/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Строительство БАКАД затронет археологические памятники местного значения

Строительство БАКАД затронет археологические памятники местного значения

Прокладка объездной дороги вокруг Алматы создаст трудности с доступом для бизнеса, жителей и фермерских хозяйств.

13:08 07 Октябрь 2019 12369

Строительство БАКАД затронет археологические памятники местного значения

Автор:

Данияр Сериков

Фото: kolesa.kz

Строительство БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога. – Ред.), которая пройдет по территориям Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области, затронет археологические памятники местного значения. Об этом говорится в проектной документации, выложенной на сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Из нетехнического резюме проекта следует, что предварительная археологическая оценка была проведена ТОО «Археологическая экспедиция» в 2013 году. Позже эта же компания провела обследование территории в рамках оценки воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС), которая показала, что на территории строительства БАКАД объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО или археологических памятников национального значения нет. Однако исследования выявили археологические объекты местного значения, которые находятся в пределах и вблизи участка кольцевой дороги.

«Были выявлены следующие 36 объектов культурного наследия: 25 археологических памятников от эпохи раннего железного века до современности; один современный культурный объект (включен в национальный каталог объектов археологического и культурного наследия); один сакральный объект (лечебный источник «Альмерек»); девять современных кладбищ. В отношении 25 археологических объектов реализуются мероприятия, предусмотренные национальным законодательством. Из них 16 объектов или их охранные зоны находятся непосредственно в пределах земельного отвода, а остальные девять прилегают к территории земельного отвода», – излагается в проектном документе.

Консорциум, занятый на проекте, привлечет международного консультанта для разработки и реализации плана действий по сохранению объектов исторического наследия, выявленных в зоне воздействия БАКАД, отмечается в резюме. Согласно плану, будут проведены консультации с затрагиваемыми лицами, и строительные работы будут сопровождаться наблюдением археологов. Консорциум разработает процедуру действий при обнаружении случайных находок и обеспечит археологический мониторинг, который будет выполняться компетентными специалистами, заявляется в документации.

«Нужно учесть, что большинство земель с курганами уже на протяжении многих десятилетий возделываются крестьянскими хозяйствами, а те, что находятся в списках, к сожалению, разграблены. Концессионер по многим объектам провел археологические раскопки, что подтвердило факты разграбления. Поэтому воздействие со стороны проекта номинальное», – написал в электронном комментарии представитель проекта БАКАД Гайдар Утешев.

Напомним, правительственный контракт в рамках государственно-частного партнерства по строительству БАКАД выиграл турецко-корейский консорциум, в который входят компании Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş. (33,3% акций), Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A. (33,3% акций), Korea Expressway Corporation (0.10%) и SK Engineering & Construction Co. Ltd. (33,3% акций).

В оценке экологических и социальных воздействий БАКАД также указывается, что строительство кольцевой автодороги может затронуть интересы местного населения и бизнеса из-за нарушений движения транспорта и перевозок в результате строительства трассы. В основном проект может создать трудности доступа к жилищам, сельскохозяйственной и производственной инфраструктуре для местных крестьянских и садоводческих хозяйств, жителей прилегающих поселков и отдельных компаний, среди которых есть известная фирма по производству напитков и продуктов питания RG Brands. Кроме того, у населения возникли вопросы по возможностям прогона скота на пастбища, поясняется в экологической и социальной оценке.

Отдельные мелкие сельскохозяйственные угодья могут быть раздроблены, и ограничение доступа к ним рассматривается как наиболее серьезные последствия для группы фермеров. Между тем жители поселков Талдыбулак, Кызыл Кайрат, Кызыл-Ту-1, Кызыл-Ту-2, Кызыл-Ту-3 были взволнованы тем, что строительство дороги приведет к перекрытию мелких оросительных каналов. С другой стороны, к примеру, жители села им. М. Туймебаева и дачного товарищества «Пограничник» выразили обеспокоенность воздействием шума на социальные объекты в ходе строительства и будущей эксплуатации, отмечается в нетехническом резюме проекта.

