Айкын Конуров, депутат парламента мажилиса РК, секретарь Коммунистической народной партии Казахстана.
После выступления главы государства расставлены точки на i, ведь всех волновал вопрос: по какой причине президент принял решение о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти и насколько это решение своевременно?
Президент всегда говорил, что главное для него - экономика, а потом политика. Сейчас на постсоветском пространстве Казахстан зарекомендовал себя как успешное государство со сбалансированной денежно-кредитной политикой, хорошими золотовалютными резервами, Национальным фондом, развивающимся реальным сектором экономики, хорошим транзитом и самое главное - огромным потенциалом в сфере развития сельского хозяйства. Теперь наступил следующий этап развития реформы в политической сфере в сторону дальнейшей демократизации, создания нового баланса ветвей власти. Все идет своевременно и по плану, что сегодня доступно благодаря стабильности. На встречах с избирателями в начале января часто поднимались вопросы о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти, и, судя по реакции людей, на сегодня эти планы понимаются и принимаются в обществе. Президент ясно дал понять, перераспределение полномочий нацелено на повышение эффективности работы государственных органов.
В первую очередь очень важным моментом становится то, что кратно возрастет ответственность как исполнительной, так и законодательной ветвей власти. Мы понимаем, что полномочия подразумевают как ответственность, так и повышение эффективности - это требование времени и общества, причем с сохранением сильной президентской власти. Можно сказать, что это новый импульс в налаженный механизм системы государственного управления. Особо хотел бы отметить, что президент сказал, что ответственность за реализацию государственных программ будут нести сами государственные органы. Все мы понимаем, что государственные программы нацелены на развитие, и в обществе в отношении них очень высокие ожидания, но, к сожалению, зачастую бывает, что одна программа, не успев до конца просуществовать и достичь поставленных целей, сменяется другой без анализа, без подведения итогов. Введение ответственности уполномоченных государственных органов за достижение поставленных в программе задач не позволит размыть или замолчать ответственным чиновникам моменты, что их не устраивают. Выстраивается система : "Обещал - делай, не сделал - отвечай!" В условиях востребованности усиления контроля со стороны общества эта мера позволит отсеивать нерадивых или нечистых на руку чиновников от важнейших для развития государства, то есть нас с вами, программ.
Как депутату, мне близко и понятно намерение повысить статус парламента, расширить полномочия в плане контроля действий правительства.
Импонирует, что проект реформ будет вынесен на всенародное обсуждение, что еще раз подтверждает продолжение демократического курса, что выбрал Казахстан на заре нашей независимости.
Азат Перуашев, депутат мажилиса парламента РК, лидер партии "Ак Жол".
Обращение главы государства, безусловно, очень глубокое, очень своевременное, судьбоносное для государства, для Казахстана. Оно практически подводит политический итог первому 25-летию нашей независимости, которая была обеспечена президентской властью. Ставятся новые задачи, ставятся новые тренды дальнейшего развития политической системы с учетом и требований современности, и потребностей общества, и, самое главное, будущих вызовов, стоящих перед страной.
Для нас, для меня и моих коллег, главным стало усиление роли парламента. Сразу после того, как я прослушал обращение президента, дал поручение созывать утром заседание президиума парламентской партии "Ак Жол" для его обсуждения.
Для нас принципиально важными являются три момента.
Первый: президент дал поручение распределить и передать полномочия главы государства, которые не предусмотрены Конституцией, правительству и парламенту. Прежде всего это касается экономических вопросов.
Второй момент, относительно усиления полномочий как правительства, так и парламента, и усиления взаимодействия между ними. За уровнем президента остаются вопросы обеспечения национальной безопасности, внешних отношений, взаимодействия между различными ветвями власти.
Очень важный момент - прямая подотчетность правительства перед парламентом. Обращает на себя внимание и то, что государственные программы предлагается принимать не указами президента, а постановлениями правительства при обеспечении более полного контроля парламента за деятельностью правительства.
Еще один важный момент – усиление функционала политических партий. В частности, предусмотрено, что партия, победившая на выборах, в основном формирует состав правительства.
