Семейные драмы с публичной оглаской: почему иначе беззаконие не остановить

1555

​Такого мнения придерживается большинство пользователей Сети в комментариях к резонансным случаям в стране.

Семейные драмы с публичной оглаской: почему иначе беззаконие не остановить Фото: freepik

В последнее время в Казахстане идет тенденция предавать огласке любое беззаконие. Потому что только таким способом можно решить проблему, считают казахстанцы. Ежедневно в Сети появляются вопиющие видео со случаями насилия, новости пестрят негативом, и это уже, к сожалению, становится будто бы нормой, передает корреспондент inbusiness.kz.

Пожалуй, все началось с резонансного уголовного дела в отношении экс-министра экономики, проложившего путь к подобной практике. Дело Бишимбаева стало триггером для публичных признаний женщин в бытовом насилии. "Закон Салтанат", принятый в аккурат в дни судебного процесса, позволил казахстанкам обращаться в правоохранительные органы с большей уверенностью, что их защитят.

Позорное выселение собственных детей

В минувшие выходные Казнет буквально взорвал видеоролик о насильном выселении бывшей супруги Марата Айтенова с детьми.  В настоящее время брат экс-акима Шымкента предстал перед судом и арестован по делу о выселении.

Ранее на пресс-конференции, организованной фондом "Не молчи kz", бывшая супруга Айтенова, Дана Атешова, рассказала журналистам подробности семейной драмы.

Женщина прожила в браке с Маратом Айтеновым девять лет.  По ее словам, за эти годы было физическое, моральное и финансовое насилие с его стороны не только по отношению к ней, но и к детям тоже.

"Когда он выселил нас с детьми из дома и после того, как я не согласилась с этим и заселилась назад, он начал всячески давить финансово, то есть перестал оказывать финансовую помощь детям, силой отобрал мою машину, натравив полицию. После этого я сделала публичное обращение, в котором рассказала о том, что подвергалась насилию, как и наши дети. Несмотря на все доказательства, в том числе и открытое признание Айтенова в  жестоком обращении к детям, угрозах в мой адрес, несмотря на заключение докторов о том, что я действительно подвергалась насилию средней тяжести, суд обязал меня принести публичные извинения Айтеновым", – рассказала Дана.

По ее словам, он и его отец выселяют ее  и троих детей из дома, хотя Айтенов – долларовый миллионер.  У него есть связи в судах, многочисленные родственники, а также неограниченные финансовые ресурсы. Ему помогали скрывать его истинные доходы, о чем есть свидетельства этого в прокуратуре. Сегодня бывший муж на троих детей платит лишь 50 тыс. тенге в месяц, а сам при этом проживает в доме за 2 млн долларов, у него только коммунальные услуги обходятся в 700 тыс. тенге в месяц и есть личная охрана. При этом 50 тыс. тенге и выселение из дома судом признаны законной мерой, потому что Дана позволила себе публично заявить о том, что он избивал ее и детей. 

Несмотря на бесконечные призывы к власти, обращения потерпевшей во всевозможные правоохранительные органы, только видео о насильственном выселении возымело результат, потому что получило широкую огласку в обществе.

В полиции не приняли меры – женщина осталась инвалидом

В другом случае Индира Тергеубаева стала жертвой агрессии со стороны бывшего мужа.  Он неоднократно покушался на ее жизнь, женщина обращалась в правоохранительные органы, о чем есть пять решений суда. В департаменте полиции не хотели браться за дело, и, так как мужчина был гражданином Российской Федерации, этим делом занялась миграционная полиция. 

Несколько лет назад женщина подала в суд заявление о том, чтобы депортировать ее бывшего мужа, и суд на первом же заседании принял решение его депортировать. Он был с этим не согласен и дошел до Верховного суда, который тоже вынес решение о его депортации. По решению суда еще в 2021 году мужчина должен был покинуть страну за 15 суток.

