/img/tv1.svg
RU KZ
Строительство БАКАД затронет археологические памятники местного значения

Строительство БАКАД затронет археологические памятники местного значения

Прокладка объездной дороги вокруг Алматы создаст трудности с доступом для бизнеса, жителей и фермерских хозяйств.

13:08 07 Октябрь 2019 14986

Строительство БАКАД затронет археологические памятники местного значения

Автор:

Данияр Сериков

Фото: kolesa.kz

Строительство БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога. – Ред.), которая пройдет по территориям Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области, затронет археологические памятники местного значения. Об этом говорится в проектной документации, выложенной на сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Из нетехнического резюме проекта следует, что предварительная археологическая оценка была проведена ТОО «Археологическая экспедиция» в 2013 году. Позже эта же компания провела обследование территории в рамках оценки воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС), которая показала, что на территории строительства БАКАД объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО или археологических памятников национального значения нет. Однако исследования выявили археологические объекты местного значения, которые находятся в пределах и вблизи участка кольцевой дороги.

«Были выявлены следующие 36 объектов культурного наследия: 25 археологических памятников от эпохи раннего железного века до современности; один современный культурный объект (включен в национальный каталог объектов археологического и культурного наследия); один сакральный объект (лечебный источник «Альмерек»); девять современных кладбищ. В отношении 25 археологических объектов реализуются мероприятия, предусмотренные национальным законодательством. Из них 16 объектов или их охранные зоны находятся непосредственно в пределах земельного отвода, а остальные девять прилегают к территории земельного отвода», – излагается в проектном документе.

Консорциум, занятый на проекте, привлечет международного консультанта для разработки и реализации плана действий по сохранению объектов исторического наследия, выявленных в зоне воздействия БАКАД, отмечается в резюме. Согласно плану, будут проведены консультации с затрагиваемыми лицами, и строительные работы будут сопровождаться наблюдением археологов. Консорциум разработает процедуру действий при обнаружении случайных находок и обеспечит археологический мониторинг, который будет выполняться компетентными специалистами, заявляется в документации.

«Нужно учесть, что большинство земель с курганами уже на протяжении многих десятилетий возделываются крестьянскими хозяйствами, а те, что находятся в списках, к сожалению, разграблены. Концессионер по многим объектам провел археологические раскопки, что подтвердило факты разграбления. Поэтому воздействие со стороны проекта номинальное», – написал в электронном комментарии представитель проекта БАКАД Гайдар Утешев.

Напомним, правительственный контракт в рамках государственно-частного партнерства по строительству БАКАД выиграл турецко-корейский консорциум, в который входят компании Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş. (33,3% акций), Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A. (33,3% акций), Korea Expressway Corporation (0.10%) и SK Engineering & Construction Co. Ltd. (33,3% акций).

В оценке экологических и социальных воздействий БАКАД также указывается, что строительство кольцевой автодороги может затронуть интересы местного населения и бизнеса из-за нарушений движения транспорта и перевозок в результате строительства трассы. В основном проект может создать трудности доступа к жилищам, сельскохозяйственной и производственной инфраструктуре для местных крестьянских и садоводческих хозяйств, жителей прилегающих поселков и отдельных компаний, среди которых есть известная фирма по производству напитков и продуктов питания RG Brands. Кроме того, у населения возникли вопросы по возможностям прогона скота на пастбища, поясняется в экологической и социальной оценке.

Отдельные мелкие сельскохозяйственные угодья могут быть раздроблены, и ограничение доступа к ним рассматривается как наиболее серьезные последствия для группы фермеров. Между тем жители поселков Талдыбулак, Кызыл Кайрат, Кызыл-Ту-1, Кызыл-Ту-2, Кызыл-Ту-3 были взволнованы тем, что строительство дороги приведет к перекрытию мелких оросительных каналов. С другой стороны, к примеру, жители села им. М. Туймебаева и дачного товарищества «Пограничник» выразили обеспокоенность воздействием шума на социальные объекты в ходе строительства и будущей эксплуатации, отмечается в нетехническом резюме проекта.

Касательно проблематики изъятия земель и переселения в документации уточняется, что Правительство в лице комитета автодорог и акиматов для реализации проекта приобрело около 624 га земли в Карасайском, Илийском и Талгарском районах. Приобретение земель осуществлялось в соответствии с национальным законодательством в период с 2007 по 2011 год.

