Страшный спеццентр Аягоза: кто жил припеваючи за счет больных детей, прибрав к рукам 5,2 млн тенге

5216

В скандально известном Аягозском спеццентре выявлены финансовые нарушения на 5,2 млн тенге. Установлены факты необоснованных выплат заработной платы и сверхнормативных расходов на продукты питания.  

Страшный спеццентр Аягоза: кто жил припеваючи за счет больных детей, прибрав к рукам 5,2 млн тенге

Аудиторам только через суд удалось добиться исполнения предписания о возмещении ущерба в бюджет, передает корреспондент inbusiness.kz.

Что показала внеплановая проверка

Внеплановая проверка в коммунальном государственном учреждении "Аягозский детский центр оказания специальных социальных услуг" управления координации занятости и социальных программ ВКО показала, что в учреждении необоснованно начислили заработную плату на общую сумму свыше 2,6 млн тенге "в том числе Мустафаевой Ж. Е. на сумму 1231,1 тыс. тенге, Мухтаровой А. У. на сумму 722,3 тыс. тенге, воспитателю Омарбековой С. А.на сумму 486,8 тыс. тенге, бухгалтеру Борбасовой А. М. на сумму 195,7 тыс. тенге".

Также установлены факты сверхнормативного расхода продуктов питания – на общую сумму более 2,6 млн тенге (за 2018 год – 458,5 тыс. тенге, за 2019 год – 2179,6 тыс. тенге).

В итоге 23 августа 2021 года было выписано предписание об устранении выявленных нарушений, принятии мер по возмещению в доход местного бюджета необоснованных сумм начислений и расходов и рассмотрении ответственности лиц, их допустивших. Однако в срок до 29 сентября 2021 года предписание исполнено не было. Материалы были направлены в департамент экономических расследований по ВКО для определения виновных лиц, и срок исполнения предписания был продлен до 20 декабря 2021 года.

Что решил суд?

По данным из судебного решения, 10 декабря 2021 года руководитель спеццентра Шолпан Макашева предоставила "ложную информацию об исполнении предписания".

В то время как фактически в ходе досудебного расследования была возмещена только часть суммы бывшим главным бухгалтером Мухтаровой в сумме 265 200 тенге. Постановлением от 21 октября 2021 года досудебное расследование в отношении должностных лиц было прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения.

Предписание о возмещении в бюджет необоснованно выплаченной заработной платы в сумме 2 635 900 тенге и сверхнормативного расхода продуктов питания на сумму 2 638 200 тенге осталось неисполненным. Департамент госаудита обратился с иском в суд. Ответчики на суде выразили свое несогласие с заключением аудита, посчитав, что зарплата перечислена на законных основаниях. И просили отказать в иске.

"На сегодняшний день предписание, обязательное для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, не исполнено, бюджетные средства не восстановлены. Анализируя все доказательства по делу, нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований департамента в полном объеме", – следует из решения специализированного межрайонного экономического суда ВКО.

Аягозский спеццентр обязали исполнить предписание от 23 августа 2021 года и возместить в бюджет необоснованно выплаченную сумму заработной платы и сверхнормативных расходов на продукты питания.

Страшные истории спеццентра

Напомним, в мае 2020 года inbusiness.kz рассказывал о происшествии в Аягозском центре специальных социальных услуг для детей с психоневрологическими патологиями, где в апреле, во время карантина, умерли четверо воспитанников, еще свыше десяти госпитализированы в районную больницу с корью и кишечной инфекцией. Общественности об этом факте стало известно только в середине мая.

Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. 18 мая было начато досудебное расследование по статье 317, части 4, Уголовного кодекса РК — ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек. А 20 мая межведомственная комиссия приступила к проверке. Позже, ссылаясь на предварительные результаты, сообщали, что дети поступили в Аягозскую ЦРБ в крайне тяжелом состоянии из-за поздней госпитализации. Дети, которым было 8, 11, 12, 14 лет, умерли в период со 2 по 29 апреля.

В первых трех случаях вскрытие для определения причин смерти не проводилось, в связи с чем была назначена эксгумация трупов детей. В ноябре 2020 года детский омбудсмен Аружан Саин сообщила шокирующие результаты эксгумации и заявила о тяжких травмах, которые были нанесены воспитанникам ЦОССУ в Аягозе.

Так, согласно предварительным результатам судебно-медицинского исследования с эксгумацией трупов, у умерших обнаружены ушибы головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, закрытая черепно-мозговая травма, перелом свода и основания черепа.

9 июня были начаты и соединены в одно производство три досудебных расследования по ст. 106 УК РК — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В декабре 2020 года Аягозским районным судом был вынесен приговор трем медицинским работникам ЦОССУ по делу о смерти четырех воспитанников интерната. Все получили условные сроки. Суд принял во внимание, что один из медиков — пенсионер, другая воспитывает маленьких детей, а третья беременна.

Когда история не имеет конца

Между тем проверка в учреждении обнажила ряд других серьезных проблем. В том числе дети не были взяты на диспансерный учет участковым врачом, обеспечены бесплатными лекарствами. Не проводился систематический контроль здоровья детей и их плановая госпитализация. В учреждении отсутствовало необходимое оборудование для лечения тяжелобольных детей, во время карантина осмотр детей вместо педиатра проводил терапевт. Во всех четырех случаях летального исхода были выявлены дефекты белково-энергетической недостаточности (БЭН) из-за недостаточного питания, которое характеризуется остановкой или замедлением массы тела. И это в то время, когда судя по порталу госзакупок, с 2016 года по 2020 год учреждением приобретено, к примеру, красной икры на сумму около 6 миллионов тенге. Также в перечне закупаемых продуктов сёмга, конина, деликатесные сорта колбас, говядина.

Но во время посещения спеццентра проверяющие не обнаружили их. На складе был довольно скудный ассортимент продуктов.

"Из овощей и фруктов мы увидели только капусту белокочанную, картофель, свеклу, морковь, лук, пару ящиков груш. Просили показать каши, смеси и пюре в баночках, которые закупают для лежачих деток, но не увидели всего этого. По документам, детям закупают икру красную, семгу, оливковое масло, но ничего этого нет на складах. Холодильник для хранения молочной продукции был очень грязным, неудивительно, что несколько детей попали в больницу с симптомами кишечной инфекции", — сказала тогда представительница уполномоченного по правам ребенка Жибек Амербекова.

К слову, с 7 апреля 2020 года временным исполняющим обязанности директора была назначена замдиректора по воспитательной работе Жанар Мустафаева. Именно она была вместе с детьми в карантинной зоне до 17 мая.

Жанар Асылханова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться