Нурлан Нигматулин во время состоявшихся в пятницу парламентских слушаний по модернизации уголовного законодательства заметил, что существующий в стране порядок примирения сторон позволяет лицам, совершившим такие преступления неоднократно, уходить от ответственности. Просто возмещая ущерб каждому следующему потерпевшему при совершении каждого последующего аналогичного преступления. В стране, по утверждению Нурлана Нигматулина, уже поставлено на конвейер совершение таких преступлений. В связи с чем он предложил "рассмотреть дифференцированный подход к использованию института примирения с потерпевшим".
"Что имеется в виду? Сейчас у нас наблюдается следующая картина - образно говоря, если вор совершит кражу на сумму не более одного миллиона тенге и попадется, он может примериться с потерпевшим, возместить ему ущерб, и в связи с этим освобождается от наказания, то есть избежит ответственности, - сказал председатель мажилиса. - Наверное, это гуманно и правильно, однако, если он попадается еще раз, ничего не мешает ему уйти вновь от ответственности по такой же схеме. Главное для него, чтобы сумма украденного постоянно не превышала денежный порог в миллион тенге. Иначе это рассматривается как тяжкое преступление, и понятно, что здесь примирение невозможно", - добавил он.
В результате, продолжил он, на сегодня ситуация в Казахстане дошла до того, что увод от ответственности за кражи по вышеуказанной схеме стал частью преступного бизнеса. "По свидетельствам практиков из правоохранительных органов, создан даже специальный преступный фонд, из которого возмещается ущерб потерпевшим, и вор остается на свободе, совершает новые кражи, опять попадается неоднократно, но при этом еще успевает пополнить тот преступный фонд, благодаря которому он стался на свободе, - пояснил Нурлан Нигматулин. – А ведь, согласно криминальной статистике, кражи являются самым распространенным преступлением: они составляют более половины всех уголовных правонарушений, и говорить о снижении количества краж не приходится", - посетовал он.
И заметил, что возможность примирения в этой ситуации должна остаться только у тех, кто совершает преступление впервые. "Тогда этим механизмом не смогут воспользоваться профессиональные преступники - как уловкой с целью избежать правосудия", - подчеркнул спикер мажилиса. В этом намерении его всецело поддержал министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, который заявил журналистам, что из-за этих прорех в законодательстве особенно вольготно себя чувствуют карманники. Поскольку неоднократное совершение одного и того же преступления (рецидив) уголовное законодательство Казахстана приравнивает к преступлениям средней тяжести, что не позволяет "применять к виновному лицу пресечение в виде заключения под стражу".
"Так, в Усть-Каменогорске была задержана гражданка, совершившая 15 краж, все уголовные дела в отношении нее были прекращены за примирением сторон. И таких примеров великое множество. А ведь доля краж в общем количестве регистрируемых в стране преступлений превышает 60 процентов, - подчеркнул глава МВД. - Поэтому достаточно очевидна необходимость отнесения краж при их неоднократном совершении в категорию тяжких преступлений. А у нас считается: карманник совершил кражу до миллиона, у нас никто не носит в кармане больше миллиона, поэтому для карманника это просто рай. Мы его ловим, он просит извинения, потерпевшему возвращает, помирились, и все прекращаем и вот таких фактов масса, поэтому это не профилактируется и, по сути, дела не наказывается преступник, он за примирением сторон уходит от ответственности".
И уточнил, что для исправления ситуации достаточно рецидив перевести из преступлений средней тяжести в категорию тяжких либо особо тяжких деяний, чтобы рецидивисты могли нести "достойное наказание" – и не оставались безнаказанными. Самое же любопытное: спикер мажилиса не видит ничего страшного в том, что данная норма просуществовала несколько лет и привела к созданию вышеописанной ситуации. "Этот пример показывает - и в этом ничего страшного нет, - любое законодательство, любая норма должна проходить через практику. Сейчас заработали кодексы, мы видим такие некоторые сложности, поэтому я думаю, что правоохранительные органы могут внести предложения, какие-то коррективы можно внести", - заявил Нурлан Нигматулин. В общем, процесс набивания шишек через практические наступления на грабли как основной способ оттачивания законодательства никто отменять не собирается…
Игорь Воротной, Астана