«Всего было приобретено 784 земельных участка, из которых 62 участка были в собственности государства, а 723 участка находились в частной собственности или аренде (339 – в Карасайском районе, 197 и 186 – в Ильинском и Талгарском районах соответственно). 417 земельных участков (57%) были приобретены путем переговоров и 144 земельных участка (20%) были экспроприированы по решению суда. Остальные 164 участка (23%) были обеспечены за счет других механизмов, таких как дарение земли и обмен земельных участков. Процесс приобретения земли начался в середине 2007 года, когда маршрут дороги был проложен и одобрен Правительством Казахстана», – следует из резюме. 

«В соответствии с Земельным кодексом, принятым в 2003 году, компенсация за все изымаемое имущество рассчитывалась и выплачивалась по рыночной стоимости. Однако приобретение земли было прекращено в конце 2007 года и возобновилось только в 2011 году, после принятия Закона «О государственной собственности», который предусматривал внесение изменений в Земельный кодекс. Изменения в законодательстве привели к значительному снижению размера компенсации за земельные участки и вызвали судебные иски со стороны затронутых лиц», – констатируется в документе.

По информации представителя проекта Айман Жанузаковой, все жалобы, обращения, просьбы по БАКАД рассматриваются в рамках механизма рассмотрения жалоб (МРЖ), который был разработан и утвержден компанией в сентябре 2019 года. Однако регистрация жалоб и обращений ведется с мая 2019 года.

«На сегодняшний день имеется 12 зарегистрированных жалоб разного характера, из которых три являются решенными: две связаны с переносом ирригационного канала, одна – с обеспечением доступа к домам. Остальные жалобы в процессе разрешения, решение которых зависит от окончательного проектного решения и местных исполнительных органов. На сегодняшний день наиболее актуальными вопросами являются вопросы обеспечения доступа – выезды и заезды, что требует синхронизации проекта БАКАД с местными планами развития дорожной инфраструктуры (сети дорог)», – сообщила она в электронном письме.

Соглашение концессии по БАКАД было подписано в прошлом году, срок его действия будет как минимум 20 лет, из которых 50 месяцев займут строительные работы. Общая стоимость проекта, по данным ЕБРР, оценивается в 750 млн долларов, из которых 225 млн долларов может профинансировать сам международный финансовый институт. Хотя отдельные СМИ указывают, что проектный бюджет составляет 543 млн долларов. Между тем ранее Мининдустрии сообщало inbusiness.kz, что гособязательства по проекту достигают 512 млрд тенге. Среди других потенциальных кредиторов проекта – Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Международная финансовая корпорация.

Данияр Сериков

Бетон штопаный XV: Дорогу Темиртау – Караганда не закончат в этом году

Кроме того, процесс строительства автострады сейчас проверяет транспортная прокуратура.

27 Август 2020 14:00 8043

Как стало извеcтно Inbusiness.kz, 15 км многострадальной дороги от города первого президента до областного центра официально не сдадут в текущем году, и ремонтом трещин будут заниматься только в следующем.

Руководитель карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Серик Айдос не сказал об этом прямо, но из сути краткого разговора по телефону это стало предельно ясно:

«Учитывая погодные условия, есть большая вероятность, что в этом сезоне мы можем не успеть: 240 плит, это порядка 5 тыс. кв метров и 15 тыс. кубометров бетона», – сказал он. – Ну и без дополнительных денег не обойтись».

По словам Серика Айдоса, уже утвержден метод санации трещин с использованием полимеров, как он пояснил: «Бетоном сшивать – не вариант», а плиты с большими раскрытыми трещинами будут полностью меняться».

Затем был подтвержден тот факт, что процесс строительства дороги сейчас проверяет транспортная прокуратура, о чем Inbusiness.kz расскажет позднее.

Напомним, что «согласно пункту 2.4 договора № 21-05-20/28 о закупках работ по реконструкции коридора «Центр-Юг» Астана – Караганда – Балхаш – Алматы автомобильной дороги граница РФ (на Екатеринбург) – Алматы» участок Караганда – Темиртау км. 1444-1457, работы по договору должны быть закончены в течение 12 месяцев с даты начала производства работ, и в соответствии с графиком производства работ, представленным в тендерной заявке подрядчика, срок окончания выполнения работ по договору – 01 декабря 2017 года».