Еще два момента. Необходимость изменения Конституции в связи с инициативами президента и вопросы, касающиеся правовой и судебной реформы. Очень важно, что глава государства выносит эти инициативы на обсуждение всего казахстанского общества. То есть он как бы сверяет часы не только с теми, кто рядом, с теми, кто ему непосредственно подчинен, но и с каждым нашим гражданином, с каждым нашим избирателем.
Так что очень много впечатлений и очень большие в этой связи ожидания и надежды. Вы знаете, что партия "Ак Жол" постоянно выступала и выступает за развитие демократических реформ, обеспечение прозрачности органов власти, подотчетности перед народом, за укрепление принципов парламентаризма, расширения полномочий парламента. Эти задачи закреплены в нашей политической программе и обозначены приоритетами в наших обязательствах перед обществом и нашими избирателями.
Поэтому мы, безусловно, очень рады обозначенной нашим президентом парадигме дальнейших политических изменений. Будем обсуждать вопросы совершенствования этих реформ.
Проект конституционных изменений уже опубликован и до 26 февраля пройдет процедуру общенародного обсуждения. В частности, порядка сорока полномочий, которые должны быть переданы правительству и парламенту. Как только изменения в Конституцию будут внесены, рабочая группа правительства подготовит один общий законопроект взаимосвязанных дополнений и изменений в законодательство и, согласно регламенту, внесет его в парламент.
Я в политике не первый день и давно понял, что все предложения президента, как правило, основываются на принципе контрцикличности. Он делает шаги, которых от него меньше всего ожидают, предвосхищая очередные вызовы. А что касается кризиса, то год назад Нурсултан Назарбаев в одном из своих выступлений отметил, что кризис уже миновал и сегодня мы живем в условиях новой экономической реальности. А потому нельзя здесь рассчитывать и надеяться только на главу государства.
Каждый член общества и прежде всего государственные институты, в частности правительство и парламент, должны разделить свою долю ответственности за справедливое распределение бремени экономических издержек. Мы должны, соответственно, спрашивать друг с друга, а общество должно спрашивать с нас за то, насколько мы успешно и эффективно справляемся с этими задачами. Так что здесь все нормально.
Если брать другие формы президентского правления, скажем, в США, то мы видим, что там президент полностью вовлечен в оперативное управление. У них даже нет должности премьер-министра: президент единовластно управляет правительством и всеми министерствами. Но поскольку в США федеральная система, то вопросы более приземленные, неполитические решаются на уровне местных органов каждого штата. У нас же система более близкая к французской.
Однозначно, инициативы главы государства направлены на демократизацию и либерализацию. Но при этом, я думаю, что у Первого Президента, как у лидера нации, даже и без каких-то там формальных полномочий достаточно авторитета и мудрости быть рядом и, если будет на то необходимость, оказывать влияние на принятие тех или иных решений. За 25 лет он вырастил несколько поколений государственных управленцев, которым осторожно и аккуратно передоверяет принятие ответственных решений по текущим социально-экономическим вопросам. Тем вопросам, которые касаются быта каждой семьи.
Нам необходимо работать над усилением роли политических партий, поскольку это будет означать и более полное выражение ими воли своих избирателей. А значит, и более полное представление интересов избирателей в системе государственного управления.
Директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин
Президент редко выбирает для своих заявлений формат обращения к народу. Обычно программные заявления делались с трибун каких-либо политических мероприятий. К примеру, на заседании парламента, правительства, съезда правящей партии и тому подобное. Формат телевизионного обращения чаще используется в европейской и американской политической практике как инструмент прямого обращения лидера к гражданам по наиболее актуальным темам и вопросам или в момент выдвижения новой политической инициативы. Поэтому лично мне импонирует, что президент меняет и пробует новые политические подходы. Одна из последних новаций, когда в декабре прошлого года президент провел публичную церемонию подписания закона об амнистии и затем специально прокомментировал это перед камерами. Думаю, и сегодня президент специально выбрал именно такой формат, чтобы подчеркнуть значение выдвигаемых новых политических инициатив.
