СК «Евразия» борется с мошенниками по-разному, в том числе и выплатами

СК «Евразия» борется с мошенниками по-разному, в том числе и выплатами

20 Ноябрь 2018 14:59 2230

СК «Евразия» борется с мошенниками по-разному, в том числе и выплатами

Автор:

Саян Абаев

Основная проблема, с которой столкнулись сегодня страховщики и клиенты страховых компаний, – деятельность недобросовестных юридических посредников, которая приводит к необоснованным и крайне завышенным взысканиям страховых выплат в пользу автоюристов, а не потерпевшей стороны. А учитывая высокую закредитованность населения и низкий уровень финансовой грамотности, это является настоящим лакомым кусочком для мошенников, что ведёт к росту недовольств и возникновению недоверия к страховым компаниям не только в ряде регионов, но и уже в таких крупных городах, как Астана и Алматы.

Буквально недавно произошёл яркий пример мошенничества, где во время ДТП скончался муж пострадавшей. К ней обратился автоюрист в лице директора Ставицкого С. С. из ТОО «Бюро по урегулированию проблем после ДТП», заверив, что положенная к выплате страховая сумма составит 1,5 млн тенге, где страховая компания «Евразия» якобы удержит 500 тыс. тенге. Еще 500 тыс. тенге составит стоимость услуг их бюро за работу, и в итоге женщина получит на руки 500 тыс. тенге. В итоге обманным путём мошенники получили цессию (уступку прав). Позже пострадавшая женщина решила всё же перепроверить достоверность информации в страховой компании «Евразия», где ей заявили, что никаких удержаний быть не может, а страховая выплата по данному происшествию составит по закону 2,405 млн тенге. В последующем именно такая сумма и была выплачена пострадавшей.

Также встречается и другая группа автоюристов-мошенников – некие компании, которые выкупают у клиентов права требования по страховому случаю за гораздо меньшую сумму, но зато наличными и в этот же день. Многие водители соглашаются, думая, что процесс получения страховой компенсации долгий и безрезультатный. Итог: автоюрист, доведя дело до суда, добивается максимально возможной выплаты и забирает её себе.

«Сегодня в Казахстане доля мошеннических действий в автостраховании растёт, учитывая, что это массовый вид страхования. СК «Евразия» уже давно борется со всеми проявлениями мошенничества. В компании полностью автоматизирован процесс контроля за страховыми выплатами – от регистрации заявления об убытках до создания платёжного поручения в банке пострадавшего. Что касается статистики выплат по ОГПО ВТС, то СК «Евразия» на 01.11.2018 выплатила 3,2 млрд тенге, что в два раза больше, чем в 2017 году. Начиная с 2018 года мы ежемесячно выплачиваем страховые выплаты более 1000 автовладельцев, тогда как в 2017 году эта цифра составляла 600-700 автовладельцев. Поэтому компания не испытывает трудностей с обеспечением своевременных выплат своим клиентам, и все эти выплаты осуществляются в обход недобросовестных автоюристов» – заявил исполнительный директор, член правления СК «Евразия» Нурмухамед Тульбаев.

«Тему страхового мошенничества под свой особый контроль взял Национальный банк Республики Казахстан, что позволит упростить работу страховщикам, которые смогут ещё быстрее платить добросовестным клиентам», – подытожил г-н Тульбаев.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как крадут миллиарды: шокирующий откровенностью рассказ VIP-сотрудницы банка

Алмалинский районный суд Алматы возобновил процесс уголовного дела в отношении VIP-сотрудницы банка и ее младшего брата. По версии следствия, со счетов клиентов ими было похищено около $5 млн.

21 Май 2020 11:19 9621

Как крадут миллиарды: шокирующий откровенностью рассказ VIP-сотрудницы банка

В основу судебного разбирательства легли показания экс-сотрудницы Банка Астаны. Вымысел и реальность прочно переплелись в 22 томах уголовного дела. Мошенническая схема действовала на протяжении четырех лет, но перед ликвидацией банка приобрела другой смысл и размах. На счета некоторых VIP-клиентов перечислялись деньги со счетов других VIP-клиентов, компенсируя украденное ранее.

