"Спекулятивная атака на тенге была эмоциональной"

356

Кайрат Келимбетов рассказал о равновесном курсе, интервенциях и перспективах

"Спекулятивная атака на тенге была эмоциональной"

Кайрат Келимбетов рассказал о равновесном курсе, интервенциях и перспективах.

Несмотря на то, что Казахстан перешел к свободно плавающему курсу тенге и отказался от принципа валютного коридора, Кайрат Келимбетов все-таки дал понять границы колебаний курса тенге, которые регулятор считает приемлемыми, как минимум, до конца этого года. Исходя из его заявления это 250-280 тенге за один доллар.

С нижней границей все ясно. Исходя из такой стоимости тенге, скорректирован бюджет этого года и бюджет 2016-го. Если тенге в среднесрочном периоде опустится ниже отметки 250 тенге, то у бюджета начнутся проблемы, поскольку исходя из такого курса посчитан трансфер, перечисляемый в бюджет из Национального фонда. Что же касается верхней границы, то, не говоря о ней прямо, Келимбетов недвусмысленно дал понять всем игрокам на рынке, какой рубеж будет защищать Нацбанк. Это диапазон 270-280 долларов.

- Курс, который у нас есть, сегодня утром (21 октября) он был в районе 277, – это, наверное, тот равновесный курс, который казахстанской экономике нужен на сегодня, – заявил глава Нацбанка.

Он пояснил, как был определен именно такой курс:

- Мы наблюдали в первый месяц, в августе-сентябре, как формируется курс тенге, так как рынок в предыдущий период считал, что тенге недооценен и, соответственно, должен стоить больше в связи с ослаблениями, в связи с ценами на нефть и российским рублем и многими другими факторами. На первой неделе курс был в районе 250 тенге за доллар, потом ослабился до 270. Затем была спекулятивная атака, и Национальный банк был вынужден вмешаться. Мы с самого начала предупреждали, что Нацбанк оставляет за собой право вмешиваться в процесс курсообразования, по двум основаниям – защита ценовой и финансовой стабильности. А что такое ценовая стабильность? Это когда Национальный банк ставит перед собой задачи, чтобы уровень инфляции не выходил за целевой показатель в 6-8 процентов. Дальнейшее ослабление тенге за пределами 270 тенге подразумевает собой включение инфляционных процессов.

По мнению главы Нацбанка, атака на тенге в середине сентября носила не рациональный, а эмоциональный характер.

- По нашему мнению, эта спекулятивная атака была эмоциональной, поскольку рынок посчитал, что правила игры теперь определяются только исходя из операций на спотовом рынке (торгах на KASE, – прим. ред.). Это не так, – заявил Кайрат Келимбетов. 

Он также поведал о том, как Нацбанк функционировал раньше и как работает сейчас, а также заочно ответил на обвинение многих экспертов в том, что своими интервенциями финрегулятор сжигает золотовалютные резервы.

- В 2013, 2014, 2015 годах схема валютного рынка состояла из нескольких компонентов. Первый – это спотовый: утром, в обед и вечером доллар продается на бирже. Второй компонент – это рынок однодневных свопов, когда под залог в долларах банки друг другу предоставляют тенге. И третий компонент – конвертация Нацфонда для реализации программ бюджета РК, программы «Нурлы жол», реализации различных займов из Нацфонда в нацкомпании, – рассказал Келимбетов.

Ключевым моментом в новой схеме стал порядок конвертации средств Национального фонда. Ранее, до сентября этого года, схема конвертации выглядела иначе. Поскольку средства Нацфонда размещены в валюте, а бюджет Казахстана номинирован в тенге, Национальный банк при перечислении очередного трансфера из Национального фонда сам проводил конвертацию валюты в тенге, которые отправлял в бюджет. Теперь же он отказался от принципа сепаратной конвертации и выставляет необходимые для перечисления трансфера средства для конвертации на KASE.

- Ежегодно 8-9 миллиардов долларов в тенговом эквиваленте мы отправляли в бюджет, ежегодно 3-4 миллиарда долларов в тенговом эквиваленте отдаем для программы «Нурлы жол». Кроме того, определенную сумму мы конвертируем для национальных компаний. Раньше мы конвертировали в золотовалютные резервы, из ЗВР осуществляли всеми любимые интервенции, и никто не спрашивал, как это происходило. А сегодня, поскольку мы уже в новом режиме, мы не конвертируем в ЗВР, а напрямую продаем средства из Нацфонда для участников финрынка, – пояснил спикер. – Мы объявили, что в октябре по плану у нас есть конвертации (3 млрд долларов, – прим. ред.), в том числе, связанные с операциями нацкомпаний, таких как КМГ. Мы хотим этим сказать одно: предложение долларов – избыточное. 

По словам Келимбетова, когда в предыдущие две недели представители банков заявляли, что долларов не хватает, на самом деле объемы операций за август-сентябрь не превышали 100-200 млн долларов. До перехода к свободно плавающему курсу эти операции составляли 500-600 млн долларов, пояснил главный банкир. При этом он добавил, что именно Нацбанк был основным поставщиком в экономику, конвертируя не только свои резервы, но и резервы Нацфонда.

- Наша экономика получает доходы от долларов после продажи нефти и других минеральных ресурсов, зерна. Долларов у нас предостаточно. Недостатка доллара мы не испытываем, – подчеркнул Кайрат Келимбетов. – Вопрос в том, когда казахстанская экономика приспособится к этому новому курсу? Вообще после перехода к инфляционному таргетированию, как правило, от шести до двенадцати месяцев любая экономика приспосабливается к новому курсу и новому режиму денежно-кредитной политики».

Что касается прогнозов на будущее, то здесь глава Нацбанка был неоригинален и как многие эксперты предложил положиться на волю… конъюнктуры мирового рынка:

- Конечно, главный фактор – цены на нефть. Если я каждого спрошу, что будет с ценами на нефть, половина скажет, что цены будут расти от 60 долларов, другая половина скажет, что будут падать до 40. А общий консенсус будет таков: цена будет в районе 50 долларов за баррель. Если нефть будет в районе 50 долларов, то тенге будет оставаться в том районе, что и сейчас.

По мнению Кайрата Келимбетова, плавающий курс «абсорбирует шоки» в случае дальнейшего падения мировых цен на нефть.

- Если же цены на нефть будут расти… А это не за горами: цены на нефть будут расти в 3-5 летней перспективе, поскольку это мировая цикличная экономика. В этом случае тенге будет укрепляться, и все будут продавать доллары и радоваться той прибыли, которую они получили, – заключил главный банкир страны.

 

Александр Константинов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться