/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 426,81 Brent 36,55
Токаев: «Карантинные ограничения будут сниматься постепенно, по мере улучшения ситуации в каждом регионе»

Токаев: «Карантинные ограничения будут сниматься постепенно, по мере улучшения ситуации в каждом регионе»

Президент РК заявил о том, что в ряде регионов страны сохраняется угроза заражения.

12:40 11 Май 2020 8259

Токаев: «Карантинные ограничения будут сниматься постепенно, по мере улучшения ситуации в каждом регионе»

Автор:

Угроза заражения коронавирусной инфекцией все еще сохраняется в регионах страны, заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Высказывания президента опубликовал на своей странице в Facebook его пресс-секретарь Берик Курмангали.

"Сегодня на всей территории страны прекращается действие режима чрезвычайного положения. Однако в ряде регионов сохраняется угроза заражения. Эпидемия не побеждена полностью. Пандемия все еще представляет опасность для здоровья населения", – сказал Токаев на заключительном заседании государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения в понедельник.

"Поэтому карантинные ограничения будут сниматься постепенно, по мере улучшения ситуации в каждом регионе", – отметил глава государства.

В полночь 11 мая в Казахстане истек срок действия режима чрезвычайного положения, введенного главой государства 16 марта из-за угрозы коронавируса COVID-19, объявленного ВОЗ пандемией. Первоначально режим ЧП был введен до 15 апреля, затем продлен до 11 мая.

Между тем в городах и регионах продолжают действовать жесткие карантинные меры.

Inbusiness.kz приводит текст выступления главы государства на заключительном заседании государственной комиссии по чрезвычайному положению:

Первое. Повышение самодостаточности казахстанской экономики.

Для этого следует развивать новые переделы в промышленности на основе имеющейся мощной сырьевой базы.

Нам придется по-новому взглянуть на будущую структуру казахстанской экономики. Определить роль каждого из ее главных секторов: промышленного, энергетического, сельскохозяйственного, сервисного. Другими словами, нужно в срочном порядке выстроить новую структуру экономики.

Очевидно, что значительных реформ потребует энергетический сектор. После кризиса он не будет прежним. В среднесрочном периоде движение в сторону «зеленой энергетики» – насущная необходимость.

Потребует пересмотра наш подход и к индустриализации – следует определить реальные возможности на экспортном и внутреннем рынках, наметить достижимые цели, инструменты и идти вперед.

Грамотное использование госзакупок и закупок квазигоссектора необходимо рассматривать как средство восстановления экономической активности.

Особый порядок государственных закупок, направленный на поддержку отечественных товаропроизводителей, продолжит свое действие до августа текущего года.

Максимальное использование отечественных материалов и оборудования будет зафиксировано как приоритетное условие развития бизнеса.

По инфраструктурным программам предстоит повысить текущий уровень локализации с 40% до 60-70%.

Оценка работы правительства, акимов и руководителей компаний квазигоссектора будет основываться, в основном, на этом показателе.

Текущая ситуация наглядно, подтвердила известную истину: продовольственная безопасность – ключевой элемент безопасности государства в целом.

Поэтому мы продолжим оказывать максимальную поддержку аграриям.

Дополнительно к уже реализуемым форвардным закупкам будут расширены механизмы финансирования путем введения офтейк-контрактов и реструктуризации задолженности по кредитам «КазАгро».

В Казахстане порядка 1 миллиона 700 тысяч личных подсобных хозяйств.

Однако их продукция не продается официально через торговые объекты и не поступает на перерабатывающие предприятия.

Государство не получает от них налогов, занятые в таких хозяйствах практически не защищены социально.

Поручаю правительству совместно с НПП «Атамекен» запустить в нескольких регионах пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка».

Затем можно приступить к масштабированию проекта и к середине 2021 года разработать полноценную программу.

В ходе реализации данной программы будет применено льготное микрокредитование по ставке 6% годовых по линии «КазАгро» с использованием инструментов гарантирования фонда «Даму».

Следует также наладить систему постоянного закупа и сбыта, запустить обучение и повышение агрокомпетенций участников.

Все это повысит доходы около двух миллионов сельчан, увеличит загрузку отечественных сельхозпредприятий с 53% до 70% и снизит импорт социально значимых продуктов.

(…)

Третье. Мощным стимулом развития экономики, роста занятости и фактором социальной поддержки должно стать строительство доступного жилья.

Инициированная Елбасы программа «7-20-25» придала большой импульс ипотечному кредитованию и жилищному строительству.

Для решения вопросов очередников поручаю запустить новый проект по обеспечению кредитным жильем «5-10-20». На эти цели в рамках антикризисных средств мы направим 390 млрд тенге.

В этом году запланированы рекордные объемы строительства в стране – 15 млн. кв. метров, или 150 тысяч квартир и домов.

Важно продолжить работу по улучшению жилищных условий наших граждан. По сути, это одно из стратегических направлений работы правительства. Для этого предстоит модернизировать институциональную структуру.

Правительству следует до конца года создать на основе АО «ЖССБК» (Жилстройсбербанк Казахстана) полноценный институт развития и поддержки – «Отбасы банк», который будет централизовано осуществлять учет, постановку и распределение жилья.

Продолжением системных преобразований в этой сфере станет использование нашими гражданами части своих пенсионных накоплений на цели улучшения жилищных условий.

Я ранее давал такое поручение, но в связи с режимом ЧП обсуждение затянулось. Пора принять решение. Правительство должно определиться со своими подходами до 1 июля.

Четвертое. Считаю, что во имя социальной справедливости пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога в отношении заработных плат и других видов дохода.

Смысл прогрессивной шкалы в том, что граждане с невысокими зарплатами будут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплачиваемого налога возрастет.

Наша основная цель – вывести из «тени» наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат. Если ставка по ним сократится, будет меньше стимулов платить в конверте.

В условиях снижения доходов населения важно продолжить мониторинг состояния рынка потребительского кредитования, чтобы не допустить рост долговой нагрузки граждан.

Агентство по регулированию финансового рынка должно рассмотреть возможность реабилитации заемщиков, имеющих проблемные займы.

Следует также пересмотреть подходы к расчету ставки вознаграждения по займам в зависимости от типа заемщика и типа продукта.

Для защиты интересов граждан будет усилен контроль за небанковскими кредитными организациями, а со следующего года вводится лицензирование микрофинансовой деятельности.

Хочу остановиться еще на одном аспекте нашей социальной политики.

Условием получения новой социальной выплаты была уплата ЕСП. Более 40% ее получателей – люди, впервые выплатившие ЕСП.

Это именно те граждане, которым нужна реальная государственная помощь. Их необходимо максимально вовлекать в экономику.

Нельзя допустить, чтобы эти люди опять ушли «в тень», остались один на один со своими проблемами.

Ведь на государственную поддержку, социальную защиту при наступлении неблагоприятных условий, достойную пенсию в будущем может рассчитывать прежде всего тот, кто работает официально, платит налоги.

Поэтому именно такие граждане наряду с временно безработными должны стать предметом пристального внимания правительства и акимов.

В рамках рыночной экономики временно потерять работу может каждый, в связи с чем правительству следует максимально упростить регистрацию на бирже труда, сократить процедуры, время получения статуса безработного и соответствующего пособия.

Пятое. Поддержка национального бизнеса.

В условиях падения спроса, снижения рыночной стоимости активов и залогов крайне важно использовать инструмент гарантирования кредитов фондом «Даму».

Гарантии фонда будут распространены на займы, выдаваемые в рамках программы Нацбанка по кредитованию оборотных средств.

Ее объем, напомню, составляет 600 млрд тенге и при необходимости будет увеличен.

Для расширения кредитования экономики агентством по регулированию и развитию финрынка приняты меры по ослаблению пруденциальных нормативов и снижению давления на ликвидность.

Это позволило высвободить в банковском секторе около 600 млрд тенге, которые должны быть направлены в экономику страны.

Следует выработать дополнительный комплекс временных пруденциальных мер, расширяющих возможности банков кредитовать экономику.

Отдельного внимания требует микро- и малое предпринимательство. Их возможности полноценно пользоваться стандартными банковскими продуктами сильно ограничены.

В связи с чем поручаю предусмотреть специальные меры для малого бизнеса в рамках программы «Дорожная карта бизнеса».

Правительство и «Атамекен» должны определиться по объему финансирования данного направления.

Еще одной мерой поддержки бизнеса станет расширение перечня отраслей, которым банки и другие финансовые организации предоставляют отсрочку платежей по кредитам.

Туда должны быть включены торговля, обрабатывающая промышленность, транспорт и складирование, проживание и питание, информация и связь, образование и здравоохранение.

Создание диверсифицированной экономики с упором на обрабатывающую промышленность остается нашим приоритетом.

Для реализации долгосрочных проектов в этом секторе нужно обеспечить дополнительную капитализацию Банка развития Казахстана.

Кроме того, за счет средств, собираемых в рамках расширенных обязательств производителей, можно создать Фонд развития промышленности. Его работа будет направлена на обеспечение доступного кредитования прорывных обрабатывающих предприятий по ставке не более 3%.

Шестое. В условиях усиленной конкуренции за иностранный капитал следует перейти на прямую работу с каждым держателем капитала.

