Об этом inbusiness.kz сообщила уполномоченной по правам ребенка РК Аружан Саин, которая после трагедии направила ряд запросов в ряд уполномоченных государственных органов и подведомственных им организаций.
Так, из ответа министерства внутренних дел РК следует, что по предварительным результатам судебно-медицинского исследования у воспитанника 2006 г. р. обнаружены ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, закрытая черепно-мозговая травма (ЗЧМТ), у воспитанника 2009 г. р. – ушиб головного мозга, перелом свода и основания черепа, ЗЧМТ, у воспитанника 2008 г. р. – ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, перелом основания черепа, ЗЧМТ.
Только сейчас стало известно, что 26 мая нынешнего года была назначена и проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза с эксгумацией трупов вышеуказанных воспитанников. По итогам экспертизы 9 июня начато три досудебных расследования по ст. 106 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) УК. Уголовные дела соединены в одно производство. А 30 июня дальнейшее расследование уголовного дела Генеральной прокуратурой поручено управлению специальных прокуроров прокуратуры Восточно -Казахстанской области. И дело по факту получения детьми тяжких телесных повреждений выделено в отдельное производство и направлено для проведения расследования в следственное управление департамента полиции ВКО. Сообщается, что в настоящее время по данным уголовным делам продолжаются необходимые следственные действия.
Чьи имена фигурируют в этих делах, пока неизвестно.
"По всем случаям смерти граждан в медицинских учреждениях вскрытие для определения причин смерти должно проводиться ОБЯЗАТЕЛЬНО. Нами направлен запрос в МВД о том, проводились ли вскрытия скончавшихся детей до проведения эксгумации. Если вскрытия проводились, то какие причины смерти указаны в заключениях об их проведении? На основании каких документов официальные должностные лица в один голос озвучивали в СМИ версию, что дети скончались от своих хронических заболеваний? Мог ли проводивший вскрытие эксперт "не заметить" такие тяжкие черепно-мозговые травмы, как ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, ЗЧМТ, перелом свода и основания черепа, перелом основания черепа, ЗЧМТ?" – вопрошает детский омбудсмен Аружан Саин.
Говорилось о другом
Напомним, в Аягозском детском центре по оказанию специальных социальных услуг, находящемся в ведомстве управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области, в апреле 2020 года друг за другом умерли четверо детей. Еще свыше десяти было госпитализировано в районную инфекционную больницу с подозрениями на корь и кишечную инфекцию. Предполагалось, что дети могли умереть от истощения вследствие недостаточного питания. Об этом общественности стало известно только в середине мая. В интервью нашему порталу главный врач Аягозской центральной районной больницы Шалкар Омаров сообщил, что дети умерли вследствие "основного врожденного неврологического заболевания с тяжелыми пороками развития". По данному факту в учреждении начались проверки. Областные чиновники пытались "замолчать" эту проблему. И только после резонанса вынуждены были прокомментировать ситуацию. Заместитель акима области Алишер Мархабат сообщил, что для детального изучения вопроса в регионе была создана межведомственная комиссия, в состав которой вошли сотрудники акимата, медицинские работники, представители областных департаментов контроля качества товаров и услуг, прокуратуры и правоохранительных органов. По факту смерти четверых воспитанников Аягозского детского центра оказания специальных социальных услуг было начато досудебное расследование по ст. 317, ч. 4 (ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек) Уголовного кодекса.
"По итогам работы комиссии установлено, что дети скончались в разное время в течение месяца в связи с осложнениями различных врожденных заболеваний. Первый случай произошел 2 апреля, второй – 11 апреля, третий – 20 апреля и четвертый – 29 апреля", – сказал тогда Алишер Мархабат.
Чиновник сказал, что в центре дети ухожены, питанием обеспечены и получают весь спектр услуг.
"Заболевание корью и истощение не обнаружены. Смерть наступила вследствие основных и сопутствующих заболеваний" – отмечала заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ ВКО Айнур Султанова.
22 мая итоги проверок по ситуации в Аягозском центре оказания специальных социальных услуг озвучила вице-министр здравоохранения РК Людмила Бюрабекова на совещании межведомственной комиссии во главе с министром образования и наук Асхатом Аймагамбетовым.
"Отягощенный коморбидный фон, сочетанные врожденные патологии с пороками развития на фоне тяжелой бактериальной пневмонии и кахексии, с развитием полиорганной недостаточности явились причинами смерти детей. Исход заболевания во всех случаях был не предотвратим на данном этапе. Исход заболевания умерших не связан с корью", – сказала она.
В целом создавалось мнение о том, что дети умерли из-за своих врожденных или сопутствующих заболеваний. Об этом же говорила и главный врач, директор КГУ "Аягозский детский центр оказания специальных социальных услуг" управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области Шолпан Мукашева, которая признала, что у детей было истощение. На сегодня даже подана заявка о введении дополнительно в рацион воспитанников центра лечебного питания. Почему это не делалось раньше – вопрос. Отметим, до того как занять должность директора учреждения, она была главным педиатром области.
Жанар Асылханова, ВКО
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!