В январе совокупные страховые премии упали на 8,5% против роста на 21,5% в 2017 году. В денежном выражении страховые организации собрали 45,7 миллиарда тенге – вполне себе среднюю сумму, обеспеченную повышенным сбором премий по двум классам страхования: обязательному и добровольному личному страхованию.
Сборы по обязательному страхованию увеличились на 27,9% – до 9,9 миллиарда тенге. Традиционный драйвер – обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) – никак не может преодолеть трудности и фактически провалил начало года. Выручка страховых компаний выросла всего на 0,5%, страховщики собрали четыре миллиарда тенге.
Явным лидером в обязательном страховании становится страхование работника от несчастного случая на производстве (ОСНС). В январе прирост премий составил 54,7%, а собранные объемы (5,4 миллиарда тенге) впервые обогнали премии автогражданки. Динамику ОСНС обеспечил существенный, на 38% рост заключенных договоров страхования, что свидетельствует о росте интереса страховщиков к данному продукту и более активному предложению продукта корпоративному сектору.
Добровольное личное страхование выросло на 11,5%, собрав 10,4 миллиарда тенге премий. Максимальный рост здесь у страхования от несчастного случая – плюс 50,8%, прирост которому обеспечили повышенные премии двух страховых компаний. Тем не менее, объемы остаются весьма мелкими в разрезе личного страхования – всего 733 миллиона тенге. Страхование жизни выросло на 33%, до 2,7 миллиарда тенге. Особенно отметим рост премий на 16,7% (до пяти миллиардов тенге) по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). Принятие программы обязательного медицинского страхования (ОМС) сначала подкосило добровольное страхование. Однако неясности по отдельным вопросам ОМС и перенос программы с 2018 на 2020 год помогли ДМС вернуть премии. В 2018 году, с учетом желания правительства ввести ОМС пораньше, с 2019 года, сборы по ДМС могут опять просесть, если не будут приняты решения о допуске страховых компаний тем или иным образом в систему ОМС.
Единственный сегмент добровольного личного страхования, показавший спад премий, – пенсионные аннуитеты. Выручка компаний ужалась на 31,5%, до 1,4 миллиарда тенге. Среди причин спада – слабая инвестиционная политика ЕНПФ и страховых организаций, когда пенсионный фонд не позволяет накопить нужную для покупки аннуитета сумму, а невысокая и негарантируемая в отличие от банковских депозитов доходность страхового продукта не добавляет популярности пенсионным аннуитетам.
Добровольное имущественное страхование в январе продолжило падение – премии сократились на 22,8%, до 25,4 миллиарда тенге. За исключением автоКАСКО, которое выросло на 20%, до 1,5 миллиарда тенге, остальные влиятельные виды страхования остались в минусе. Страхование имущества от ущерба упало на 15%, собрали 20 миллиардов тенге, страхование профессиональной ответственности (ГПО) сократилось на 62%, до 1,5 миллиарда тенге, страхование от финансовых убытков ужалось на 14,9%, до 896 миллионов тенге. Падающие сборы в имущественном страховании – первый признак слабого здоровья национальной экономики. Страхование не является первостепенной потребностью бизнеса и населения, и в условиях слабо растущей экономики сокращать издержки начинают именно с добровольных страховых продуктов. Например, страхование грузов – драйвер 2016 года – и страхование имущества сильно упали по тарифам. Рост автоКАСКО также можно считать техническим: количество договоров страхования сократилось, динамику обеспечило увеличение стоимости страхового договора. Ситуация такова, что страховые компании собирают премии на уровне прошлого года, зато убыточность по отдельным видам страхования выросла. Корпоративные клиенты становятся серьезной проблемой в части экономической составляющей, особенно сектор МСБ, но и розница не является спасением, поскольку требует повышенных затрат на дистрибуцию. Как следствие, страховой рынок в последнее время прирастает активами и резервами, рост премий становится нечастым явлением.
Татьяна Батищева