Строительство БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога. – Ред.), которая пройдет по территориям Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области, затронет археологические памятники местного значения. Об этом говорится в проектной документации, выложенной на сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Из нетехнического резюме проекта следует, что предварительная археологическая оценка была проведена ТОО "Археологическая экспедиция" в 2013 году. Позже эта же компания провела обследование территории в рамках оценки воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС), которая показала, что на территории строительства БАКАД объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО или археологических памятников национального значения нет. Однако исследования выявили археологические объекты местного значения, которые находятся в пределах и вблизи участка кольцевой дороги.
"Были выявлены следующие 36 объектов культурного наследия: 25 археологических памятников от эпохи раннего железного века до современности; один современный культурный объект (включен в национальный каталог объектов археологического и культурного наследия); один сакральный объект (лечебный источник "Альмерек"); девять современных кладбищ. В отношении 25 археологических объектов реализуются мероприятия, предусмотренные национальным законодательством. Из них 16 объектов или их охранные зоны находятся непосредственно в пределах земельного отвода, а остальные девять прилегают к территории земельного отвода", – излагается в проектном документе.
Консорциум, занятый на проекте, привлечет международного консультанта для разработки и реализации плана действий по сохранению объектов исторического наследия, выявленных в зоне воздействия БАКАД, отмечается в резюме. Согласно плану, будут проведены консультации с затрагиваемыми лицами, и строительные работы будут сопровождаться наблюдением археологов. Консорциум разработает процедуру действий при обнаружении случайных находок и обеспечит археологический мониторинг, который будет выполняться компетентными специалистами, заявляется в документации.
"Нужно учесть, что большинство земель с курганами уже на протяжении многих десятилетий возделываются крестьянскими хозяйствами, а те, что находятся в списках, к сожалению, разграблены. Концессионер по многим объектам провел археологические раскопки, что подтвердило факты разграбления. Поэтому воздействие со стороны проекта номинальное", – написал в электронном комментарии представитель проекта БАКАД Гайдар Утешев.
Напомним, правительственный контракт в рамках государственно-частного партнерства по строительству БАКАД выиграл турецко-корейский консорциум, в который входят компании Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş. (33,3% акций), Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A. (33,3% акций), Korea Expressway Corporation (0.10%) и SK Engineering & Construction Co. Ltd. (33,3% акций).
В оценке экологических и социальных воздействий БАКАД также указывается, что строительство кольцевой автодороги может затронуть интересы местного населения и бизнеса из-за нарушений движения транспорта и перевозок в результате строительства трассы. В основном проект может создать трудности доступа к жилищам, сельскохозяйственной и производственной инфраструктуре для местных крестьянских и садоводческих хозяйств, жителей прилегающих поселков и отдельных компаний, среди которых есть известная фирма по производству напитков и продуктов питания RG Brands. Кроме того, у населения возникли вопросы по возможностям прогона скота на пастбища, поясняется в экологической и социальной оценке.
Отдельные мелкие сельскохозяйственные угодья могут быть раздроблены, и ограничение доступа к ним рассматривается как наиболее серьезные последствия для группы фермеров. Между тем жители поселков Талдыбулак, Кызыл Кайрат, Кызыл-Ту-1, Кызыл-Ту-2, Кызыл-Ту-3 были взволнованы тем, что строительство дороги приведет к перекрытию мелких оросительных каналов. С другой стороны, к примеру, жители села им. М. Туймебаева и дачного товарищества "Пограничник" выразили обеспокоенность воздействием шума на социальные объекты в ходе строительства и будущей эксплуатации, отмечается в нетехническом резюме проекта.
Касательно проблематики изъятия земель и переселения в документации уточняется, что Правительство в лице комитета автодорог и акиматов для реализации проекта приобрело около 624 га земли в Карасайском, Илийском и Талгарском районах. Приобретение земель осуществлялось в соответствии с национальным законодательством в период с 2007 по 2011 год.
"Всего было приобретено 784 земельных участка, из которых 62 участка были в собственности государства, а 723 участка находились в частной собственности или аренде (339 – в Карасайском районе, 197 и 186 – в Ильинском и Талгарском районах соответственно). 417 земельных участков (57%) были приобретены путем переговоров и 144 земельных участка (20%) были экспроприированы по решению суда. Остальные 164 участка (23%) были обеспечены за счет других механизмов, таких как дарение земли и обмен земельных участков. Процесс приобретения земли начался в середине 2007 года, когда маршрут дороги был проложен и одобрен Правительством Казахстана", – следует из резюме.
"В соответствии с Земельным кодексом, принятым в 2003 году, компенсация за все изымаемое имущество рассчитывалась и выплачивалась по рыночной стоимости. Однако приобретение земли было прекращено в конце 2007 года и возобновилось только в 2011 году, после принятия Закона "О государственной собственности", который предусматривал внесение изменений в Земельный кодекс. Изменения в законодательстве привели к значительному снижению размера компенсации за земельные участки и вызвали судебные иски со стороны затронутых лиц", – констатируется в документе.
По информации представителя проекта Айман Жанузаковой, все жалобы, обращения, просьбы по БАКАД рассматриваются в рамках механизма рассмотрения жалоб (МРЖ), который был разработан и утвержден компанией в сентябре 2019 года. Однако регистрация жалоб и обращений ведется с мая 2019 года.
"На сегодняшний день имеется 12 зарегистрированных жалоб разного характера, из которых три являются решенными: две связаны с переносом ирригационного канала, одна – с обеспечением доступа к домам. Остальные жалобы в процессе разрешения, решение которых зависит от окончательного проектного решения и местных исполнительных органов. На сегодняшний день наиболее актуальными вопросами являются вопросы обеспечения доступа – выезды и заезды, что требует синхронизации проекта БАКАД с местными планами развития дорожной инфраструктуры (сети дорог)", – сообщила она в электронном письме.
Соглашение концессии по БАКАД было подписано в прошлом году, срок его действия будет как минимум 20 лет, из которых 50 месяцев займут строительные работы. Общая стоимость проекта, по данным ЕБРР, оценивается в 750 млн долларов, из которых 225 млн долларов может профинансировать сам международный финансовый институт. Хотя отдельные СМИ указывают, что проектный бюджет составляет 543 млн долларов. Между тем ранее Мининдустрии сообщало inbusiness.kz, что гособязательства по проекту достигают 512 млрд тенге. Среди других потенциальных кредиторов проекта – Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Международная финансовая корпорация.
Данияр Сериков