Касательно проблематики изъятия земель и переселения в документации уточняется, что Правительство в лице комитета автодорог и акиматов для реализации проекта приобрело около 624 га земли в Карасайском, Илийском и Талгарском районах. Приобретение земель осуществлялось в соответствии с национальным законодательством в период с 2007 по 2011 год.

«Всего было приобретено 784 земельных участка, из которых 62 участка были в собственности государства, а 723 участка находились в частной собственности или аренде (339 – в Карасайском районе, 197 и 186 – в Ильинском и Талгарском районах соответственно). 417 земельных участков (57%) были приобретены путем переговоров и 144 земельных участка (20%) были экспроприированы по решению суда. Остальные 164 участка (23%) были обеспечены за счет других механизмов, таких как дарение земли и обмен земельных участков. Процесс приобретения земли начался в середине 2007 года, когда маршрут дороги был проложен и одобрен Правительством Казахстана», – следует из резюме. 

«В соответствии с Земельным кодексом, принятым в 2003 году, компенсация за все изымаемое имущество рассчитывалась и выплачивалась по рыночной стоимости. Однако приобретение земли было прекращено в конце 2007 года и возобновилось только в 2011 году, после принятия Закона «О государственной собственности», который предусматривал внесение изменений в Земельный кодекс. Изменения в законодательстве привели к значительному снижению размера компенсации за земельные участки и вызвали судебные иски со стороны затронутых лиц», – констатируется в документе.

По информации представителя проекта Айман Жанузаковой, все жалобы, обращения, просьбы по БАКАД рассматриваются в рамках механизма рассмотрения жалоб (МРЖ), который был разработан и утвержден компанией в сентябре 2019 года. Однако регистрация жалоб и обращений ведется с мая 2019 года.

«На сегодняшний день имеется 12 зарегистрированных жалоб разного характера, из которых три являются решенными: две связаны с переносом ирригационного канала, одна – с обеспечением доступа к домам. Остальные жалобы в процессе разрешения, решение которых зависит от окончательного проектного решения и местных исполнительных органов. На сегодняшний день наиболее актуальными вопросами являются вопросы обеспечения доступа – выезды и заезды, что требует синхронизации проекта БАКАД с местными планами развития дорожной инфраструктуры (сети дорог)», – сообщила она в электронном письме.

Соглашение концессии по БАКАД было подписано в прошлом году, срок его действия будет как минимум 20 лет, из которых 50 месяцев займут строительные работы. Общая стоимость проекта, по данным ЕБРР, оценивается в 750 млн долларов, из которых 225 млн долларов может профинансировать сам международный финансовый институт. Хотя отдельные СМИ указывают, что проектный бюджет составляет 543 млн долларов. Между тем ранее Мининдустрии сообщало inbusiness.kz, что гособязательства по проекту достигают 512 млрд тенге. Среди других потенциальных кредиторов проекта – Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Международная финансовая корпорация.

Данияр Сериков

В Семее председатель комиссии маслихата выиграл тендер на строительство дорог

Основные работы к юбилею Абая на сумму порядка 9 млрд тенге выполнят компании «Гордорстрой» и «Фирма Азия».

29 Июнь 2020 08:53 10131

В Семее председатель комиссии маслихата выиграл тендер на строительство дорог

Фото: Максим Морозов

Так, будет отреставрирована площадь Абая, благоустроена центральная улица Ленина и отремонтированы десятки дорог.

По данным goszakup.gov.kz, первые два проекта стоимостью более 372 млн и 441 млн тенге соответственно реализует ТОО «Фирма Азия». На площади Абая обновят бордюры, построят фонтан, обустроят детские и спортивные площадки. Эта же компания занимается строительством шести внутриквартальных проездов в новом районе Карагайлы стоимостью почти 3,4 млрд тенге. Заказчик – ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции г. Семей ВКО». Также предприятие признано победителем конкурса по ремонту автодороги улицы Джангельдина до дороги республиканского значения Омск – Майкапчагай, стоимостью свыше 1,5 млрд тенге. Заказчик – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автодорог г. Семея ВКО».

Руководитель компании – Сауле Дускужанова. Предприятие, кроме вышеуказанного, реализует порядка 50 проектов по строительству многоэтажных жилых домов без наружных инженерных сетей, пяти-, семи-, девятитиэтажных зданий общежитий на 716 мест, инженерных сетей к жилым домам в новом жилом районе Карагайлы. Срок завершения работ – 2020-2021 годы. Общая сумма проектов более 45 млрд тенге. Компания также недавно завершила возведение культурно-спортивного комплекса «Абай-Арена» стоимостью порядка 27 млрд тенге.

Учредители ТОО «Фирма Азия» – Асемкан Дускужанов, Сауле Дускужанова, Даулет Дускужанов. По данным официального интернет-ресурса маслихата Семея, Асемкан Дускужанов – депутат ВК областного маслихата. Также он руководитель ТОО «СемАЗ», учредителем которого являются он и Даулет Турлыханов.

Ах, дороги, дороги

Второе предприятие – ТОО «Гордорстрой» – с начала 2020 года выиграло конкурсы на реализацию порядка 40 проектов по среднему и текущему ремонту улиц и дорог Семея, населенных пунктов Аягозского, Бескарагайского районов области общей стоимостью свыше 4 млрд тенге. Так, за ремонт четырех километров автодороги Семей – Караул компания получит 450 млн тенге. Средний ремонт автомобильной дороги Аягоз – Караул, Семей – Кайнар 44-59 км обойдется бюджету в 369 млн тенге. В Семее ремонт улицы Каржаубайулы от кольцевой развязки Правого берега до ул. Джангельдина 2,3 км * 2 полосы – в 424 млн тенге.

Также дорожная компания проведет работы по среднему ремонту 13 дорог города Семея на общую сумму 690 млн тенге. Из них 155,5 млн тенге – на средний ремонт улицы Глинки (район Цементного завода) от кольцевой развязки Левого берега до улицы Промышленной. Средний ремонт дороги в поселке Восход, ул. Предгорная, СВА № 17 – 18,8 млн тенге. Средний ремонт ул. Би Боронбая от ул. Докучаева до кольцевой развязки Миру – Мир – 189,2 млн тенге. Средний ремонт пер. Сеченова от ул. Сеченова до ул. ТЛЦ «Северный» – 34 млн тенге. Средний ремонт ул. Дулатова – 18, 8 млн тенге. Средний ремонт ул. Рыскулова от ул. Глинки до ул. Синицына – почти 33 млн тенге. Средний ремонт улицы в 408-м квартале – 27,7 млн тенге. Средний ремонт ул. Цементной от ул. Физкультурной до ул. Глинки – 14,7 млн тенге. Средний ремонт ул. Герцена от ул. Кабанбай-батыра до ул. Чайковского – 34 млн тенге. Средний ремонт ул. Карменова от ул. Глинки до ул. Физкультурной – 15,3 млн тенге. Средний ремонт ул. Чимкентской от ул. Белибаева до ул. Лесной и ул. Лесна – 105 млн тенге. Средний ремонт ул. Тукая от ул. Найманбаева до ул. Абая – 29 млн тенге. Средний ремонт ул. Строительной от ул. Глинки до ул. Физкультурной – 14,5 млн тенге.

К слову, первый руководитель ТОО «Гордорстрой» – Бауыржан Кайрамбаев. Он же председатель постоянной комиссии маслихата Семея по вопросам бюджета и финансов, развития экономики. Учредитель компании – Галия Жакупбекова.

Что ответит прокурор?

