Станет ли Транскаспийский маршрут альтернативой КТК и что для этого нужно?

6213

Где спрятано инфраструктурное горлышко обходного пути экспорта нефти из Казахстана, рассказывает inbusiness.kz Нурлан Жумагулов.

Станет ли Транскаспийский маршрут альтернативой КТК и что для этого нужно?

Казахстан на фоне усложнившейся геополитической ситуации и санкционного противостояния России и коллективного Запада сегодня вынужден срочно принимать решение о поиске новых маршрутов доставки своих углеводородов европейским покупателям в обход России. В четверг на совещании в Акорде президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал одной важных задач диверсификацию поставок нефти.

"Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю "КазМунайГазу" проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с "Самрук-Казына" следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь", – сказал Токаев. 

Напомним, что Транскаспийский маршрут именно для казахстанской нефти берет начало с крупнейших месторождений на западе республики и далее пролегает через акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.

Inbusiness.kz обратился к эксперту в нефтегазовой отрасли Нурлану Жумагулову с вопросом: "Что нужно для того, чтобы Транскаспийский маршрут смог составить конкуренцию КТК?" 

"В первую очередь, у нас нет танкеров, чтобы необходимый нам объем доставить до Азербайджана, до Баку, оттуда до черноморского порта Батуми в Грузии, оттуда уже по железной дороге в Турцию и далее до Европы. Поэтому нужно будет решить этот вопрос", – сказал г-н Жумагулов. 

Помимо этого, требуется вложиться в восстановление и расширение перемычки на терминале Сангачлы в Азербайджане. Пока его не починят, максимум, что по нему можно будет прокачать, – это 1,5-2 миллиона тонн в год, в то время как по КТК уходит свыше 4,5 миллиона тонн в месяц. Разница очевидна. 

"Казахстану также потребуется достигнуть четких договоренностей с тем же Азербайджаном по объемам поставок и по тарифу. Насколько мне известно, азербайджанская сторона согласна принять казахстанскую нефть на своих условиях. Это должен быть гарантированный 10-летний контракт по поставкам", – подчеркивает эксперт. 

Есть проблемы и в прокачке нашей нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). 

"Несмотря на то, что БТД заполнен наполовину своих мощностей, по нему течет легкая нефть Azeri Light, которая ценится на мировом рынке дороже марки Brent. Если более сернистая и тяжелая тенгизская и кашаганская нефть войдет в трубопровод БТД, то акционеры БТД по-любому поднимут тариф за прокачку, чтобы не потерять свои доходы из-за снижения качества нефти", – добавил собеседник. 

Однозначно для возобновления Транскаспийского маршрута для экспорта нашей нефти нужно время. 

"Пока КТК остается самым мощным и самым дешевым маршрутом. Если отказаться от него, то нам придется сокращать нефтедобычу на всех трех крупных проектах (Кашаган, Карачаганк, Тенгиз). Вряд ли акционеры на это согласятся. Тем более что при нынешней мировой цене на нефть (более 100 долларов за баррель) впервые за эти прошедшие полгода в Нацфонд республики поступило 3,1 триллиона тенге. Это впервые за долгие годы, когда страна перестала изымать из Нацфонда больше, чем туда поступало нефтяных денег", – считает г-н Жумагулов. 

Единственный путь решения у Казахстана на сегодня – сесть за стол переговоров с Россией и договариваться и параллельно обсуждать альтернативные маршруты, акцентирует собеседник inbusiness.kz. 

Толчком к тому, что власти Казахстана в срочном порядке вспомнили о диверсификации маршрута своего главного экспортного товара – нефти – стали проблемы с транспортировкой сырья на наиболее предпочтительном маршруте – трубопроводе КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который пролегает через территорию России. Начиная с апреля текущего года с российской стороны последовало три сообщения о приостановке отгрузки казахстанской нефти европейским покупателям по данному трубопроводу. 

Учитывая тот факт, что львиная доля доходов казахстанского бюджета зависит от продажи нефти и газа, то такая ситуация не могла не заставить власти республики вновь задуматься о забытой одно время идеи диверсификации своих маршрутов. Дело в том, что в благоприятные времена КТК был одним из самых быстрых и самых дешевых маршрутов доставки нефти Казахстана на мировые рынки – в черноморский порт Новороссийск. Но с началом военной операции России против Украины и ответной санкционной реакции мирового сообщества, началась перебои в работе КТК. 

КТК – основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность магистрали составляет 67 млн тонн нефти в год.

Акционеры КТК: Российская Федерация (24% в управлении "Транснефти", 7% на балансе) – 31%, Казахстан (представленный "Казмунайгазом" – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%) – 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited  7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

Кульпаш Конырова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться