Три года назад глава государства подписал Закон "О Национальной палате предпринимателей". Тогда это вызвало волну неоднозначных оценок в обществе. Но сегодня уже совершенно очевидно: в Казахстане появилась реальная сила, способная без излишней политизации проблем и конфронтации с властью, служить адвокатом, посредником и рупором бизнеса.
Сама форма существования палаты, как неполитической общественной организации особого типа, поначалу вызывала недоумение. Казахстанский обыватель, привыкшей к четкой иерархии социальных институтов, не мог отнести возникший "феномен" ни к госучреждениям, ни к партиям, ни к НПО. Пример Австрии, где Торгово-промышленная палата, обладая почти тем же набором прав, что и "Атамекен", уже лет сто успешно функционирует в Европе, никого не убеждал.
Но за короткий период времени команде Нацпалаты удалось побороть сомнения скептиков. Как это удалось? Дело в том, что до передачи "Атамекену" функций по защите, поддержке и развитию предпринимательства этой сферой практически никто не занимался системно. Государственные органы смотрели на бизнес только через призму реализации собственных задач и планов. Предприниматель был лишь объектом их воздействия. Создание Нацпалаты внушило бизнесмену, что и он может выступать субъектом права, представляя институтам власти свою консолидированную точку зрения на те или иные процессы, происходящие в экономике страны. И постепенно, по мере осознания важности этого, каверзные вопросы типа "за что мы должны платить взносы?" или "почему мы должны объединяться под одним флагом?" стали терять свою актуальность.
"Атамекену" удалось доказать свою необходимость. И, прежде всего - реальным делом.
Новая "бизнес-конституция"
Свою деятельность Нацпалата начала с фундаментального основания – с законодательства, выступив по поручению лавы государства с инициативой создания Предпринимательского кодекса. Впервые появился правовой акт, выстраивающий четкую и понятную систему взаимоотношений между предпринимателем и государством в контексте отношений власти и бизнеса вообще.
Ядром кодекса стал тезис о презумпции добросовестности предпринимателей. Было заявлено, что бизнесмен изначально добросовестен и законопослушен и не должен доказывать это государству. По существу, это была маленькая "революция", положившая конец рецидиву советского мышления, когда предприниматель воспринимался, как потенциальный нарушитель законности. Заявив о презумпции бизнесмена, разработчики - эксперты "Атамекена" - не просто уравняли бизнес в правах с государством, но открыто продекларировали, что именно предпринимательство является фундаментом, на котором зиждется машина государственного управления.
Впервые в истории независимого Казахстана была установлена ответственность должностных лиц за неправомерные решения, нанесшие бизнесмену значительный материальный ущерб. Также впервые была закреплена норма об институте уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена). В кодексе обозначены пределы участия государства в предпринимательской деятельности, закреплен принцип невмешательства в хозяйственную жизнь предприятий.
В дальнейшем принятая "конституция бизнеса" дала возможность внести изменения в и дополнения в 11 кодексов и 94 закона, касающихся самых разных сфер – экологии, налогообложения, земельных отношений, торговли, строительства, туризма и тому подобное. Уже потом финансисты подсчитали, что ежегодный экономический эффект от законодательных новаций составит более 14 млрд тенге в год!
Примечательно, что поддержку законотворческой деятельности Нацпалаты последовательно оказывал первый заместитель премьер-министра страны Бакытжан Сагинтаев, ставший сегодня главой правительства страны.
У кого просить защиты?
Однако "Атамекен" никогда не ограничивался деятельностью по изменению законодательного поля. Судьбы конкретных бизнесменов, их попранное достоинство, стали одним из главных направлений работы Нацпалаты.
Назначение председателем Совета по защите прав предпринимателей опытного юриста и харизматичного экс-депутата Гани Касымова предопределило успех в построении партнерских отношений с прокуратурой. До сих пор прокуроры в своей работе руководствовались постулатом о приоритетах интересов государства. Нормы о том, что прокуратура может и должна выступать в защиту прав бизнесмена, содержащиеся в законодательстве о надзорном органе, практически бездействовали. И только путем переговоров представителям Нацпалаты удалось убедить в целесообразности совместных действий.
В итоге за все время работы Совета по защите прав предпринимателей по представлению НПП "Атамекен" и региональных палат было возбуждено 19 уголовных дел. 39 должностных лиц были привлечены к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Восемь чиновников были освобождены от занимаемой должности.