Предстоит разработать индивидуальные меры поддержки для каждого инвестора на основе приоритетности и потенциального эффекта на экономику в целом.

В рамках этой важной работы правительство должно обеспечить режим стабильности всего инвестиционного законодательства для стратегических инвесторов в приоритетных отраслях.

Предстоит активизировать использование потенциала Международного финансового центра «Астана» для привлечения инвестиций и развития фондового рынка.

Это особенно важно в свете предстоящей приватизации госактивов.

Следует также обеспечить доступ казахстанских предпринимателей к использованию преимуществ английского права и арбитража МФЦА при решении бизнес-споров.

Нужно начать работу по поэтапному переводу отдельных структур, принадлежащих национальным компаниям, из иностранных юрисдикций в МФЦА.

Мы не сможем добиться доверия иностранных инвесторов, если наши собственные компании выбирают иностранные юрисдикции.

Правительство, МИД и загранпредставительства должны усилить продвижение программы инвестиционного налогового резидентства МФЦА.

Администрация центра работает над новой стратегией до 2025 года.

В текущих непростых условиях ключевую роль приобретает доверие инвесторов, бизнеса к национальной валюте, денежно-кредитной политике.

В этой связи чрезвычайно важно добиться уменьшения спекулятивных атак на национальную валюту. Это задача Национального банка и агентства по регулированию финансового рынка.

Седьмое. К сожалению, как и во всем мире, нам не удастся сохранить все предприятия и все рабочие места, обеспечить стабильность каждого бизнеса.

Поэтому важно на нормативном уровне признать введение режима чрезвычайного положения форс-мажорным обстоятельством для секторов экономики, наиболее пострадавших от введения режима ЧП.

При этом при обращении в суд представителей индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса чрезвычайное положение должно признаваться форс-мажорным обстоятельством.

Также важно в этот непростой период поддерживать экономическую активность действующих предпринимателей, защищать частную собственность и конкуренцию.

С целью недопущения давления со стороны недобросовестных кредиторов поручаю приостановить возбуждение процедуры банкротства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1 октября текущего года.

Далее. В результате предыдущих кризисов на балансах банков скопилось значительное количество неработающих активов, которые исключены из экономического оборота.

Банковским структурам необходимо разработать предметные планы по реализации неработающих активов, одновременно усилив контроль и оценку ответственного персонала банков.

Агентству по регулированию и развитию финансового рынка в рамках риск-ориентированного надзора требуется усилить мониторинг и контроль работы банков со стрессовыми активами.

Системным решением является создание цивилизованного рынка неработающих активов. Следует создать простой и рабочий механизм секьюритизации и страхования.

(…)

Уважаемые коллеги!

Текущий кризис показал всему миру, насколько важны вопросы социальной сферы: медицины, образования, социальной защиты.

Нам необходимы коренные преобразования, направленные на повышение качества системы охраны здоровья, полноценное технологическое переоборудование медучреждений, повышение компетенций медицинского персонала.

Требуется адаптация системы к быстрому реагированию на чрезвычайные ситуации любого характера.

Должны быть выработаны подходы для инфекционного контроля населения, внедрения телемедицины и удаленной диагностики.

Предстоит кардинально усилить национальную санитарно-эпидемиологическую службу.

По всей видимости, COVID-19 и подобные ему вирусы не являются одноразовым явлением. Поэтому нам следует быть постоянно готовыми не только с практической, но и с научной точки зрения.

Правительству следует сформировать совет по биологической безопасности с привлечением авторитетных ученых и экспертов.

Образование следует сделать гораздо более гибким, следует разработать протоколы и методики обучения детей и студентов в удаленном режиме, завершить реальную цифровизацию всех учебных заведений страны.

Необходимо форсированно внедрять современные дистанционные технологии. Предстоит пересмотреть содержание образовательных программ, сделать их доступными и интерактивными.

Подготовка самих педагогов должна осуществляться с учетом новых требований.

Важнейшим направлением стратегического плана страны станут преобразования системы государственного управления.

Новые подходы будут внедряться, в том числе и в соответствии с постпандемическим переосмыслением обстановки.

Успешно реализованный удаленный формат работы показал востребованность и адекватность применения современных технологий при принятии важных государственных решений.

Предлагаю в качестве устоявшегося новшества максимально проводить совещания и заседания правительства, министерств, акиматов в дистанционном формате.

Следует исключить ненужные процедуры, согласования, совещания, пустую трату времени и средств. Эта практика изжила себя. Решения нужно принимать быстро, и, самое главное, выполнять их.

Важно сохранить определенный заряд инициативности, принятия ответственности на себя и в поствирусный период.

