Спрос на электроэнергию от единого закупщика – расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго в первые дни апреля не снизился из-за приостановления лицензий нерегулируемых энергоснабжающих организаций (НЭСО) с начала месяца. Об этом сообщили в подведомственной организации министерства энергетики в ответ на запрос inbusiness.kz.
"По имеющимся данным, на основании утвержденных суточных графиков за 1-4 апреля, снижения спроса на покупку планового объема электрической энергии не наблюдается, так как с 1 апреля ЭСО ГП (регулируемые энергоснабжающие организации – гарантирующие поставщики. – Прим.) подают заявки на покупку планового объема электроэнергии с учетом перехода к ним розничных потребителей от НЭСО, кроме того, часть крупных потребителей розничного рынка с 1 апреля осуществили переход на оптовый рынок электроэнергии и заявляются в суточный график самостоятельно", – говорится в электронном комментарии РФЦ посредством платформы eОtinish.
Так, продажа единым закупщиком планового объема электрической энергии за 27 марта составила 211,5 млн кВт*ч, 28 марта – 209 млн кВт*ч, а 29 марта – 192,7 млн кВт*ч, то есть их среднее значение за три дня было примерно 204,4 кВт*ч в сутки. Для сравнения, реализация РФЦ запланированных объемов электроэнергии за 1 апреля была на уровне 206,8 млн кВт*ч, за 2 апреля – 206,4 млн кВт*ч, а за третье число этого месяца – 210 млн кВт*ч, что в среднем насчитывает 207,8 млн кВт*ч в сутки.
"Отклонение ~3 млн кВт*ч связано с тем, что ранее некоторыми НЭСО не осуществлялась покупка электрической энергии у единого закупщика в ночные часы суток. В соответствии с утвержденными суточными графиками на 1-3 апреля ЭСО ГП и новыми потребителями, перешедшими с розничного рынка на оптовый рынок с 1 апреля, заявки на покупку планового объема электрической энергии подаются на все часы суток", – поясняется в выкладке расчетно-финансового центра.
Единый закупщик провел работу по прекращению прежнего взаимодействия с нерегулируемыми энергосбытами.
"ТОО "РФЦ по ВИЭ" из 400 ранее заключенных договоров на 2024 год прекратило действие 172 договоров с нерегулируемыми энергоснабжающими организациями, а также заключает новые договоры с субъектами оптового рынка электрической энергии по мере их включения в перечень СОРЭ (субъектов оптового рынка электроэнергии. – Прим.), который формируется системным оператором (KEGOC. – Прим.). На оптовом рынке электроэнергии предоплату также осуществляют энергопередающие организации и потребители оптового рынка, тем самым единый закупщик получает предоплату от указанных субъектов и производит ежесуточную оплату энергопроизводящим организациям и в дальнейшем продолжит производить своевременную и в полном объеме фактическую оплату по итогам расчетного периода согласно условиям договора. Необходимо отметить, что ТОО "РФЦ по ВИЭ" при выполнении своих обязательств руководствуется законодательством Республики Казахстан, в том числе по срокам оплаты", – подчеркивают в едином закупщике, комментируя вопрос издания о том, перестал ли РФЦ получать какую-либо предоплату за электричество с уходом НЭСО.
В мае станет понятно, как выбытие нерегулируемых энергосбытов повлияло на среднюю рыночную цену реализации электроэнергии от единого закупщика.
"В связи с исключением НЭСО системным оператором (АО KEGOC) из перечня субъектов СОРЭ, часть объемов электроэнергии поставляется энергоснабжающим организациям, являющимся гарантирующими поставщиками электроэнергии с утвержденными КРЕМ ценами на покупку электрической энергии у единого закупщика электрической энергии, что может повлечь за собой рост цен единого закупщика электрической энергии", – полагают в РФЦ.
Ранее в ходе брифинга службы центральных коммуникаций (СЦК) вице-министр энергетики Сунгат Есимханов говорил, что нерегулируемые энергоснабжающие организации занимали небольшую долю рынка электроэнергии – приблизительно 2 тыс. МВт.
"Вместо нерегулируемых ЭСО, как мы сейчас говорим, они ушли с рынка с 1 апреля, и их потребители занимали около 18% от всего рынка потребления. Поэтому часть из них уже перешли сами в оптовые потребители, поэтому они по предоплате продолжают работать. А часть потребителей, которые более мелкие, они перешли к гарантирующим поставщикам – это энергоснабжающие организации, которые гарантирующие у нас, это как "Астанаэнергосбыт", "Алматыэнергосбыт". Эти компании их возьмут на договор, и они будут оплачивать уже единому закупщику, поэтому мы особых рисков по неплатежам не видим", – сказал чиновник от энергетики, комментируя вопрос inbusiness.kz о возможном риске задержки выплат электростанциям с учетом того, что нерегулируемые энергосбыты работали по предоплате, в отличие от гарантирующих поставщиков.