Сама экс-банкирша Улжан К. (здесь и далее по просьбе адвокатов соблюдена частичная или полная анонимность) удивила суд своим признанием. По словам женщины, она даже 100 долларов из украденных миллионов себе не оставила. Снимать деньги с чужих депозитов Улжан стала по настойчивой просьбе матери: младший брат попал в сложную ситуацию, и ему нужны были деньги. Потом Улжан стали шантажировать по WhatsApp и вымогать крупные суммы вымышленные персонажи, которых она принимала за реальных людей.

Сложно понять мотивы женщины, которая на протяжении нескольких лет распоряжалась чужими вкладами, причем очень богатых граждан нашей страны, как своими собственными, и при этом ничего с этого не имела. Тем не менее Улжан утверждает, что это так. Интересно, что и суду нечего изъять в доход государства у признавшейся в миллионных хищениях экс-банкирши. У нее нет, вернее сказать, следствие не нашло счетов, предметов роскоши, недвижимости, автомобилей. У брата ситуация другая. За четыре года (2015-2018 гг.) он покупал и продавал дорогие дома, квартиры, машины. Однако общая стоимость арестованного имущества Марата К. оценивается далеко не в $5 млн, а много меньше. К тому же младший брат свою причастность к хищениям отрицает.

Как бы то ни было, у большинства участников процесса остается стойкое ощущение, что в преступлении, в котором призналась VIP-сотрудница банка, не хватает самого важного компонента…

Inbusiness.kz продолжает освещать ход суда.

Часть IV. Мотив для убийства

В основу статьи легли показания обвиняемой и потерпевших на допросах в суде.

Национальный банк Казахстана приостановил действие лицензии Банка Астаны в апреле 2018 года, после слов Нурсултана Назарбаева об «ужасных показателях» трех банков – Эксимбанка, Банк Астаны и Qazaq Banki. По сути, это было крахом банков – клиенты стали массово выводить деньги со счетов. В сентябре 2018 г. регулятор сообщит, что принял решение о ликвидации Банка Астаны, и назначит временную администрацию, которая будет работать до назначения ликвидационной комиссии. До того, как к работе приступила ликвидационная комиссия (с 18 апреля 2018-го до 10 января 2019 г.), Улжан провела намного больше изощренных сомнительных комбинаций, чем за все годы своей работы в банке.

Дело в том, что по закону при ликвидации банка люди имеют право на возмещение денег, но сумма госгарантии по депозитам ограничена. Можно получить в пределах 10 млн тенге по депозитам в нацвалюте, не более 5 млн тенге – по депозитам в иностранной и в совокупности до 15 млн тенге – по нескольким депозитам одного вкладчика.

Долларовым миллионерам получить все свои деньги обратно можно только в порядке очереди за счет продажи имущества и активов прогоревшего банка. Все считают это нереальным – очередь может и не дойти (восьмая очередь требования из десяти. – Прим.). Поэтому сотрудники Банка Астаны предлагали своим знакомым крупным вкладчикам разные схемы вывода денег – ценные бумаги, квартиры, которые из залоговых перешли в собственность банка, а также раздробить вклад на несколько мелких, чтобы каждый укладывался в страховой лимит.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Внутри банка еще можно было проводить операции. Можно было открыть вклады на физлиц и перевести на них средства, и тогда Фонд гарантирования депозитов (КФГД) все вернет».

Законность такой операции, конечно, вызывала сомнения, но многие приводили свою родню и знакомых, чтобы написать заявления на открытие вкладов, пока это было возможно. Тем, у кого не получалось найти нужное количество доверенных лиц, Улжан предлагала помощь.

Операции «дробильщик»

Во время допросов потерпевшие рассказывали, что получили от Улжан предложение раздробить вклад, и, пытаясь спасти сбережения, отдавали поручение перевести их деньги в адрес неизвестных людей. Улжан говорила, что люди, на счета которых она переведет деньги, в курсе операции «дробильщик» и, как только получат, сразу все до копейки вернут.

Но так не случилось. Только один VIP-клиент по этой схеме смог вернуть все свои сбережения, хотя именно у него Улжан снимала больше всего и именно из его ячейки она брала доллары сначала сотнями тысяч, а потом и миллион. Именного этого клиента начальнице VIP-центра лично представил акционер Олжас Тохтаров.

Остальные обманутые вкладчики-миллионеры через суд пытаются доказать незаконность операций, так как деньги им не вернули. По словам адвоката Елены Савиновой, дело о хищениях в Банке Астаны еще долго будут рассматривать суды. Уже сейчас несколько параллельных процессов отложены до окончания этого разбирательства.

