За несколько туров до конца сезона 2019 года, имея четыре игры в запасе, ФК "Актобе" официально покинул премьер-лигу. Даже последние чисто гипотетические шансы остаться в премьерке у команды исчезли после поражения от "Окжетпеса" 1:2 у себя дома в 30 туре. "Тараз" и "Шахтер" разошлись миром 0:0. Тем самым жамбыльцы добыли для себя очень важное очко, что позволило им закрепиться на спасительном десятом месте, опережая "Актобе" на 13 очков. Даже в случае выигрыша оставшихся матчей, у красно-белых не осталось никаких шансов уйти из зоны вылета.
– ФК "Актобе" покидает премьер-лигу. В основном причины известны, но хотелось бы услышать их из ваших уст.
– Причиной этого стал целый ряд объективных и субъективных причин. В связи с невыплатой долгов перед большим количеством бывших футболистов, накопившихся с 2015 года, к ФК "Актобе" со стороны ФИФА были применены санкции в виде запрета на регистрацию новых игроков и снятие с клуба 12 очков. Все это привело к тому, что в этом сезоне команде пришлось играть молодыми воспитанниками актюбинского футбола, так как имевшиеся на начало чемпионата легионеры покинули клуб в течение сезона.
Молодым футболистам приходилось играть против команд, имеющих в составе опытных казахстанских и зарубежных футболистов. Тем не менее, команда смогла ликвидировать отрицательный показатель в 12 очков, набрав еще сверху 15 очков. На сегодняшний день "Актобе", проведя 32 матча (остается последний матч – 10 ноября в Костанае против "Тобола"), одержал 7 побед, 6 игр свел вничью и в 19 поединках уступил. Если бы 12 очков удалось бы вернуть, то мы бы зацепились где-то в середине турнирной таблицы.
Нет худа без добра: запрет на регистрацию игроков и отсутствие легионеров позволило выявить молодые местные таланты. Так, Абат Аймбетов (24 года) впервые был вызван в национальную сборную Казахстана, Асланбек Какимов (26 лет) оказался в резерве главной команды страны. Полузащитник Есен Жасанов (20 лет) был вызван в сборную Казахстана U-21. Защитник Алишер Ажимов (18 лет) был вызван в сборную Казахстана U-19, где ему была доверена капитанская повязка.
– А была возможность вернуть снятые баллы?
– Работа по возвращению 12 очков шла с самого начала сезона, были подключены юристы. Но после того, как обнаружился факт участия игроков команд "Актобе-Жас" и "Актобе М" в договорных матчах, вопрос по возврату очков ФИФА попросту оставил без рассмотрения.
– Какие оргвыводы были сделаны после указанного инцидента?
– В начале лета у нас возникли подозрения, что имеют место договорные матчи. Но бездоказательно я не имел права кого-то обвинять. Когда все выяснилось, мы собрали футболистов. Все, кто участвовал в "договорниках", признались. Кого-то совесть замучила. Родителей пригласили абсолютно всех футболистов, чтобы они из уст своих детей услышали, кто в этом принимал участие, а кто нет. Я тогда сказал: "Руководство клуба всех вас прощает, вы остаетесь в командах. Решайте сами, кого прощать, а кого не прощать". Ребята, которые не участвовали в сговоре, тех не простили. Потом, конечно, все дошло до комитета по этике ФИФА и нас наказали.
– В сети появилось письмо, в котором ФК "Актобе" обратился к руководителям клубов КПЛ и к Казахстанской федерации футбола с просьбой о расширении количества участников чемпионата…
– Во-первых, я не обращался в Федерацию. Во-вторых, письмо было конфиденциальным. Я обратился ко все руководителям футбольных клубов премьер-лиги и первой лиги. Просто хотел услышать мнение коллег. Но ФК "Каспий" почему-то слил эту информацию в интернет. Я стараюсь всеми путями оставить ФК "Актобе" в премьер-лиги. Если бы я этого не сделал, болельщики спросили меня первыми: "Самат, что вы сделали, чтобы клуб остался в премьер-лиге?".
– Мнение болельщиков разделилось. Кто говорит, мол, давайте любыми путями останемся в премьер-лиге. Кто-то наоборот считает, что заслужили, то и заслужили. Ваше отношение к этому?