По словам госслужащего, за три первых дня работы без нерегулируемых энергоснабжающих организаций снижения спроса на электроэнергию не наблюдалось, а график потребления остался таким же, как и в марте.
В беседе с inbusiness.kz партнер агентства энергетического анализа Алексей Преснов, говоря о приостановлении действий лицензий нерегулируемых энергоснабжающих организаций, озвучил мнение, что электроэнергетика Казахстана находится на развилке или даже в тупике.
"Цена единого закупщика растет, что влияет на конечные тарифы, особенно с учетом роста тарифов электростанций и частично РЭК. В итоге пришли к ситуации, при которой предполагаются огромные вливания по планам, которые еще больше поднимут цену на электричество. С другой стороны, это уже некий предел. Реакция нового правительства выразилась в том, что, не особо вникая во все детали, дали команду тариф каким-то образом сдерживать. Органы, которые этим занимаются, в частности, комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ), который регулирует и отвечает за конечные тарифы для населения, бюджета и экономики в целом, они пошли по этому пути: давайте мы кого-то обрежем и таким образом сэкономим", – отметил он.
По его мнению, такой шаг не решит проблему повышения тарифов на электроэнергию в ближней перспективе.
"Если те объемы затрат, связанных со сбытом электроэнергии, которые сейчас передаются гарантирующим поставщикам, с 2025 года просто отдать в РЭК, они все равно останутся. Соответственно, какого-то эффекта, который даст снижение конечного тарифа, не будет. Помимо того, как любая бюрократическая и монопольная структура, РЭК будут просить большие тарифы. Потому что до недавнего времени были какой-то открытый рынок и конкуренция, пусть и не совсем правильно реализованная, а РЭК будут просто говорить: дайте нам тарифы, потому что нам не хватает того-то. Это будут стагнация и дальнейший рост тарифов, поэтому никакого эффекта уход нерегулируемых энергосбытов не даст", – считает он.
Понятно, что власти хотели решить проблему дифференциации тарифов для населения, бюджета и бизнеса, которые предоставляли гарантирующие поставщики. С вводом единого закупщика оптовые цены на рынке усреднились, притом что отдельные гарантирующие поставщики имели льготную поддержку и чуть более низкие тарифы от РФЦ. Однако юрлица продолжали уходить к нерегулируемым энергосбытам из-за того, что те не имели дифференциации и могли предоставить еще более низкие расценки для бизнеса. Такая тенденция выливалась в уменьшение у гарантирующих поставщиков клиентской базы для компенсации или перекрестного субсидирования более низких тарифов для населения. К сожалению, исключение дифференциации тарифов в постсоветских странах не работает, даже если населению пытаться объяснить, что низкие тарифы на электричество для физлиц оборачиваются более высокими ценами на товары и услуги от юрлиц, которые получают электроэнергию по более дорогим тарифам, констатировал эксперт.
"Нужно это перекрестное субсидирование убрать из рыночного сегмента рынка электроэнергии – ее сбыта. Его можно перевести в сегмент нерыночный, то есть монопольный, в сети, то есть в тарифах РЭК, сделать дифференциацию тарифов, чтобы сетевой тариф для населения был ниже, а для прочих потребителей его сделать больше, но при этом нужна его прозрачность. Для этого есть российский опыт, где сейчас можно посмотреть объем перекрестного субсидирования по каждому региону – раньше это было непрозрачно, но потом его сделали открытым. Такое дифференцированное тарифообразование в сетях становится понятным, и оно является показателем, учитывающимся в KPI для руководителей регионов, которые должны работать над снижением перекрестной нагрузки на юрлиц при одновременном контроле роста тарифов для населения. Насколько это получается – другой вопрос, но в принципе такая система работает. В западных странах это делается по-другому – вводится специальный налог на сетевой тариф, который является монопольным, таким образом, он прозрачно формируется из тарифных затрат и налога в сетевом тарифе. Из этого налога, который выносится за пределы рынка, и финансируются расходы по перекрестному субсидированию тарифов на электроэнергию для населения", – предложил специалист.
Пока же в Казахстане с происходящим уходом нерегулируемых энергоснабжающих организаций пошли по непродуктивному пути, который противоречит политике либерализации экономики, резюмировал Алексей Преснов.
Читайте по теме:
Почему Казахстан переплачивает России за электроэнергию: эксперт назвал причины