Из показаний обвиняемой в суде:

«30 апреля Азат написал, что едет в Россию и привезет деньги и поможет мне. Он обещал привезти наличными. В этот же день написал Марат, чтобы я ему не звонила, его задержали сотрудники финпола. Позже опять написал Азат, что его задержали пограничники с суммой $170 тысяч. Еще позже написал Сабит ага, он представился начальником Азата. Просил денег, чтобы спасти Азата. Чтобы спасти Азата, нужно было $170 тысяч. (…) Мне они с трех сторон устроили».

Судья: «Зачем вам спасать Азата?»

«Потому что он должен мне вернуть $800 тысяч».

И Азат (сотрудник КНБ, или РОВД Уйгурского района Алматинской области), и его начальник Сабит ага – персонажи, скорее всего, вымышленные.

Вымышленные люди шантажировали Улжан, вымогали деньги. Но снимать крупные суммы начальница VIP-центра уже не могла. Слишком много было вкладчиков, желающих вытащить свои деньги, но банк большинству отказывал.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Работы у нас очень много было в связи с тем, что в банке такое случилось. Клиенты требовали деньги. Марат приехал и говорит, что теперь жена каэнбэшника написала в Астану (ныне Нур-Султан), требует 10 млн тенге. Я сказала, пусть требует, что хочет. У меня денег нет».

Позже Марат расскажет, что всех посадили – и Тлека, и Азата, и Талгата, а возле его дома ходят бандиты, в школу приезжали, требуют деньги. Супруга Азата, по имени Жулдыз, еще надеялась вытащить Азата и писала в WhatsApp, что ей «нужно всего $30 тысяч, а $120 тысяч ей уже дал Марат ага». В ответ Улжан написала, что у нее «нет никакой возможности достать деньги».

Это все вымышленные персонажи. Кроме брата Марата и застрелившегося следователя КНБ. На процессе прокурор сообщил, что такой случай был, но связи между самоубийством и хищениями в Банке Астаны не установлены.

Также прокурор обратил внимание суда, что женщину шантажировали на протяжении трех лет:

«В ходе досудебного расследования органами уголовного преследования это было выяснено. Шантажировали с одного и того же телефона, IMEI-код один и тот же».

Побег и признание

В январе 2019 года в Банк Астаны пришла ликвидационная комиссия. В семье Улжан и Марата стали думать, что же теперь делать. Марат предложил два варианта: купить квартиру в спальном районе и жить там два года, не выходя из дома, или уехать за границу на 10 лет. Улжан выбрала второй вариант. По плану через Бишкек, где ей изменят внешность, Улжан должна была уехать жить в Турцию.

Но на границе, в Кордае, женщина почувствовала опасность для своей жизни и позвонила супругу.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Я сказала, что забыла зубную щетку и мне надо купить ее в магазине. В магазине купила SIM-карту «Билайн». Потом закрылась в номере и позвонила мужу. Я сказала: «Забери меня. Чувствую, что здесь все плохо».

Субботним вечером 26 января в гостиницу «СССР» приехал супруг Улжан, он отвез ее домой.

27 января на «семейном совете» был скандал. Отношения между братом и сестрой были окончательно испорчены. Марат стал отрицать, что имеет какое-либо отношение к тому, что говорит Улжан про хищения в банке.

В этот же день, по словам экс-начальницы VIP-центра Банка Астаны, она написала письмо министру МВД, в котором призналась в хищениях.

28 и 29 января Улжан позвонила всем клиентам банка, у которых она похитила деньги, и призналась в кражах.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Я с потерпевшими, со всеми, была в очень хороших отношениях. В глаза улыбалась, а сама их обворовывала. Я всех их очень подлым образом обманывала и снимала деньги».

30 января 2019 года женщину задержали правоохранительные органы…

Начало истории читайте в первой, второй и третьей частях.

Катерина Клеменкова

P.S.: На время карантина, введенного из-за пандемии SARS-CoV-2, рассмотрение уголовного дела проходит дистанционно с применением IT-технологий в условиях максимальной изоляции и безопасности для вовлеченных лиц. Из-за технических проблем и плохого качества связи процесс затягивается.

Страховой бонус от карантина

Как режим самоизоляции отразился на бизнесе страховых компаний?

