Итоги завершившегося 9 сентября в Астане IV чемпионата мира по тогызкумалаку, в котором приняли участие более 70 спортсменов из 25 стран мира, подвели в республиканской федерации. Как отмечают организаторы, в этом году заметно возрос уровень участников. Конкуренцию хозяевам турнира составили сборные Монголии, Кыргызстана и Китая, при этом в чемпионате приняли участие такие экзотические для этого вида спорта регионы, как Северная и Южная Америка, Африка и Европа.
"Особенность прошедшего чемпионата мира была в том, что в прошлый раз было 23 страны, в этот раз – 25 участников. Также обновлен состав: есть новенькие участники – из Польши, Австрии и Камеруна", – рассказал трехкратный чемпион мира по тогызкумалаку, исполнительный директор республиканской федерации этого вида спорта Серик Актаев.
Увеличение географии, по его словам, произошло с тем, что увеличивается сам масштаб распространения игры тогызкумалак. В пример он привел Колумбию, где эта логическая игра стала известна для местных жителей с 2015 года, а сегодня уже в этой стране проходят свои турниры и даже производятся специфические доски для игры.
В целом, как проинформировал собеседник, популяризация этой игры в мире началась с 2006 года, когда тогызкумалак был презентован в Лондоне на Всемирных интеллектуальных играх. Новый вид логического состязания очень понравился европейцам, а также участникам с других континентов. Спустя год в Чехии начали проводиться ежегодные турниры, в которых участвуют порядка 50 стран со всего мира.
"Люди начали расспрашивать, узнавать об этой интересной игре. С 2008 года всемирная федерация была создана, после этого активно начали вестись работы в Интернете, есть портал, где можно играть с представителями из разных стран. После этого в 2010 году впервые была создана компьютерная программа по тогызкумалаку на трех языках. Через несколько лет вышли приложения для телефонов. С развитием IT-технологии параллельно появилась возможность пропагандировать эту игру", – подчеркнул Серик Актаев.
Подводя итоги прошедшего в Астане чемпионата мира, он сообщил, что состязание проходило по трем направлениям: классика (длительность игры 1,5 часа), рапид (20 минут) и блиц (семь минут). Основную конкуренцию хозяевам турнира составили сборные Кыргызстана, Монголии, Грузии и Чехии. В командном зачете в тройку лучших вошли Казахстан (страна-организатор представила два состава сборной, которые и заняли первые два призовых места) и Монголия.
"Одним из претендентов на золото был чемпион Азии 2013 года Анарбек Джамакеев из Кыргызстана, также одним из основных конкурентов был Алексей Петерс из Германии. Неплохо выступил участник из Колумбии Оскар Фатьярде. Несмотря на то, что он находится далеко от других стран, по рейтингу выступил хорошо, увеличив свою позицию. Для призового места ему не хватило игровой практики, так как он играет по книжкам, проводят свои турниры, но этого недостаточно", – сказал Серик Актаев.
Участники из Германии и Чехии, по его словам, регулярно выступают на высоком уровне, потому что в этих странах сегодня активно и сильно проводятся подготовки к крупным стартам. Также у них есть хороший соревновательный опыт: ежегодно проводятся международные турниры во Франции, Чехии, Швейцарии.
В целом, как констатирует трехкратный чемпион мира, прошедший крупный старт прошел на высоком уровне. Из имеющихся недочетов у национальной сборной был лишь тот, что состав обновился на 50% из молодежного резерва.
Следующий крупный старт, а именно чемпионат Азии, планируется провести летом в Монголии, а чемпионат Европы будет проходить в феврале во Франции. Что касается мирового первенства, то сильнейших игроков со всего света в 2019 году будет встречать Турция.
Напомним, что тогызкумалак – это настольная игра на доске на логику и смекалку, призванная развивать логическое математическое мышление и выдержку. В основу положено число девять, считавшееся у древних монголов и тюрков священным. Сама игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Согласно правилам, в игре участвуют два игрока, у каждого из которых на доске есть по девять лунок (всего 18 лунок, называемых "отау") расположенных друг напротив друга. Помимо этого, на доске есть еще две накопительные лунки, называемые "казан".
У каждого из игроков в начале игры имеется по 81 шарику своего цвета, то есть по девять шариков для девяти лунок. Главная задача игры – перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой казан. Игроки делают ходы поочередно. Игра ведется до тех пор, пока один из двух игроков не наберет в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).
Тулеубек Арынов