Политические трансформации в нашей республике теперь будут проводиться параллельно с повышением оборонной спсобности армии. Такую задачу поставил президент страны.
Как сообщалось в СМИ ранее, Казахстан резко повысил свой оборонный бюджет еще на 1 млрд долларов. Однако настоящая полная сумма, разумеется, военная тайна. Но, как планируется в открытой части проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы, в следующем году на сферу обороны будет направлено 1 трлн 29,8 млрд тенге.
По словам военных экспертов, война между Россией и Украиной доказала то, что советская система военной подготовки с ее мобилизацией резервистов устарела и не соответствует современным реалиям.
"К сожалению, казахстанская армия до сих пор осталась частью советской Красной армии. Она не смогла переформатироваться и перестроиться под современные требования. Министерству обороны нужно проводить радикальные реформы. Мы предлагаем новую концепцию по изменению системы обороны. Она предусматривает переход на постоянный поточно-конвейерный призыв", – говорит автор концепции, военный в запасе Байгали Тилек.
Своей идеей он предлагает уйти от старой системы и отказаться от воинской службы сроком в 1 год.
"Военнообязанные в обязательным порядке должны отдать долг перед родиной сроком 18 месяцев для тыловой профессии или 24 месяца фронтовой профессии. Но не весь срок сразу, а разделенный на 3 фазы. Тыловую службу могут пройти призывники, частично не пригодные для службы, или внести налог для армии в размере 200 МРП. Первая фаза: 3 или 6 месяцев "курса молодого бойца". По типу американского basic combat training, где новобранцы получат основу военной подготовки по типу drill sergeant. Как для министерства обороны, так и для министерства внутренних дел это даст возможности набрать новые кадры", – предлагает автор проекта.
Если призывник идет на вторую фазу, то он каждый год минимум 2 месяца будет на сборах. Это займет от 7 до 9 лет службы, и к 30-35 годам гражданин отдаст свой долг родине. Третья фаза – служба в запасе с регулярными призывами на военные сборы сроком до двух недель раз в год. Служба в запасе будет длиться до 40-45 лет.
"В Казахстане 18 областей и 2 города республиканского значения. Если в каждый период из 20 субъектов призвать по 5000 военнообязанных, то за призывной год в 10 месяцев поточно-конвейерной системой можно получить 25 тысяч военнообязанных в каждом из 20 субъектов нашей страны. Это даст возможность держать в тонусе 500 тысяч боеспобных военнообязанных разного возраста", – считает Байгали Тилек.
Как долго мы будем молчать?
О "некоторых наших вопросах" рассуждает казах Сағадат Сырымұлы, вернувшийся на родину после 18 лет жизни в зарубежных странах:
"В развитых странах все дела делают открыто, публично. Например, ваш ребенок, скажем, слишком робкий и трусливый. Мы принимаем эту данность и спокойно живем дальше. А там такого ребенка везут к психологу, к доктору или научному специалисту. Потому что трусость – это недуг. Причем тяжелый.
Если где-то в Японии рожденный в этой стране ребенок не знает японского языка и говорит на другом языке, то это в тот же день станет сенсационной новостью. Сразу начнут разбирать, куда смотрело государство, как такое допустило правительство. То есть там примут меры. А у нас как? Мы смотрим сквозь пальцы, когда на казахском языке не разговаривают не только в одной семье, но и в целом поселке, районе и области.
В Германии живут около 8 миллионов турков, но правительство Германии даже не думает построить для них турецкую школу или турецкий культурный центр. А мы открыли центры и школы для многих национальностей.
Только в Казахстане я встречал "казахского писателя, пишущего на русском языке". Но национальность писателя определяется языком, на котором он пишет. А значит, мы сильно заблуждаемся, называя его "казахским писателем".
Если отдал ребенка в русскую школу, то он никогда не станет казахом. Ориентиром всей его жизни будет русская культура. Мы настолько немощны, что не можем открыто заявить даже об этом. В другой стране об этом прямо говорили бы все. Когда же общество в Казахстане тоже будет открытым и честным?" – вопрошает он.
Близ Алматы есть взрывоопасные места
"Не создадут ли проблему увеличивающиеся с каждым годом поселки вокруг города Алматы?" – подняли вопрос в казСМИ.
Как пишет автор, например, в Ащибулакском сельском округе Илийского района ситуация уже становится критической. Плотность населения грозит обернуться социальным кризисом. Из-за безостановочной раздачи участков поселки вокруг города появляются "как грибы после дождя". В последние 30 лет казахи продолжают освобождать земли в аулах и связывают свое будущее с городом.
Поселок имени Мухаметжана Туймебаева сам оброс вокруг себя множеством поселков. Собирается громадное количество людей, которые ежедневно стоят в большой автомобильной пробке на единственной дороге в город. Народ буквально воюет в битве за очередь и за место в такси. Жить становится все некомфортнее.
"Но почему власть не делает ничего? Разве не видят проблему, к которой привела их же политика? Ведь давление растет и назревает социальный взрыв", – говорится в заметке.