Для субъектов естественных монополий вскоре могут измениться правила формирования тарифов: министерство национальной экономики разработало новый проект Закона "О естественных монополиях", направленный на внедрение нового стимулирующего метода регулирования работы монополистов.
Вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин, презентуя законопроект депутатам мажилиса, объяснил, что действующий Закон "О естественных монополиях" был принят еще в 1998 году, и за 20 лет в него внесено более 200 поправок. Кроме того, процедуры регулирования деятельности субъектов естественных монополий, порядок формирования и утверждения тарифов сегодня закреплены в 79 подзаконных актах. Поэтому одна из задач нового законопроекта – собрать все нормы в одном документе и минимизировать все отсылочные положения.
Но, конечно, одна из приоритетных задач – это привлечение инвестиций в отрасль. Поэтому предусмотрено внедрение нового стимулирующего метода тарифообразования, направленного на привлечение инвестиций, стимулирование субъектов к снижению операционных затрат, повышение деятельности субъектов, качества и надёжности предоставляемых ими услуг.
Так, предполагается, что тариф будет утверждаться минимум на пять лет и больше. Состоять он будет из трех основных компонентов: операционные расходы, доход на инвестированный капитал, возврат на инвестированный капитал. Операционные расходы будут разделены на две группы – контролируемые и неконтролируемые расходы.
Под контролируемыми расходами предложено понимать такие затраты, как производственные расходы, расходы на проведение ремонтов, фонд оплаты труда производственного персонала, прочие затраты, необходимые для обеспечения производственного процесса, административные расходы.
"Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается в начале регулируемого периода на основе фактических данных и обоснованных плановых значений. Данный уровень на последующие годы будет индексирован и скорректирован на показатель эффективности операционных расходов", – объяснил вице-министр.
К нерегулируемым расходам предложено отнести затраты на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также расходы на уплату налогов и сборов, предусмотренных законодательством, увеличение или уменьшение которых не контролируется субъектом естественной монополии.
Для расчета дохода на инвестированный капитал и возврата на инвестированный капитал будет определяться база инвестированного капитала (база РАБ). В ней будут учтены только те активы, которые напрямую относятся к регулируемой деятельности. Все утвержденные инвестиции будут учитываться по рыночной стоимости. Размер дохода на инвестированный капитал будет равен средневзвешенной стоимости капитала, который будет рассчитан один раз в начале регуляторного периода для всех компаний отрасли.
"Предполагается возможность ежегодной корректировки тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от изменения стоимости неконтролируемых расходов, невыполнения показателей качества и надежности, изменения базы РАБ в связи с вводом/выводом основных средств из базы инвестированного капитала", – уточнил г-н Жумангарин.
При этом для субъектов естественных монополий будут утверждаться показатели качества и надежности регулируемых услуг. Например, в сфере электроэнергетики планируется внедрить такие показатели качества и надежности, как количество жалоб потребителей на оказание некачественных услуг, количество жалоб на отказ в подключении к услугам или в предоставлении технических условий, среднее число и длительность долговременных внеплановых и плановых отключений. В сфере теплоснабжения показателями станут: число подтвержденных фактов (дней) в году отклонений от допустимых значений температурного графика источниками производства тепловой энергии; годовое количество технологических нарушений на источниках производства тепловой энергии и тепловых сетях; количество потребителей (дней) отключения теплоснабжения в течение отопительного сезона.
В сфере водоснабжения показателями качества предложено определить такие замеры: доля проб питьевой воды в водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды; количество перерывов в подаче воды более четырех часов; доля потерь воды в системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть; удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды. Вице-министр подчеркнул, что недостижение данных показателей будет влиять на уровень тарифа путем его снижения. Планируется проведение анализа достижения субъектом показателей с привлечением независимых экспертов и независимых источников информации.
В целом же, как рассчитывает министерство национальной экономики, внедрение нового стимулирующего метода тарифообразования приведет к росту инвестиций в сферу естественных монополий, что, в свою очередь, приведет к росту тарифов. При этом прогнозируется, что в среднем рост тарифов составит 15%.
Вместе с тем законодательно будет закреплен и механизм сдерживания роста тарифа. В частности, предусматривается, что при формировании тарифа будет применяться специальный коэффициент, так называемый показатель эффективности, направленный на ежегодное снижение затрат субъекта. То есть в утвержденном тарифе директивно будет задан индекс на ежегодное снижение затрат. Тем самым субъект будет вынужден снижать свои затраты в рамках индекса.