Напомним, 23-24 июня массовая вырубка деревьев и демонтаж разделительных полос во время начавшихся дорожных работ на улице Глинки вызвал особый общественный резонанс. Горожане возмутились, отметив, что это Цемзавод, экологически неблагополучный район, где нужно не спиливать, а, наоборот, сажать новые саженцы. Кроме того, негодовали они, повсеместно удаляются конструкции, разделяющие смежные проезжие части. Но, если до сих пор такие варварские действия сходили с рук местным властям, больше никто этого терпеть не намерен, заявили они. Правозащитники и общественники потребовали проведения общественных слушаний. Интересной была первоначальная реакция представителей акимата на возмущения горожан. Представитель отдела жилищно-коммунального хозяйства сказал местным журналистам, что разрешения они не давали, подрядная организация, мол, сама начала данные работы. Директор же ТОО «Гордорстрой» Бауыржан Кайрамбаев настаивал на обратном.

Inbusiness.kz получил оперативный комментарий у руководителя отдела пассажирского транспорта и автодорог Семея Сериккали Жуманова. Он сообщил, что в данное время начаты работы по расширению улицы Глинки в районе Цемзавода. Вместо вырубленных деревьев, по его словам, буду высажены новые саженцы. Всего порядка 1000 в разных частях города. Также он рассказал, какие еще дорожные работы планируется провести в Семее в рамках подготовки к юбилею Абая Кунанбаева.

На следующий день стало известно, что природоохранная прокуратура подает в суд на отдел транспорта города. Дозвониться до прокуратуры Семея нам не удалось. Соответствующий запрос inbusiness.kz отправил в прокуратуру Восточно-Казахстанской области.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Бетон штопаный XIV: «КазАвтоЖол» рассказал о «массовых репрессиях» на трассе Темиртау – Караганда

Были уволены двое, один понижен в должности, но из центрального аппарата ожидаемо никто не пострадал. Нет информации и о финансовом наказании подрядчиков.

24 Июнь 2020 11:15 10368

Бетон штопаный XIV: «КазАвтоЖол» рассказал о «массовых репрессиях» на трассе Темиртау – Караганда

Это следует из ответа, полученного Inbusiness.kz от национальной компании.

Уже два года Inbusiness.kz «сопровождает» строительство дороги Темиртау – Караганда. Первая статья из, возможно, самого длинного цикла статей в современной казахстанской журналистике «Бетон штопаный» вышла 23 июля 2018 года.

Однако потребовалось целых два месяца для того, чтобы «КазАвтоЖол» как-то отреагировал на появление на еще строящейся бетонке сквозных трещин. 17 сентября 2018 года он собрал на многострадальной дороге журналистов, продемонстрировал им работу видящего сквозь землю георадара и ответил на многочисленные вопросы пишущей братии.

Помня о той запоздалой реакции заказчика дороги Темиртау – Караганда, Inbusiness.kz был сильно удивлен тем, насколько улучшились рефлексы национальной компании и ускорилась обратная связь.

Напомним, что на вопросы, поставленные в статье «Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге», ответы, вернее, только часть ответов, от областного филиала «КазАвтоЖол» были получены через пресс-службу акима Карагандинской области. О чем и было рассказано в публикации «Бетон штопаный XIII: трасса Темиртау – Караганда стала аналогом LRT, подорожав на 3 млрд».

Однако нацкомпания, не удовлетворившись ответом своего филиала, ответила еще и напрямую редакции Inbusiness.kz. Но, отметим, тоже весьма оригинально: просто прислав файл под названием «Темиртау – Караганда справка», не снабдив его сопровождающим письмом. По всей видимости, в АО «НК «КазАвтоЖол» не знакомы с «Типовыми правилами документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях», утвержденными приказом министра культуры и спорта РК от 22 декабря 2014 года за № 144.

Итак, вот сам ответ головного офиса, и тоже далеко не полный.

Ответ АО «НК «КазАвтоЖол»

Кроме того, обращает на себя внимание архиважный факт: нет ни слова об ответственности ТОО «Каздорпроект», которое, несмотря на грубые просчеты в проекте, пока остается в стороне. Подробнее о его художествах – оно начертало дорогу в Караганде по землям лесного фонда, в Темиртау – по водоводу и под ЛЭП 100 кВ – можно прочитать в статье «Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?».