"Как оказалось, миграционная полиция его не выдворяла в течение полутора лет. Поэтому до дня трагедии он пришел ко мне в магазин и снова угрожал мне, что убьет, я тут же вызвала полицию.  Я сообщила о том, что он депортированный давно, о чем имею на руках решение Верховного суда. Я сказала сотрудникам полиции, что боюсь его, и просила меня защитить, но они бездействовали – забрали заявление и не приходили.  На следующий день он ворвался в магазин, принес с собой 40 литров бензина, огнестрельное оружие, два пистолета, большой нож и горелку. Облил весь магазин и меня бензином и просто включил горелку. Произошел взрыв, он погиб на месте, меня третьей взрывной волной выбросило на улицу, и я получила очень тяжелые ожоги. Недавно я перенесла девятую сложную операцию", – поделилась Индира Тергеубаева.

Виновными в этой трагедии Индира считает сотрудников миграционной полиции, которые сразу не исполнили решение суда и не депортировали бывшего мужа, и участковых, которые за день до трагедии не приняли мер по ее заявлению.

"По их вине сейчас я прохожу такие долгие мучительные медицинские реабилитации, чтобы восстановить свое здоровье. Полная несправедливость, что меня до сих пор не признают потерпевшей, они все время пытаются закрыть это дело. Мне вот даже в прокуратуре сказали: "Все, хватит, перестаньте, остановитесь на этом. Это не сотрудники вас облили, а человек, который облил, понес наказание и погиб".  Но я не собираюсь останавливаться и буду идти до конца, до приговора суда", – заявила Индира.

Сам президент в курсе этого дела и дал поручение проконтролировать и наказать виновных. Но воз и ныне там, никто не хочет исполнять указание главы государства. Адвокат Айнар Айдарханова и фонд стараются, чтобы справедливость восторжествовала, и оказывают юридическую помощь женщине.

Жертвы государства?

По мнению Дины Тансари, правоохранительные органы закрывают глаза на семейно-бытовые конфликты. Когда, например, на улице на мужчину нападает кто-либо и запугивает убийством, у государства есть масса рычагов и методов, как привлечь этого человека к ответственности и как его наказать.  Но когда это бывший сожитель или муж, то каждый полицейский, каждый участковый старается вставить эту фразу: "Ну, вы же бывшие родственники, вы же бывшие муж и жена, вы же бывшие сожители…".

"Женщина, которая живет в Казахстане, имея статус жены или сожительницы, автоматически лишается защиты и остается без поддержки государства.  А в таких вопиющих случаях становится еще и жертвой государства, ведь именно государство выносит такие неправосудные приговоры в отношении ее близких и такие неправомерные, неправосудные решения в адрес самой жертвы", – отметила глава фонда.

Салтанат Нукенова, Карина Мамаш, Дана Атешова и многие другие женщины, о которых общество даже не знает, ежедневно становятся жертвами страшного абьюза. Благодаря сети Интернет женщины имеют хоть какую-то возможность обратиться публично.

На сегодняшний день в Казахстане действует 49 кризисных центров, на содержание которых в прошлом году выделено 3,7 млрд тенге.

В кризисном центре "Уміт" рассказали, что после принятия нового закона против бытового насилия женщины стали звонить и обращаться чаще. Выросли уверенность и доверие, что их защитят. В день от жертв бытового насилия поступают 8-10 звонков, но не все обращаются в центр. Например, в июне поступила 21 женщина. В данное время в центре живут 53 женщины.

 Как отметила руководитель фонда "Коргау-Астана" Анна Рыль, результат от нового закона о бытовом насилии пока не ощутим.

"У одной женщины, которая поступила в наш центр, есть возбужденное уголовное дело в отношении мужа. Пока поток обращений не снизился, но есть жалобы женщин, когда участковые им говорят, что уголовное дело может повлиять на будущее детей.  Если есть причинение легкого вреда здоровью, то это будет уголовный проступок в отношении мужчины и на будущее детей влиять не будет. В этом плане надо разъяснять людям тонкости законодательства, проводить большую разъяснительную работу", – считает эксперт.

По ее словам, в консультативный центр фонда ежедневно обращаются три-четыре женщины, а в приют поступают четыре женщины в неделю. В 2023 году в приюте было размещено порядка 220 человек, обращений за консультацией – около 1,5 тыс. Достаточно обращений связано с разделом имущества, неуплатой алиментов, запретом общения с детьми.  Очень много случаев, и все они разные.

Ранее в беседе с корреспондентом inbusiness.kz Дина Тансари поделилась мнением, что закон против бытового насилия на самом деле был принят под давлением общества и многие нормы в нем не доработаны. 

Изображение от freepik

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться