К такому выводу пришла областная межведомственная комиссия. Итоги проверок озвучила только сегодня вице-министр здравоохранения РК Людмила Бюрабекова на совещании межведомственной комиссии по ситуации в Аягозском центре оказания специальных социальных услуг во главе с министром образования и науки Асхатом Аймагамбетовым.
"Отягощенный коморбидный фон, сочетанные врожденные патологии с пороками развития на фоне тяжелой бактериальной пневмонии и кахексии, с развитием полиорганной недостаточности явились причинами смерти детей. Исход заболевания во всех случаях был не предотвратим на данном этапе. Исход заболевания умерших не связан с корью", – сказала она.
При этом отмечено, что в ходе проверок была выявлена масса нарушений по медицинской части. Так, осмотр воспитанников учреждения осуществлялся терапевтом, а не педиатром, очень много вопросов возникло ко внутренней медицинской документации, выявлено, что у сотрудников нет условий и навыков по оказанию первичной реанимационной помощи, отсутствует контроль со стороны руководства.
Вчера в государственном учреждении побывала республиканская комиссия, в состав которой вошли представители уполномоченных по правам человека и ребенка РК, представители сфер здравоохранения, социальной защиты, мониторинговой группы антикоррупционной службы. "Проверяющие", мягко говоря, были шокированы увиденным.
"Мы провели инспектирование складских помещений, где находятся продукты питания, вещи и прочее. Картина удручающая. К примеру, капуста вся почерневшая. Качество должно соответствовать, ведь это предназначено для детей. Нами высказаны замечания по их качеству", – отметил член специальной мониторинговой группы при антикоррупционной службе РК Рафаэль Гасанов.
По его словам, в дальнейшем их ведомство намерено проверить эффективность использования бюджетных средств данным учреждением.
А где же икра?
Отметим, прежде в СМИ опубликовывалась информация о том, что в интернат по госзакупу десятками килограмм приобреталась красная икра, семга, кофе, клубника, а также лимоны, яблоки, апельсины, баклажаны и красная капуста. К слову, "проверяющие" всего этого не увидели.
"Основываясь на увиденном членами комиссии во время посещения интерната, ставится под сомнение информация, озвученная чиновникам в СМИ и по поводу питания детей. В частности, по закупкам красной икры, копченой семги, конины, ягод и многого другого на складе во время посещения находился довольно скудный ассортимент продуктов. В то время руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев сообщил, ссылаясь на приказ за номером 896 министра здравоохранения, что в праздничные и выходные дни "включаются в меню красная рыба, черная и красная икра", деликатесные сорта колбас (и др.). Ничего из вышеперечисленного в интернате обнаружено не было, хотя закупки состоялись несколько месяцев назад, и, по словам администрации, "до сих пор не поставлены", – говорит уполномоченная по правам ребенка РК Аружан Саин.
Кроме того, Аружан Саин напомнила, что ранее уже родители детей обращались к руководству области и к ней с жалобой, в том числе поднимали вопросы оказания медицинской помощи в центре, питания, обеспечения одеждой, также запрета на видеофотосъемки детей родителями.
"Проведенные регионом проверки по обращениям родителей и ранее возбужденным уголовным делам можно считать формальными. Есть ощущение, что задача стоит не разобраться в реальной ситуации в интернате, а убедить общественность, что проблем в интернате нет. Руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев дает в СМИ информацию, не соответствующую действительности, об отсутствии жалоб родителей детей данного интерната в адрес акимата ВКО. Необходимо предпринять все меры по обеспечению прозрачности работы, ответственности и должной реакции на заявления о нарушении прав детей от официальных органов власти региона", – сказала детский омбудсмен.
Что касается смерти четырех воспитанников центра, говорит она, стоит еще выяснить, почему в интернате, где находятся дети с тяжелыми патологиями, во время карантина работали только 45 из 179 сотрудников. И почему должность директора центра занимал человек, у которого на момент назначения не было никакого профильного образования. Хотя таким учреждением должен руководить высококвалифицированный специалист – врач или педагог с опытом работы с особыми детьми.
Детский омбудсмен настаивает на том, чтобы все подобные центры были переведены в областные центры, крупные города. Только в этом случае, по ее мнению, будет обеспечена прозрачность их работы, качества оказываемых услуг.
Зарплата маленькая тоже сказывается
Между тем в министерстве труда считают, что одной из причин низкого качества предоставляемых услуг является низкий уровень заработной платы сотрудников социальной сферы.
"Проблемы в данной сфере существуют. Трагический случай гибели четверых детей с инвалидностью в Аягозском центре оказания спецсоцуслуг, так же как и вспышка короновируса с летальными исходами в доме престарелых Акмолинской области, общее содержание и жестокое обращение в центре для детей с психоневрологическими заболеваниями Туркестанской области обнажили остроту и запоздалость принимаемых мер. Одной из фундаментальных причин низкого качества предоставляемых услуг является недостаточность, а порою и отсутствие квалификации работников и руководящего состава. Низкий уровень зарплат абсолютно не привлекателен", – сказал вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ерлан Аукенов.
В начале нынешнего года была на 30% повышена заработная плата 25 тысячам работников медико-социальных организаций. Но, по его словам, этого недостаточно для привлечения компетентных кадров.
"К примеру, санитары получают 88 тыс. (до повышения в этом году получали 68 тыс. тенге) тенге, воспитатель с высшим образованием, со стажем пять-семь лет получает 114 тыс. (до повышения в этом году получали 88 тыс. тенге), медработник с высшим образованием, со стажем три-пять лет – 120 тыс. тенге (до повышения в этом году получали 94 тыс. тенге). При этом специалисты сферы образования и здравоохранения получают на 20-30% больше, работники частных организаций – в 1,5-2 раза больше. Это на фоне того, что самый сложный контингент в государственных организациях именно в социальной сфере", – перечислил он.
Также он отметил, что на сегодня начата "колоссальная работа по улучшению качества оказания услуг медико-социальными учреждениями", в том числе планируется уменьшить нагрузку на воспитателя, если раньше на каждого воспитателя приходилось по шесть детей, то будет по три. Во всех подобных учреждениях будут установлены камеры видеонаблюдения.
Напомним, в апреле в Аягозском центре оказания специальных социальных услуг умерли четверо воспитанников. Также, по последним сведениям из официальных источников, девять человек, из них семеро детей, заразились корью и один ребенок – кишечной инфекцией. В акимате ВКО ситуацию прокомментировали только после поднявшегося общественного резонанса.
Жанар Асылханова, ВКО