– Мое мнение: болельщики не заслужили, чтобы их команда играла в первой лиге. Поэтому я и обратился к руководителям наших команд, чтобы узнать их мнение. Я сюда пришел, чтобы сохранить команду. Чтобы сохранить лицо, сохранить историю.Да, при мне команда вылетела в первую лигу. Но не по спортивному признаку. Если бы мы вылетели по игре – я даже бы здесь не оправдывался. Поэтому я принимаю попытки, чтобы расширить премьерку до 16 команд. Но это я хочу. Решение будет принимать КФФ, а там не разделяют моего мнения. Бояться, что из-за этого сильно пострадает первая лига.
– Сколько руководителей клубов согласились с вашей инициативой?
– Восемь.
– Останетесь ли вы генеральным директором?
– По условиям контракта, доверительный управляющий должен сохранить клуб в премьер-лиге. Но в Гражданском кодексе есть статья, согласно которой, если нет доказательства того, что доверительный управляющий не делал ничего, чтобы сохранить команду в премьер-лиге, то он может оставаться на этом посту. Я же все делал и делаю для того, чтобы сохранить команду. В этом сезоне была первоочередная задача закрыть все долги. На сегодняшний день все задолженности клуба перед бывшими игроками и тренерами погашены.
– Есть ли возможность сохранить костяк команды?
– Возможность сохранить игроков есть. Но мне, как бывшему футболисту, обидно за ребят, которые показывали в этом году хорошую игру, и заслужили играть в других клубах. Будет неправильно, если они будут играть в первой лиге. Поэтому если те клубы, которые борются за медали и играют в еврокубках, заинтересованы в наших игроках, будем рассматривать. На сегодняшний день есть спрос на восемь наших игроков. Но мы уже сейчас ведем переговоры, чтобы оставить костяк команды.
– Один из предыдущих руководителей клуба, а именно скандально известный Дмитрий Васильев, обвиняет вас во всех грехах. Какая-то адекватная реакция с вашей стороны будет?
– Вообще никакой. Я на это внимание не обращаю. Пусть что хочет, то и делает. Он меня в тонусе держит.
– Останется ли в команде Маркос Пиззелли, контракт с которым у ФК "Актобе" истекает на днях?
– Мы разговаривали с Маркосом. Сейчас он уехал на медобследование. Потом предстоят игры в сборной (Армении). После этого футболист хочет отдохнуть. Сейчас идут переговоры. Для него готов новый контракт. Но у него есть предложение от бразильского клуба. Маркос хочет находиться рядом с семьей, с домом. Вероятность того, что он вернется, есть.
– Какие шансы через год вернуть команду снова в премьер-лигу?
– На следующий год вернемся. Это я гарантирую.
– Что с бюджетом на следующий год?
– Это вопрос не ко мне. Я буду встречаться по этому поводу с главой региона. Естественно, в следующем году бюджет будет сокращен – это однозначно. В этом году бюджет футбольного клуба "Актобе" составил ровно 2 млрд тенге. Из них на фарм-клуб ушло 150 млн тенге, на дублирующий состав – 150 млн тенге, футзал – 150 млн. тенге, Футбольный центр при клубе – 250 млн. На основную команду, офис, командировочные и прочие расходы осталось 1,3 млрд тенге.
Надо учесть, что у многих команд премьер-лиги нет фарм-клубов, играющих в первой лиге, и у многих клубов премьер-лиги нет на балансе команды по футзалу. Кроме того, некоторые суммы по долгам перед футболистами прошлых лет были сняты по решению судебных органов.
– А что будет с "Актобе-Жас"?
– Если мы вылетаем в первую лигу, то по регламенту эта команда прекратит существование.
– Как вы оценивает деятельность главного тренера красно-белых Александра Седнёва?
– Это отдельная тема. Я ему хочу сказать огромное спасибо! Именно он в этом году раскрыл всех наших молодых футболистов. Я уверен, поставь сюда любого другого тренера – тот не справится. Не зря в основной команде классно заиграли ребята, которые в дубле себя так не показывали.
– Останется ли он в команде?
– Мы очень благодарны Александру Сергеевичу за этот сезон. И мы с удовольствием продолжили бы наше сотрудничество. Но ПФЛК на своем заседании будет рассматривать вопрос о том, чтобы в первой лиге тренерский штаб полностью состоял только из казахстанцев. С другой стороны, если в России примут закон, по которому представители стран ЕАЭС не будут считаться легионерами, и Казахстан последует этому примеру, то тогда ничто не помешает главному тренеру продолжить работу.
– Спасибо!
Семен Данилов