То есть скоро уже минет три года, как участок Темиртау – Караганда должен быть официально сдан в эксплуатацию. Но…

А знаете, что самое интересное? Название данному циклу статей дала вот эта фотография, на которой запечатлен опыт подрядчика – ТОО «СейСер» – по ремонту трещин еще в 2018 году. Тогда подрядчик трещину расшил и расширил, армировал ее и затем залил своим же бетоном. И она стоит уже третий год.

Да, не эстетично. Бывший замруководителя карагандинского «КазАвтоЖола» даже назвал это порнографией.

Да, напоминает о безалаберном отношении к государственному заказу в первую очередь проектанта автострады – ТОО «Каздорпроект».

Но, как видим, практично.

Продолжение, в котором Inbusiness.kz расскажет о проверке прокуратуры, а также «инсайде» о проектировании и строительстве несчастной дороги, следует.

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кто в ответе за долгострой в Усть-Каменогорске?

Как компания без собственной базы прошла конкурс?

21 Август 2020 08:57 8792

Фото: yk-news.kz

Ремонт дорожного полотна по улице Тогас протяженностью 3 км начался еще в 2018 году. На днях аким ВКО Даниал Ахметов сообщил, если через месяц работы не будут завершены, договор с поставщиком будет расторгнут.

«К сожалению, уже третий год идет реконструкция дороги от моста в районе острова Лопатино до Ахмирова, но до сих пор на участке не выполнен большой объем работы. Не обустроена пешеходная дорожка, не уложен асфальт. Так как у данной компании нет собственной базы, я поручил акиму города (Жаксылык Омар. – Авт.) рассмотреть возможность за счет подрядной организации привлечь крупные дорожные компании для укладки асфальта. Если в сентябре работу не сделают, будем расторгать договор», – написал он на личной странице в Facebook.

Заказчиком данных работ является отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска. Поставщик – ТОО «ЭлитЭнергоСтрой». По данным сайта госзакупок, конкурс проведен способом из одного источника по несостоявшимся закупкам. Основной договор с поставщиком заключен в середине июля 2017 года на сумму свыше 1,1 млрд тенге. Точнее, 1 128 815 000 тенге. Предусматривалась оплата двумя траншами на два года. Срок исполнения работ – конец 2018 года. Руководителем отдела ЖКХ тогда был Аскар Жаксылыков. Акимом Усть-Каменогорска – Куат Тумабаев.

После в договор несколько раз вносились изменения и дополнения, стоимость работ увеличивалась, большая часть суммы отодвигалась на последующий год.

Так, в декабре 2017 года первоначальная сумма по основному договору в 1,1 млрд тенге возросла на 135 млн тенге. И составила 1 264 272 800 тенге. На 2017 год предусматривалось свыше 238,8 млн тенге, на 2018 год – более миллиарда. В июне 2018 года, по допсоглашению, сумма на 2017 год – 238 млн тенге, на 2018 год – 187,9 млн тенге, на 2019 год – 837,5 млн тенге.

В декабре этого же года сумма на 2018 год изменена на 29 млн тенге, на 2019 год – более 900 млн тенге. В апрельском измененном допсоглашении 2019 года 49,7 млн тенге указывается как сумма на 2020 год.

А в июне 2019 года (при акиме Усть-Каменогорска Жаксылыке Омаре, руководителе отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Еркине Турарове) сумма договора увеличена почти вдвое от суммы основного договора. И составила свыше 2 млрд тенге. Из них на 2019 год предусмотрено 945,9 млн тенге, на 2020 год – 861,7 млн тенге. В ноябре изменено: на 2019 год – 793 млн тенге, на 2020 год – более 1 млрд тенге.

В апреле 2020 года в документацию вновь внесено изменение. По нему сумма на 2019 год – 793 млн тенге, на 2020 год – 905,5 млн тенге, на 2021 год – 108,9 млн тенге.

К слову, в апреле текущего года между управлением делами акима ВКО и ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» заключены два договора на общую сумму более 2 млн тенге. На которые предприятие отремонтировало два кабинета акимата.

Руководитель и единственный учредитель ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» – Дмитрий Демахин. Предприятие из Алматы специализируется на строительно-монтажных работах. По данным из открытых истоников, компания работает с 1998 года, относится к малым предприятиям. С 2012 по текущий период 2020 года компания заплатила свыше 34 млн тенге налоговых отчислений. Долгов по налогам нет.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!