10 Май 2020 10:10 3012

Страховой бонус от карантина

Фото: ТАСС

Введение режима ЧП привело к тому, что с 15 марта в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане – был внедрен повсеместный карантинный режим полной самоизоляции. Индекс самоизоляции, по данным геосервиса «Яндекс.Карты» и ИС «Сергек», превысил четыре пункта из пяти возможных. В результате улицы городов опустели, что привело к значительному сокращению числа ДТП.

По данным Генеральной прокуратуры, в марте в городах Нур-Султане и Алматы было зарегистрировано всего 165 фактов ДТП. Это на 52% меньше, чем в феврале текущего года. С учетом того, что ограничение на передвижение вступило в силу в середине марта, можно резонно предположить, что непосредственно в период карантина снижение ДТП носило более глубокий характер.

Более того, в органах внутренних дел фиксируются лишь ДТП, в которых есть пострадавшие. Так, по статистике МВД, число ДТП в 2019 году составило 16,6 тыс, что на порядок меньше числа урегулированных страховых случаев (почти 75 тыс). Другими словами, реальное число ДТП может быть в четыре-пять раз выше регистрируемых в правовой статистике Генпрокуратуры. Не исключено, что по ДТП без пострадавших в марте вероятно и наблюдался существенный спад. Следует сказать и о совсем мелких ДТП, по которым участники в силу незначительности ущерба решают на месте без обращения к страховым компаниям, и учет которых не ведется вовсе. Их число, весьма вероятно, в виду отсутствия транспортного движения, также упало.

В 2019 году страховые премии и выплаты по ГПО владельцев транспортных средств, по данным Нацбанка, составили 76,72 млрд и 29,68 млрд тенге соответственно. При этом на долю Нур-Султана и Алматы пришлось 32% всех премий (21,2 млрд тенге) и 40% выплат (11,9 млрд тенге). Для сравнения: за январь-март 2019 года на эти города пришлось 26% всех ДТП по стране.

Невооруженным глазом видно, что доходность по основному виду страхования в двух крупнейших городах страны для страховщиков не большая в сравнении с остальными регионами. Однако в условиях карантина страховые компании могли в разы снизить свои издержки, что позитивно сказалось бы на финансовых результатах.

Начиная с апреля режим карантина был распространен повсеместно по всей стране, что могло заметно отразиться на дорожной безопасности в целом и случаях ДТП в частности. А последнее, к слову, напрямую влияет на показатели страховщиков. В целом по стране число ДТП в I квартале 2020 года снизилось почти на 4% к показателю годичной давности, до 2740.

Однако, несмотря на внешне радужные перспективы, inbusiness.kz решил выяснить, как ситуация выглядит на самом деле внутри страховой отрасли.

Как рассказал управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» Ерлан Бурабаев в период карантина объем заключенных договоров страхования по ГПО ВТС снизился.

«Так, если с января по 27 апреля прошлого года, по данным Государственного кредитного бюро, было заключено 1,529 млн договоров, то в аналогичном периоде текущего года – всего 1,316 млн договоров. Причем основное падение произошло в апреле, и сразу в два раза. Если в апреле 2019 года было заключено 447 тыс. договоров, то в апреле текущего года предварительные цифры показывают 222 тыс. договоров», – рассказал Ерлан Бурабаев.

По данным основателя Datalab Group Азамата Керимбаева, опрос среди представителей страховых компаний показал, что в апреле лишь 19% компаний сохранили свои объемы продаж (сбор страховых премий).

«40% респондентов ответили, что объем продаж упал более чем на 60%. У 1/5 страховщиков продажи сократились от 40% до 60%. Всего в опросе участвовало 108 представителей страховых компаний. При этом в марте 2020 года страховщики показали хорошие результаты. Так, за I квартал 2020 года компании по общему страхованию собрали 112 млрд тенге, что на 25,8 млрд тенге больше сборов за аналогичный период прошлого года, т. е. прирост составил 30%», – отметил Азамат Керимбаев.

По оценкам компании, сборы страховых премий по обязательному автострахованию в апреле 2020 года сократились на 24% (все регионы). В Алматы и Нур-Султане объем привлекаемых премий сократился на 33%. Если говорить о физических лицах, то объем премий, полученных от физических лиц, в апреле сократился на 45% по сравнению со средними продажами в обычное время».

Подробнее о причинах падения, роли двух столиц в экономике страховщиков, а также о том, как карантин повлияет на финансовые результаты страховых компаний читайте в спецпроекте «Бизнес vs коронавирус».

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: