Об этом сообщили в ассоциации медицинских лабораторий в четверг, 25 мая, на площадке палаты предпринимателей Астаны, передает корреспондент inbusiness.kz.
"Проблема системная и не раз обсуждалась на различных уровнях, связана с недофинансированием. После внедрения линейной шкалы проблема еще больше усугубилась, так как медицинские лаборатории не являются поставщиками услуг, они являются исполнителями. Соответственно, ограничения по медстрахованию они не видят и по договору соисполнения обязаны выполнять услуги, которые поступают от поликлиник. Данная проблема постоянно идет из года в год. В этом году задолженность бьет все рекорды", – отметил Абай Ахметбек, представитель ОЮЛ "Казахстанская ассоциация медицинских лабораторий".
Финансирование идет на республиканском уровне, а местные исполнительные органы не финансируют эти организации. Вопрос соисполнения лежит в плоскости договорных отношений между медорганизацией и соисполнителем.
По информации замглавы Фонда социального страхования Айдара Нуралиева, с начала внедрения ОСМС объем финансирования увеличился в 2,5 раза. Если в 2019 году это было 1 трлн тенге, то в 2023 году составило 2,5 трлн тенге. Количество поставщиков выросло на 70%, что говорит о привлекательности системы медстрахования для бизнеса.
Поступления в ОСМС на 1 января 2023 года составляют 1090 млрд тенге, застрахованы почти 83% населения.
Количество частных поставщиков выросло с 635 до 1,2 тыс. Мониторингом качества и объема медпомощи за 2022 год выявлено 3,04 млн дефектов на сумму 20,8 млрд тенге. При этом сегодня мы можем охватить максимум 10% от общего объема всей медпомощи, добавил спикер.
В топ распространенных дефектов, влияющих на качество оказания медпомощи, входят:
- необоснованное завышение объема оказанной медпомощи в количестве 2,4 тыс. фактов (80%) на сумму 6,1 млн тенге;
- необоснованное отклонение лечебно-диагностических мероприятий, услуг от стандартов, правил в области здравоохранения/клинических протоколов (10%) на сумму 8,6 млн тенге;
- дефекты оформления медицинской документации (7%) на сумму 2,5 млн тенге.
В топ распространенных видов приписок вошли:
- выставление акта без фактически оказанных медуслуг ("мертвые души");
- накрутка, то есть вместо одной фактически оказанной услуги указывают 3-4 вида услуг;
- двойная оплата, то есть взимание платы за счет пациента и фонда;
- необоснованная госпитализация.
В динамике приписок при охвате 10% (в ручном режиме) сумма нарушений в 2020 году составила 291 млн тенге, в 2021 году – 240 млн тенге, в 2022 году – 403 млн тенге. Напомним, что на сегодняшний день принят закон по административной реформе, предусматривающий объединение финансовых источников ГОБМП и СМС в единый пул.
По мнению Айдара Нуралиева, это позволит обеспечить гибкость оплаты медуслуг (в том числе сократить число договоров до одного на поставщика, освободить медработников от несвойственной работы) и нивелировать риски нехватки средств в течение года. Кроме того, это должно увеличить доступность медпомощи для населения и финансовую устойчивость фонда и системы ОМС.
"В целях охвата населения внесены изменения в правила, предусматривающие
возможность самозанятыми оплаты взносов на 12 месяцев вперед. Завершен аудит Высшей аудиторской палатой и определены основные направления по совершенствованию деятельности фонда", – отметил спикер.
Не согласилась с мнением, что наличие долгов касается только отношений между поставщиками и медлабораториями, Гульжан Акатаева, замдиректора департамента медицинских услуг НПП "Атамекен":
"Они потратили свои ресурсы, деньги, средства на заработные платы и все, что нужно, а денег нет. Рост частного сектора в здравоохранении – очень хороший плюс, так как это и качество, и сервис, и опытные врачи. Но вопрос финансирования необходимо рассматривать со всех сторон".
По ее словам, большая сумма финансирования связана с повышением заработной платы. Необходимо в рамках этого посмотреть, насколько увеличиваются средства на объем предоставления услуг, потому как данный вопрос носит системный характер, и не только в Астане, но и по всей республике.
"К нам поступают коллективные обращения со всех регионов. Сейчас это острый и насущный вопрос, необходимо признать, что система здравоохранения испытывает дефицит в финансовых средствах. Проблема, на мой взгляд, кроется и в стандартах оказания услуг. Врачи находятся в ограниченном положении в предоставлении услуг пациенту. С другой стороны, приходит пациент, который требует услуги у врача, потому что платит за медстрахование", – подчеркнула Акатаева.
В ответ в Фонде социального страхования отметили, что задолженность поставщиков перед лабораториями связана с неправильным менеджментом по планированию ежемесячного финансирования.
"Надо исходить из тех возможностей, которые есть. Направления лаборатория сама не придумает, их дает врач, который отправляет своего пациента. Вопрос стоит к руководству этой медорганизации, куда они смотрели, когда их врач направо и налево раздавал направления. Мы не будем сидеть и разбираться в отношениях между поставщиком и его соисполнителем. У нас на это нет ни физических возможностей, ни ресурсов, ни денег. Наша задача сегодня – выстроить правильные взаимоотношения между фондом и поставщиком (медорганизацией)", – подчеркнул он.
В июне фонд планирует подготовить проект по сокращению услуг к диагнозам пациентов.
"Мы планируем выстроить систему, по которой медорганизации будут видеть каждые три дня, какие услуги куда будут направлены", – озвучили в фонде одно из направлений.
Читайте по теме:
Годовое содержание центрального аппарата Фонда ОСМС составляет более 9 млрд тенге
Почему население страны недовольно системой ОСМС?
Деньги возвращаться не могут – минздрав о возврате 50% расходов на ОСМС