В Национальной палате предпринимателей “Атамекен” 5 ноября прошел круглый стол по законопроекту министерства транспорта с поправками об автомобильных перевозках. Чиновники планируют перевести отрасли на саморегулирование и объединить перевозчиков в профильные палаты, однако не все выступили "за". Документ уже прошел первое чтение в мажилисе парламента. Рассказываем, что это за документ и какие последствия может иметь его принятие.
Что предлагает минтранспорта?
Сам законопроект был внесен в мажилис парламента еще в июле 2023 года. Суть законопроекта заключается в том, что теперь все перевозчики пассажиров должны будут объединиться на принципах саморегулирования (СРО). Государство, таким образом, снизит свой контроль над отраслью, передав часть функций частному сектору. Создаваться СРО будут в виде палат автоперевозчиков, у которых будет широкий перечень прав, включая контроль за здоровьем водителей и их транспортных средств.
Министр транспорта Марат Карабаев, выступая 23 октября перед депутатами, подробно описал законопроект. Во-первых, СРО смогут отслеживать работу каждого своего члена, то есть каждого отдельного водителя, в отличие от государственных контролирующих органов. Во-вторых, теперь,перевозчики будут работать на условиях добросовестной конкуренции. В-третьих, благодаря СРО получится быстрее принимать качественные стандарты и правила. И, в-четвертых, снизится бюрократия и предпосылки “к появлению коррупционных рисков”.
Всего в Казахстане международные перевозки обслуживает 61 перевозчик, межобластные – 189, нерегулярные – 625, а такси – 2833. Все они должны будут в обязательном порядке вступить в СРО. Коснется это и информационно-диспетчерских служб такси, мобильных приложений заказа такси, автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров. При этом участие в палате будет основано на членских взносах, которые будут устанавливать сами их члены.
Всего закон предусматривает, подчеркнул министр, создание трех палат автоперевозчиков, “поэтому монополии на рынке не будет”.
Законопроект под критикой
Однако законопроект минтранспорта сразу попал под обоснованную критику депутатов. Например, мажилисмен Асхат Аймагамбетов заявил, что по документу “возникает множество вопросов”. По его мнению, неясно, в чьих интересах создаются палаты перевозчиков и “что это даст, кроме удорожания стоимости такси и перевозок из-за предлагаемых обязательств по взносам за членство”.
“Предварительные подсчеты показывают, что речь идет о миллиардах тенге (по некоторым оценкам, даже более 10 млрд тенге). Очевидно, что эти взносы фактически станут дополнительным бременем для кармана рядового гражданина”, – написал депутат в своем Telegram-канале.
Если проанализировать текст законопроекта, то становятся очевидны и другие противоречия и возможные проблемы. Их несколько. Сейчас законопроект объединяет все виды перевозок: регулярные международные, межобластные и нерегулярные автобусные перевозки, а также водителей такси. При этом непонятно, как в итоге будут регулироваться последние, ведь они уже подпадают под закон о платформенной занятости. Фактически это может означать отход от конкуренции цифровых платформ к “ручному” управлению отрасли, с чем долго боролось руководство страны до этого.
Что касается роста тарифов, то он так же возможен, так как всем перевозчикам, а также мобильным платформам для заказа такси нужно будет платить членские взносы. Очевидно, им придется закладывать эти расходы в тарифы, и,они упадут на плечи пассажиров в виде повышения цен.
При этом самих СРО будет ограниченное количество, учитывая требования для их создания. Для регистрации нужно, чтобы было 20 перевозчиков регулярных международных перевозок, 50 перевозчиков регулярных междугородных и межобластных перевозок, 100 перевозчиков нерегулярных перевозок и 200 перевозчиков такси. Каждый перевозчик, важно отметить, имеет право одновременно состоять только в одной из палат. Учитывая требуемое количество перевозчиков и относительно небольшой рынок таких перевозок в Казахстане, палат будет действительно не более трех. На рынке может возникнуть олигополия.
"Не случится ли у нас какой-то конфуз, когда тарифы возрастут, рынок начнет сам себя регулировать так, как ему захочется, среди СРО уже не будет конкуренции? Не будет негативного сценария, как в РФ, когда мы захотели дисциплинировать рынок, а все ушли в тень?" — прокомментировал зампредседателя правления НПП "Атамекен" Мурат Амрин.
Кроме того, учитывая такие жесткие требования к созданию СРО, нельзя исключать возможность, что доминирующее положение получат агрегаторы такси, которые специализируются на привлечении водителей через таксопарки.
Также следует заметить, что палату могут быстро исключить из государственного реестра, если она будет предоставлять в минтранспорта недостоверную информацию или поданные документы будут не соответствовать требованиям.. Такое требование, по мнению авторов законопроекта, должно стимулировать СРО внимательнее следить за водителями. Однако передача контроля в пользу СРО исключает участие министерства внутренних дел, что уже само по себе нет риски безопасности перевозок.
То же самое относится и к медицинскому и техническому осмотрам. Теперь этим, очевидно, будут заниматься СРО. Вполне возможно, что они будут относиться к этому ответственно. Но есть и пример передачи в конкурентную среду техосмотров частных авто, где регулярно возникают вопросы по коррупции и фиктивности проведенных проверок.
Переход в “серую” зону
Тем не менее самой большой проблемой в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде может стать появление неконтролируемого рынка пассажирских перевозок с возвращением так называемых “бомбил” и микроавтобусов у вокзалов, которые набирают пассажиров вне специальных сервисов.
За этим следуют и другие эффекты: увеличение оборота наличных средств для оплаты услуг на “сером” рынке, меньшая защищенность пользователей услуг из-за отсутствия какого-либо контроля и снижение поступающих в казну налогов, так как перевозчики будут работать вне видимого рынка. Если подытожить все написанное выше, то видны сразу несколько рисков: из-за взносов в СРО могут вырасти цены на перевозки в такси и междугородних автобусах, часть перевозчиков может уйти в “серую” зону, а часть может и вовсе уйти с рынка.
К настоящему моменту законопроект, несмотря на критику, прошел первое чтение., Однако нельзя исключать и его возврат на доработку из-за “узких” мест по новому методу регулирования. Кроме того, возможен и вариант с отложенным вступлением поправок в силу из-за необходимости решить вопрос с внедрением информационных систем СРО, “интегрированных с интеллектуальной транспортной системой”.
Второе чтение вскоре состоится, и тогда судьба законопроекта будет более ясной.
Изображение wal_172619 с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Сколько налогов должны таксисты?