К слову, еще в сентябре 2018 года Inbusiness.kz получил ответ от АО «НК «КазАвтоЖол», в котором заказчик утверждал, что уже судится с проектантом.

Ответ «КазАвтоЖола», полученный Inbusiness.kz в сентябре 2018 года.

Так кто стоит за «Каздорпроектом», если в ответе «КазАвтоЖола» о нем нет ни слова? Раз заказчик строительства дороги умалчивает об этом, может быть, министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан даст разъяснение? Очень хочется знать, благодаря какой «крыше» над ТОО «Каздорпроект» такое безоблачное небо?

И напоследок в который раз предлагаем добавить еще больше гласности в процесс исследования, мягко скажем, нерациональной траты средств республиканского бюджета. Только, пожалуйста, дайте конкретные ответы на конкретные вопросы. И с цифрами.

Вопросы по строительству автодороги Темиртау – Караганда к АО «Национальная компания «КазАвтоЖол»

Проектирование

  1. Какова стоимость проектно-сметной документации строительства автодороги Темиртау – Караганда?
  2. С какой ценой ТОО «Каздорпроект» выиграло конкурс на проектирование?
  3. Сколько денег получено «Каздорпроектом»?
  4. Как наказано ТОО-проектант за свое вредительство? Внесено ли оно в список неблагонадежных поставщиков? Какие штрафные санкции к нему применены?
  5. Насколько произошло удорожание проекта, в том числе допзатраты на проектирование и строительство?

Строительство

  1. Какова первоначальная проектная стоимость строительства дороги, в том числе стоимость 1 кв. метра?
  2. С какой ценой ТОО «СейСер» выиграло конкурс на строительство?
  3. Сколько денег освоено и сколько «СейСеру» не выплачено?
  4. Какие меры приняты в отношении ТОО «СейСер»?
  5. Кто покровительствовал подрядчику? Такое отношение к государственным проектам невозможно без протекции сверху. Какое наказание он понес?
  6. Какова стоимость работ по завершению строительства дороги для ТОО «Сине Мидас Строй», в том числе стоимость лечения трещин (цена за метр)?
  7. Расскажите подробно, какая технология будет применяться для лечения трещин, в том числе какой герметик или полимер будет использован, чьего производства?

Технадзор

  1. Кто из центрального аппарата АО «НК «КазАвтоЖол» курировал строительство автодороги Темиртау – Караганда? Какое наказание они понесли?
  2. Кто из центрального аппарата министерства индустрии и инфраструктурного развития курировал строительство автодороги? Какое наказание они понесли?
  3. Какова стоимость услуг технического надзора на строительстве автодороги?
  4. С какой ценой ТОО «Жол Сапа» выиграло конкурс на строительство?
  5. Сколько денег освоено и сколько ТОО «Жол Сапа» не выплачено?
  6. Какие меры приняты в отношении ТОО «Жол Сапа»?

Повторим, уже два года Inbusiness.kz «сопровождает» строительство дороги Темиртау – Караганда. И все два года выражает надежду, что специально обученные люди из специальных органов более пристально взглянут на то, как миллиарды тенге налогоплательщиков бездарно закапывают в землю, и, пользуясь определенными статьями Уголовного кодекса Республики Казахстан, заведут соответствующие дела по статьям, за которые в прошлой жизни давали высшую меру социальной защиты.

Дело здесь не в патологической жажде крови, а в простой жажде порядка. Вспомним прекрасный фильм Романа Качанова «ДМБ» и диалог между Пулей и Диким Прапором, которого великолепно сыграл, увы, уже ушедший от нас Сергей Арцибашев:

«– Пришивайте подворотничок к воротничку.

– А мы не умеем.

– Никто не умеет. Дело не в умении, не в желании и вообще ни в чем. Дело в самом пришивании подворотничка».

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!