Energyprom представил обзор ситуации на авторынке и в автомобильной отрасли Казахстана по итогам 2022 года, передает inbusiness.kz.
Одно из заметных для автомобильной отрасли РК событий прошедшего года — изменение размеров утильсбора. 3 мая 2022-го был опубликован, а 14 мая вступил в силу приказ, согласно которому ставки сбора были пересмотрены и снижены вдвое.
Ратуя за снижение (а то и полную отмену) утильсбора, популисты выдвигали тезис о том, что таким образом можно будет обновить автопарк РК — за счет импортных новых или "молодых" авто. Energyprom уже рассматривал эту ситуацию и пришел к выводу, что такие прогнозы едва ли осуществимы. Что показывает статистика прошедшего года?
Итак, за 12 месяцев 2022 года на внутреннем рынке РК было реализовано 159,8 тыс. новых легковых автомобилей — на 8,4% больше, чем годом ранее. При этом еще 10,2 тыс. авто отправили на экспорт. Сразу 60,8% (против 50,9% годом ранее) имеющихся ресурсов было обеспечено казахстанскими производителями: 103,3 тыс. авто — на 20,8% больше, чем годом ранее. Импорт же сократился на 14,6%, до 66,6 тыс. авто (лишь 39,2% от ресурсов, против почти половины в предыдущем году).
Если же обратить внимание на динамику до и после ввода изменений в законодательство, то окажется, что доля казахстанских автомобилей на рынке не поменялась, так и оставшись на уровне около 61%, а рост производства даже ускорился: по итогам января–апреля 2022 года он составлял 19,2% к аналогичному периоду годом ранее, а по итогам мая–декабря — сразу 31,6%. Импорт же показывал спад (а вовсе не рост) и до снижения утильсбора, и, главное, после.
Напомним, что смысл любых налогов и сборов во всем мире, аналогичных так или иначе утильсбору в РК, состоит в том, чтобы, с одной стороны, защитить экологическую безопасность в государстве, а с другой — поддержать местное производство. Для казахстанцев, которым основные поставки авто на рынок обеспечивает именно казахстанский автопром, поддержка отечественных автомобилестроителей сегодня — самый важный момент для развития автопарка, не говоря уже о том, что отрасль в принципе является драйвером машиностроения и реального сектора в республике.
Издание подчеркивает, что "заигрывания с такими популистскими требованиями, какснижение утильсбора (а порой и прочих сборов, связанных, например, с регистрацией авто), вовсе не ведут к обновлению автопарка, а лишь позволяют хлынуть на казахстанский рынок потоку автохлама от соседей и не только" и рассматривает данные о зарегистрированных легковых автомобилях в РК.
С февраля прошлого года БНС АСПиР РК изменило систему подачи информации, поэтому именно с этого момента и стоит сравнивать данные.
Так, если с начала весны по май, когда, собственно, утильсбор и сократили, основное изменение автопарка происходило за счет увеличения количества новых авто (младше трех лет) на 22,2 тыс., до 291,7 тыс. машин, то уже после этого, с мая по декабрь, автопарк увеличился на 86 тыс. авто, однако рост количества новых среди них — всего 28,2 тыс., а еще 33,7 тыс. составили автомобили старше десяти лет, причем 22,8 тыс. из них — и вовсе рухлядь старше двадцати лет.
При этом, несмотря на то, что утильсбор был снижен, автопром РК отлично показал себя, независимо от этой ситуации.
Так, с января по 1 мая 2022 года общее число выпущенных автотранспортных средств составило 30,7 тыс. ед., против 26 тыс. годом ранее (плюс 18%), а непосредственно легковых авто — 27,3 тыс., против 22,9 тыс. год назад (плюс 19,2%).
С начала же мая и до конца декабря производство автотранспортных средств в целом достигло 83,2 тыс. ед., против 67,5 тыс. год назад (плюс 23,3%), а легковых машин — уже 76 тыс., против 57,8 тыс. годом ранее (плюс 31,6%).
Таким образом, местные автопроизводящие компании показывают себя хорошо, чего не скажешь об автопарке РК в целом, где теперь уже 7 из 10 машин — старье.
Сравним заодно рост аварийности на дорогах страны. Так, если количество аварий с начала 2022 года до конца апреля показало годовой рост на 2,9%, то с мая по декабрь включительно — сразу на 7,7% к аналогичному периоду годом ранее. В результате в целом по итогам 2022 года количество ДТП увеличилось на 6,4% — это самый большой рост за все последние годы. Такая же динамика наблюдается и с численностью пострадавших в этих ДТП.
Причем ситуацию не объяснить сезонностью, так как наиболее опасные месяцы зимы приходятся именно на первый период (январь–апрель включительно). К тому же, если рассмотреть показатели 2021 года, то в сравнении с 2020-м годовой рост количества ДТП по итогам января–апреля составлял 10,3%, а вот по итогам мая–декабря — лишь 0,8% (и итоговый рост за год — на 3,1%).
Читайте по теме:
Потребуется тысяча лет, чтобы насытить рынок – экономист о льготном автокредитовании
Как снять авто с учета в другой стране и другие детали легализации
Как повлияет на Казахстан кризис авторынка России?