Около 40 процентов от всех находящихся в производстве НПП обращений от бизнесменов (а их за три года поступило свыше десяти тысяч) эксперты правового блока НПП "Атамекен" привели к положительному результату. Экономический эффект правозащитной деятельности - 10 млрд тенге возвращены предпринимателям. Изменившееся отношение прокуратуры к бизнесу выразилось в целом ряде конкретных производств в отношение акимов, заместителей акимов, начальников департаментов… Еще лет пять назад такое не представлялось возможным. Сегодня же предметом новых расследований НПП и Генеральной прокуратуры становятся архивные дела двадцатилетней давности.
Развивать не на словах, а на деле
Еще одним "плюсом в карму" НПП стала выстроенная система бизнес-образования. В Казахстане давно говорили о необходимости обучения начинающих предпринимателей. Но лишь с созданием Национальной палаты удалось перейти от слов к делу.
С 2015 года "Атамекен" по постановлению правительства и согласно договору с заказчиком - Министерством национальной экономики РК - в рамках единой программы "Дорожная карта бизнеса-2020" осуществляет мероприятия по нефинансовой поддержке бизнеса по трем компонентам программы: сервисная поддержка бизнеса, информационное консультирование и бизнес-учеба. Все эти элементы взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.
Используя инфраструктуру Центров поддержки предпринимательства и ранее созданных акиматами Центров обслуживания предпринимателей, в 180 района страны эксперты Нацпалаты создали сеть образовательных учреждений. Обучение бизнесменов осуществляют отобранные на конкурсной основе консалтинговые компании. Механизм работы не сложен. Предприниматель - состоявшийся или будущий - обращается в ЦПП или ЦОП и получает консультацию и помощь по любому интересующему его вопросу. Нужно составить бизнес-план, чтобы обратиться в банк за кредитом – пожалуйста, к вашим услугам специалист по маркетингу. Нужно разработать сайт-визитку своего предприятия – к услугам бизнесмена IT-специалист. Восемь "спецов" проконсультируют клиента по любому профильному направлению, включая информацию о мерах господдержки.
Обучение бизнесу состоит из двух этапов. Первый – программа "Бизнес-советник". На этом уровне бизнесмену дают самые элементарные и необходимые понятия маркетинга, бухгалтерского учета, действующего законодательства о предпринимательстве. Здесь предлагаются схемы работы бизнеса. Прошедшие курс "Бизнес-советник" получают специальный сертификат, который дает им право обращаться за поддержкой в госорганы.
Второй этап – "Бизнес-рост" - рассчитан на более подготовленного клиента. На этом уровне идет более углубленное обучение всем необходимым практическим навыкам и методам ведения бизнеса.
И, наконец, третий элемент – это проектное обучение, в ходе которого группы предпринимателей направляются на уже действующие объекты.
Работа консультантов строго контролируется. Каждый их клиент по окончанию работы заполняет специальную анкету, где указывает, удовлетворен он консультацией или у него есть нарекания. Кроме того, в НПП функционирует контакт-центр, позвонив сюда, предприниматель может изложить свою проблему.
Эффект этой деятельности превзошел все ожидания. Сертификаты об окончании курсов получило свыше 30 тысяч человек. Примерно 40 процентов курсантов получили возможность открыть собственное дело и даже получить кредит фонда "Даму". Разумеется, пока сложно судить об экономической эффективности вновь созданных предприятий. Но уже сам факт все увеличивающихся обращений неофитов бизнеса говорит о том, что Нацпалате удалось сделать главное – доказать обществу, что можно жить плодами своих собственных усилий, не ожидая милостей от государства и бюджета.
Планов громадье
Долгосрочные цели деятельности НПП "Атамекен" давно определены. Это устранение административных барьеров, законодательная и нормотворческая работа, деятельность по обеспечению доступности финансовых ресурсов для бизнеса, использование мер господдержки, развитие человеческого капитала и прочие направления.
Однако меняется время и возникающие новые явления актуализируют повестку дня. Сегодня, руководствуясь запросами бизнес-сообщества, Национальная палата предпринимателей выработала семь приоритетных направлений работы в краткосрочной перспективе.
В их числе участие в госзакупках и закупках квазигосударственных компаний, содействие занятости путем микрокредитования малых предприятий (особенно на селе), вопросы кооперации мелких подсобных хозяйств с вовлечением продукции личных подворий с перспективами переработки и экспорта, упрощение таможенных процедур, развитие досудебных механизмов регулирования споров и так далее.
Доказав свое право на существование и сплотив бизнес вокруг понятных ему идей, стремлений и проектов, Нацпалата продолжает вести работу по взращиванию среднего класса – слоя людей, независимых, инициативных, активных. Три года напряженной работы не прошли даром: в "армию" бизнеса вливаются новые адепты частного предпринимательства. Создаются условия для, как минимум, безопасного ведения бизнеса (без рэкета бандитов и вымогательства чиновников). Реализуется то, о чем мы мечтали 25 лет назад…
Алексей Банцикин