После январской трагедии власти Казахстана ввели ценовое регулирование на сжиженный нефтяной газ (автогаз). В настоящее время из-за госрегулирования отрасль потеряла свою инвестиционную привлекательность. Какова ситуация со сжиженным газом сейчас и какие необходимы меры, чтобы снизить его дефицит? Об этом в интервью inbusiness.kz рассказал и. о. председателя Казахстанской топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов.
– Жаксылык Аскарбекович, как Вы считаете, распределяемого минэнерго объема сжиженного газа хватает на республику?
– По стране ежемесячно распределяется порядка 120-140 тысяч тонн СНГ. Этот объем полностью покрывал потребности республики до 2021 года.
Дальше внутренний рынок начал испытывать дефицит сжиженного нефтяного газа (СНГ), так как потребление постоянно растет начиная с 2015 года. У нас положительный баланс между производством и потреблением сжиженного нефтяного газа был до 2021 года, и с 2022 года идет дефицит.
Данный дефицит образовывался в связи с тем, что у нас внутренний рынок потребления сильно растет в связи с низкой ценой, а производство не наращивается, потому что себестоимость газа не покрывает расходы на его производство.
В этой ситуации инвесторы не заинтересованы вкладывать в отрасль, где нет возврата инвестиций. Потребление растет, а производство осталось на уровне 2015-2016 годов. Соответственно, на сегодня условный дефицит составляет примерно около 20-30% от производства. Это примерно 25-35 тысяч тонн сжиженного нефтяного газа ежемесячно.
– Какие меры нужно предпринять во избежание дефицита на рынке?
– Министерство энергетики РК сейчас пытается перекрывать этот дефицит двумя способами. Первый способ – это увеличить объемы выделяемого сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок производства ТОО "Тенгизшевройл". Второй способ – полностью закрыв экспорт СНГ. Положительные результаты имеются.
В целом хочу отметить, что в зимний период спрос на газ падает, так как многие дороги закрыты, межобластные сообщения очень низкие. Второй момент, у нас СНГ в основном выпускают в виде бутана, который в зимний период очень плохо горит, и, соответственно, многие автотранспортные средства переходят либо на бензин, либо на пропан, которые выпускают в недостаточном количестве.
Когда наружная температура плюсовая и ограничения на большинстве республиканских и областных дорог снимутся, начнется интенсивное движение транспортных средств, мы увидим резкий рост потребления.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что производимый объем газа в стране не покрывает потребности внутреннего рынка.
– Тогда что делать, чтобы избежать дефицита на рынке?
– Если говорить о рыночных механизмах, то стоимость любого товара регулируется спросом и предложением. Соответственно, нужно повышать цену на газ, но необходимо учитывать социальный аспект данного вопроса.
На мой взгляд, нужно будет выработать компромиссное решение, которое будет предоставлять инвесторам минимальную отдачу от вложенных средств, то есть повышать оптовую и розничную цену. Но это не должно быть скачкообразно, моментально в течение года. Это должно быть планомерно в течение 3-4 лет. В итоге мы должны прийти к повышению привлекательности отрасли для инвестирования.
– Насколько, по Вашему мнению, должна быть увеличена цена на сжиженный газ, чтобы производители и потребители были в выигрыше?
– Министерство энергетики РК в последнее время озвучивает среднюю цену себестоимости газа, которая составляет порядка 70 тысяч тенге за тонну на заводах. С учетом транспортных расходов, затрат по хранению и розничной реализации стоимость должна составлять порядка 70-100 тенге за литр в зависимости от отдаленности региона от заводов производителей.
Читайте по теме:
Цены на сжиженный газ в Казахстане будут расти