"Превышение заданного индекса приведет к убыткам субъектов естественных монополий, и наоборот, оптимизация затрат позволит субъекту самостоятельно распоряжаться сэкономленной частью денежных средств", – заявил г-н Жумангарин.
Но при этом он подчеркнул, что применение нового стимулирующего метода тарифообразования будет возможно только при экономической и технологической готовности субъектов.
Заметим, что при этом министерство национальной экономики параллельно занимается и изучением возможности усреднения тарифов на газ и электроэнергию для населения. Г-н Жумангарин пояснил, что такие предложения поступают как от самих субъектов, так и от бизнеса, и от общественности, поэтому сейчас ведутся соответствующие экономические расчеты.
"Объединение на сегодняшний день зависит от положения регионов, у каждого региона есть своя экономическая структура. Текущая ситуация зависит от этого. Если изменить цену, то на юге она уменьшится, а на западе увеличится, – объяснил он. – Если электроэнергию взять, Южный Казахстан вырабатывает 100 мегаватт, ему нужно 360 мегаватт. Остальное получает с севера, естественно, за транзит надо платить – 2,5 тенге за KEGOC, шесть тенге – за местный РЭК. Все это накладывает (дополнительную цену). Как мы будем с частными организациями разбираться при усреднении? Много вопросов возникает, поэтому мы считаем на сегодняшний день".
Для самих монополистов предлагается облегчить условия работы, внедрив автоматизацию процессов. В частности, подача заявок и проведение закупок будут происходить исключительно в электронном виде. Это должно сократить затраты субъектов естественных монополий, у которых сегодня заявка на утверждение тарифов может доходить до объема в 200 тысяч листов. Для чего в министерстве уже создается электронная база данных информации, заявочного процесса, уведомлений и отчетности субъектов естественных монополий (база "Монополист").
Еще один проблемный момент – обеспечение доступности потребителей к регулируемым услугам. Для этого предлагается закрепить законодательно обязанность размещать на интернет-ресурсе субъекта либо на интернет-ресурсе уполномоченного органа ежеквартально обновляемую информацию о наличии свободных и доступных мощностей. Также должно быть детальное определение стадий выдачи технических условий и подключения к услугам естественных монополий и, соответственно, сроков, перечня документов, оснований отказов. Услуга выдачи технических условий будет оказываться через ЦОНы, веб-портал электронного правительства или канцелярию субъекта естественной монополии. Отказ же в выдаче технических условий будет направляться уполномоченному органу – для подтверждения обоснованности отказа.
Еще одно новшество – это участие общественности в тарифообразовании. Для этого предложено создать совет по тарифной политике – консультативный совещательный орган по обсуждению и выработке предложений по разработке основных направлений государственной политики регулирования в сферах естественных монополий. Совет по тарифной политике будет: вносить предложения уполномоченному органу по определению метода тарифного регулирования; обсуждать и вырабатывать рекомендации к проектам инвестиционных программ субъекта естественной монополии и вносимым изменениям в действующие инвестиционные программы; заслушивать отчеты об исполнении тарифных смет, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, достижении показателей эффективности деятельности и соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг субъектами естественных монополий.
В состав будут входить депутаты парламента, представители НПП "Атамекен", представители общественных объединений, независимые эксперты и другие.
Второй институт – это общественное объединение потребителей услуг субъектов естественных монополий. Предполагается, что это будет некоммерческая организация, создаваемая потребителями регулируемых услуг субъектов в целях защиты своих прав и законных интересов.
Проектом закона предполагается, что общественное объединение потребителей будет: участвовать в рассмотрении уполномоченным органом отчетов об исполнении тарифных смет, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, о достижении показателей эффективности деятельности и соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг субъектами естественных монополий; представлять интересы потребителей в отношениях с уполномоченным, государственными органами, субъектами естественных монополий, судами и иными лицами; подавать иски в суд о защите прав потребителей от имени потребителей регулируемых услуг субъектов естественных монополий. Таким образом, в Миннацэкономики рассчитывают, что деятельность монополистов станет прозрачной и подотчетной обществу.
Ирина Севостьянова