RU KZ
Скелеты в шкафу «Алматы жарнама»

Скелеты в шкафу «Алматы жарнама»

12:33 08 Июнь 2017 5994

Скелеты в шкафу «Алматы жарнама»

Автор:

Сара Бухина

Какие вопросы возникнут у будущих инвесторов.

Согласно информации с официального сайта, вторая волна приватизации, проведение торгов и заключение договора купли-продажи «Алматы жарнама» запланированы на первую половину декабря текущего года. Этому будут предшествовать намеченные на ноябрь принятие отчета об оценке стоимости компании, проведение заседания комиссии по утверждению вида приватизации, стартовой цены и условий продажи, а также публикация информационного сообщения о торгах по продаже.

О том, что компания «Алматы жарнама» будет приватизирована, стало известно еще в конце 2015 года, когда было опубликовано Постановление правительства РК «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы». При этом планировалось, что компания сменит владельца уже в конце 2016 года, соответствующее заявление делал и аким Алматы Бауыржан Байбек. Но пока на торги ТОО «Алматы жарнама» так и не выставлялось.

Несмотря на то, что до указанных выше мероприятий остается еще достаточно времени, abctv.kz уже сейчас задался рядом вопросов, связанных с приватизацией «Алматы жарнама», и  поинтересовался, что на эту тему думают аналитики.

В первую очередь эксперты обратили внимание на финансовые показатели компании. Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade, в беседе с abctv.kz отметил:

«В предприватизационной информации в госреестре указано, что компания с численностью 73 человека в 2016 году имела выручку 300 млн тенге. Она упала на 25,2%, хотя еще в 2015 году повышалась на 13,8%. Чистая прибыль в 2016 году снизилась до 1,3 млн тенге, или на 76%, после увеличения на 20,9% в 2015 году, завершившем четырехлетний цикл роста прибыли. Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, можно предположить на перспективу дальнейшее ослабление показателей. Это может вызвать осторожность потенциальных инвесторов-покупателей данного актива».

Еще одним важным обстоятельством, по мнению г-на Гойхмана, является тот факт, что, по расчетам на основе данных госреестра, обязательства компании за 2016 год сократились на 9,3%. При этом активы снизились на 15,7%, а собственный капитал уменьшился на 19,4%.

«Таким образом, финансовое состояние ухудшилось. В ходе приватизации это также выступает негативным фактором», – резюмировал аналитик.

Мнение Марка Гойхмана разделяет и главный финансовый аналитик компании «Аналитика Онлайн Казахстан» Евгений Чекай:

«У компании слабые финансовые показатели. С 2012 года компания увеличивает расходы, чтобы быть конкурентоспособной, и старается снизить обязательства. Именно поэтому государство решило пойти на такие меры, чтобы не дать столь перспективному бизнесу закрыться. Нужны инвестиции. Чистая прибыль растет, но очень слабо по сравнению с развитием спроса на рекламу в Алматы. Значит, нет качественного предложения и цены, что удовлетворило бы заказчиков».

Важно отметить, что ТОО «Алматы жарнама» не публикует на своем сайте никакую финансовую отчетность. Также весьма скудны данные о компании на ее страничке на сайте депозитария финансовой отчетности министерства финансов РК. Более или менее развернутая информация об «Алматы жарнама» приведена лишь в Реестре государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также на сайте управления финансов города Алматы. Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что отсутствие данных на официальном сайте компании будет главным минусом, отпугивающим потенциальных инвесторов.

«Бизнес-модель данной компании остается под вопросом, она очень непрозрачна, а в некоторых СМИ сообщалось, что она до сих пор занимается выдачей разрешений на наружную рекламу. О сильных и слабых сторонах компании судить трудно, так как она не является коммерческой организацией в полном смысле этого слова, но также юридически не является и ведомством, хотя в данный момент находится в госсобственности. Кроме того, с ее именем связан ряд скандалов», – поделилась с abctv.kz своим мнением г-жа Мильчакова.

