраслевого баланса или, как раньше, баланса размещения производственных мощностей, нет. Иногда это приводит к перекосам.
Например, строится цементный завод, привлекаются инвесторы, в то время как в соседней области уже существуют два аналогичных предприятия. Необходимо создать реестр субъектов предпринимательства, что позволит иметь полную картину в том или ином регионе по развитию тех или иных проектов. Однако, к сожалению, долгое время такой статистики не было, что также мешало выработать четкие ориентиры в этом вопросе.
Проанализировав ситуацию, в "Атамекене" создали Карту развития регионов - это описание потенциала развития предпринимательства в каждом регионе, их ресурсных, экономических возможностей, конкурентных преимуществ. Карта создана на основе информации региональных палат предпринимателей, поскольку без участия регионов, их понимания происходящих процессов невозможно разработать данный документ.
Сегодня на карте, работающей в онлайн-режиме, виден каждый район с факторным анализом - природные ресурсы, полезные ископаемые, энергомощности, ресурсы рынка труда.
В декабре прошлого года во время проведения республиканского конкурса "Алтын сапа" Карта регионального развития была официально презентована руководству страны. Работая над Картой, эксперты Нацпалаты исходили из того, что предпринимателям важно знать, куда целесообразно вкладывать инвестиции и какие направления развивать в том или ином регионе, основные показатели по региону, раскрывающие его потенциал, в частности, инфраструктуру, человеческий капитал, доступ финансирования, рынки сбыта и прочее.
Карта полезна и госорганам. Она помогает понять, что сдерживает более активное развитие предпринимательства в Казахстане, какие меры необходимо предпринять в краткосрочной и среднесрочной перспективе, чтобы активизировать процесс развития предпринимательства.
Акиматам она будет полезна еще и в части привлечения иностранных инвесторов. На базе региональной Карты развития предпринимательства получен оптимальный перечень направлений в разрезе регионов, реализация которых позволит обрести максимальный экономический эффект для отдельного региона, с одной стороны. Но одно из главных условий успешности этого проекта – Карта должна постоянно актуализироваться. Именно эта задача ставится руководством Нацпалаты перед региональными палатами. Также необходимо корреспондировать проекты региональных карт развития предпринимательства с разрабатываемой программой импортозамещения.
Очевидно, что Карта дает колоссальные возможности не только для поиска рынков сбыта, партнеров на основных рынках спроса (КНР, РФ, Иран, Центральная Азия) и привлечения инвестиций, но и для развития туристического потенциала всех регионов страны. В том числе и с учетом подготовки к проведению международной специализированной выставки Экспо-2017.
Реализация всех семи приоритетных направлений "Дорожной карты "Атамекен" позволит в кратчайшие сроки нарастить потенциал предпринимательства в Казахстане, увеличить объемы и производительность труда, численность занятых и вплотную приблизиться к исполнению поручения Главы государства - достижению доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны на уровне 40 процентов.
Алексей Банцикин