Безусловно, самое главное - это содержание самого обращения. Президент подробно описал проект предлагаемых рабочей группой конституционных реформ. Это реальные политические реформы. Поскольку затрагивают основные принципы взаимодействия между ветвями власти. К примеру, что теперь правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом. Или отмена нормы о возможности принятия президентских указов, имеющих силу закона. Также и отказ от права отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Это означает не просто повышение статуса парламента и усиление самостоятельности правительства, это действительно реальная перезагрузка системы властных отношений в Казахстане, где президент всегда являлся абсолютным политическим центром.
При этом надо отметить, что Казахстан остается президентской республикой, где президент продолжает выступать в роли верховного арбитра между ветвями власти. Но было четко сказано, что президент теперь сконцентрируется на стратегических вопросах, на вопросах внешней политики и национальной безопасности. В любом случае, мы постепенно отходим от старой модели системы властных отношений и начинаем адаптироваться к новым условиям. И в этом смысле предстоящие изменения, безусловно, положительный тренд. Модернизационная повестка всегда лучше.
Депутат Мажилиса Парламента РК VI созыва Светлана Бычкова
В данном, конкретном случае, насколько мы можем судить по обращению главы государства, речь идет о перераспределении властных функций. Речь идет о демократизации всей политической системы. Как следует из обращения главы государства, за ним остаются приоритетные, наиболее важные функции в области внешней и внутренней политике. Он по прежнему, судя обращению, будет являться центральным звеном системы сдержек и противовесов, которая значима для правильного функционирования ветвей власти. Вместе с тем, ряд функций, которые свойственны для исполнительной и законодательной власти, были сосредоточены на центральном уровне. В настоящее время речь идет о том, чтобы эти функции делегировать в соответствии с сутью: если мы говорим об исполнительной ветви власти, то ей должны быть переданы соответствующие функции, если мы говорим о законодательной власти, то ей соответственно передаются функции, которые она должна выполнять.
Что касается парламента, насколько можно судить, усиливается его роль как представительного органа, как органа, который представляет население. Как высшего представительного органа власти. Потому что, если мы возьмем текст конституции, то там он упоминается и как орган законодательной власти, и как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. Поэтому речь идет об усилении тех аспектов, которые связаны с контролем за правительством. Почему? Это тоже очевидно – мы представляем интересы избирателей, интересы народа в целом, поэтому, в общем-то, на нас лежит ответственность. Нам нужны соответствующие функции. То, что усиливается роль парламента, означает не только появление дополнительных полномочий, но и повышение ответственности. Кому дается больше, с того больше требуется.
Речь, кстати, идет не только о правительстве, но и местных исполнительных органах. Это тоже очень важно, потому что мы работаем с населением, поэтому мы должны работать параллельно с местными органами власти, которые ближе к населению. Это тоже представляется чрезвычайно важным. В этой ситуации, применительно к парламенту, усиливается ответственность как органа, который представляет избирателей и население в целом.
Конечно, это повлечет ту составляющую часть нашей деятельности, которая связана с принадлежностью к партии, к партийной работе. Я являюсь представителем правящей партии Нур Отан, которая представляет интересы всего народа. Конечно усилится этот аспект функционирования парламента. Для того, чтобы связь с населением была все более тесной. Для того, чтобы мы могли отстаивать интересы избирателей и народа в целом, на уровне взаимодействия с разными ветвями власти. Разъяснять политические решения, законы, разъяснять народу, что мы делаем, что делает власть. Что касается конкретных функций, очень важным фактором является то, что каждый будет иметь возможность высказаться по тому или иному поводу – это тоже представляет чрезвычайный интерес, потому что мы будем принимать участие в обсуждении и непосредственно контактировать с избирателями.
Я думаю будет выезд, во время которого мы будем общаться с избирателями для того, чтобы выявить, чего желают и что видят в этой ситуации избиратели и население в целом, чтобы в полной форме отстаивать права и интересы народа и избирателей. Мы готовы к этой работе, работа предстоит долгая и интересная – будем работать.