Марк Гойхман, в свою очередь, также упомянул, что со статусом компании не все ясно:

«Компания «Алматы жарнама» занимает особое место на рынке рекламы. Коммерческая организация ведет обширную деятельность по предоставлению рекламных услуг, получая в основном государственные заказы. На 1 декабря 2016 года они составили 96 миллионов тенге (на 2017 год – 120 миллионов тенге). При этом де-факто она выполняет и функции согласования, контроля размещения наружной рекламы в городе, предоставляет данные в уполномоченный орган для сбора платы в бюджет. Тем самым компания обладает реальными административными полномочиями по отношению к другим фирмам, во многом подменяет соответствующие государственные службы. По логике бизнеса, такое совмещение должно быть преодолено, поскольку оно создаёт конфликт интересов и перекос в конкуренции в пользу «Алматы жарнама». Но если ситуацию ещё можно как-то объяснить при государственном статусе компании, то после приватизации она недопустима».

Прежде всего, приватизация «Алматы жарнама» – необходимое явление. Не только и не столько с позиций получения доходов собственника от её продажи, но с точки зрения конкуренции и нормального развития данного сектора услуг. Но, кроме того, пока непонятна ситуация с рыночным позиционированием компании после приватизации. Если она теряет фактический статус контролёра рынка, то это может ударить по объёму выручки и прибыли компании».

Отметим, о том, что компания осуществляет надзорно-контрольные функции или ведет какую-либо деятельность по мониторингу рынка, на ее сайте не сказано ни слова. Но вот на сайте управления финансов Алматы в числе видов деятельности «Алматы жарнама» перечислены «систематический сбор и обработка информации для формирования и ведения электронно-регистрационной базы данных» и «предоставление сведений о лицах, размещающих объекты наружной (визуальной) рекламы согласно утвержденным формам».

Более того, на том же сайте Управления финансов Алматы указано, что на «мониторинг, сбор, накопление, обновление и инвентаризацию баз данных объектов наружной (визуальной) рекламы» со стороны «Алматы жарнама» госзаказ на текущий год составил 120 миллионов тенге.

Кстати, говоря о конкуренции, ее уровень в рекламном секторе Алматы аналитики оценивают как очень высокий. Здесь важно будет упомянуть, что «Алматы жарнама» (согласно данным официального сайта компании) осуществляет свою деятельность в области изготовления и размещения наружной рекламы, аренды оборудования, производства полиграфической продукции, а также занимается даже оформлением свадеб и праздников.

И спрос на подобного рода услуги, по мнению Евгения Чекая, будет всегда, ведь все компании нуждаются в хорошей рекламе и профессиональном маркетинге, с тем чтобы продать свой товар. Однако, по мнению аналитика, Казахстан примерно на пять лет отстает от развитых стран, где маркетинг занимает одну их самых важных ролей в развитии бизнеса и рекламы.

«Нам есть куда расти. На рынок постоянно приходят новые игроки, вытесняя старых, поглощая их, предлагая новые услуги. Главное, чтобы «Алматы жарнама» перешла в перспективные руки. Компании срочно нужен ребрендинг, переоформление официального сайта, маркетинговое продвижение и другое. Также нужно расширить предоставление услуг и начать больше делать акцент на физические лица. Заняв эту область, данная компания сможет составить сильную конкуренцию мелким компаниям и, завоевав рынок, выйти на хорошую доходность», – считает г-н Чекай.

Наталья Мильчакова разделяет мнение коллеги касательно того, что новому владельцу «Алматы жарнама» придется хорошенько потрудиться, чтобы удержать компанию на плаву и вывести ее на существенную прибыль. По ее мнению, все будет зависеть от степени хороших отношений инвестора с властями города и наличия денег, чтобы развернуть полноценный рекламный бизнес на базе данной компании.

И здесь аналитики сходятся во мнении, что большим подспорьем для нового владельца будет тот факт, что «Алматы жарнама» осуществляет свою деятельность с 1999 года. Евгений Чекай назвал также имя, заработанное за 18 лет, и обширную базу партнеров и клиентов самыми сильными сторонами компании. О значительных активах и известности бренда упомянул и финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. Наталья Мильчакова присовокупила к этому еще и налаженные связи с государством, которые компания сохранит и после приватизации.

Пока остается открытым вопрос даже примерной суммы, за которую компания уйдет с молотка. В большинстве своем эксперты затруднились сделать предположение, но, по оценкам Тимура Нигматуллина, стоимость актива не превышает 100-160 миллионов тенге.

Также мнения экспертов разделились и в вопросе количества потенциальных инвесторов. Евгений Чекай считает, что желающих приобрести «Алматы жарнама» будет предостаточно, а вот Наталья Мильчакова сомневается, что они вообще найдутся.

Сара Бухина