Нам нужен обновленный эффективный и компактный госаппарат, быстро и оперативно принимающий решения в ответ на изменение обстановки.

Продолжится реформа государственных институтов развития.

В рамках реализации моего послания народу реформирование их структуры, уточнение целей и задач, наконец, началось.

Предстоит до конца решить вопросы дублирования ряда функций, вопросы дальнейшей приватизации, доступа отечественных предпринимателей к закупкам квазигоссектора.

Следует переосмыслить суть концепции электронного правительства, полностью вывести в режим онлайн операции по получению консультаций, справок, подачи заявлений, а язык egov сделать простым и понятным для населения.

Общение между бизнесом и государством полностью перейдет в цифровой формат и станет бесконтактным.

Для этого будет завершена оцифровка всего процесса получения государственных услуг и мер поддержки.

Важно придать новый импульс всем процессам цифровизации экономики и общества.

(…)

Теги:

ЧП режим ЧП Казахстан Коронавирус коронавирус в казахстане режим ЧП в Казахстане чп в казахстане Чрезвычайное положение чрезвычайное положение в казахстане чрезвычайное положение казахстан режим чп казахстан карантин алматы карантин в алматы алматы карантин алматы закрыли на карантин алматы закрывается на карантин карантин в алматы и нурсултан алматы закрывают на карантин сколько будет длится карантин в алматы в алматы карантин закрытие алматы на карантин алматы закрыт на карантин алматы закроют на карантин алматы закрыта на карантин алматы и нурсултан закрывают на карантин карантин алматы и нурсултан алматы казахстан карантин казахстан алматы карантин карантин алматы нурсултан карантин нур султан нурсултан город карантин город нурсултан карантин карантин в нурсултане в нурсултане карантин нурсултан закроют на карантин нурсултан закрыли на карантин нурсултан закрывают на карантин алматы и нурсултан карантин нурсултан карантин коронавирус алматы нурсултан карантин аэропорт нурсултан карантин когда снимут режим чп режим чп в казахстане до какого режим чп и карантин разница режим чп и чс отличия режим чп и кредиты режим чп ипотека режим чп оплата труда режим чп минусы Токаев режим чп Токаев режим чп в Казахстане Токаев продлил режим чп Токаев карантин Токаев карантин 11 мая Токаев карантин до какого числа режим чп в Казахстане продлили режим чп в Казахстане до 11 мая режим чп в Казахстане снят режим чп в Казахстане завершен режим чп в Казахстане сняли режим чп в Казахстане после 11 мая карантин в Казахстане продлили карантин в Казахстане когда закончится карантин в Казахстане до карантин в Казахстане до 11 мая карантин в Казахстане до мая Токаев продлил режим чп в Казахстане до 11 мая Токаев продлил режим чп в Казахстане режим чп Казахстан до какого числа режим чп в Казахстане сроки карантин Казахстан время карантин Казахстан продлили карантин Казахстан закон карантин Казахстан 11 мая карантин Казахстан караганда карантин Казахстан май Токаев продлил карантин до 15 мая Казахстан карантин до какого числа Казахстан карантин карантин в казахстане карантин в Алматы 2020 режим чп в Костанайской области указ о введении в республике чрезвычайного положения режим чп в Нурсултане до какого числа карантин в Казахстане карантин в Караганде когда закончится карантин в казахстане режим чп в Казахстане правила казахстан коронавирус Токаев коронавирус казахстан коронавирус 2020 карантин Павлодар карантин алматы

О правах и обязанностях граждан и бизнеса во время карантина

Прямую трансляцию брифинга смотрите на Atameken Вusiness.

15 Июль 2020 14:32 303

О правах и обязанностях граждан и бизнеса во время карантина

Сегодня состоится брифинг на тему прав и обязанностей граждан и бизнеса во время карантина. Спикерами выступят министр юстиции РК Марат Бекетаев, директор департамента подзаконных актов министерства юстиции РК Арман Кенжегалиев.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Переживет ли бизнес «второй карантин»?

Телемарафон «Бизнес & государство» в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

10 Июль 2020 08:05 3340

Переживет ли бизнес «второй карантин»?

Фото: Максим Морозов

С 5 июля в Казахстане начали действовать очередные ограничительные меры, которые должны препятствовать распространению Covid-19.

Ограничения ввели пока на 14 дней. Как пояснил министр здравоохранения Алексей Цой, эффект будет виден ближе ко второй неделе или сразу после, и тогда станет понятно, сохранят ограничения в нынешнем виде или ужесточат. В таких условиях какой-то бизнес получил возможность работать, какой-то оказался закрытым. Переживет ли МСБ «второй карантин»?

Карантин – очередной, вопросы – прежние

«С 5 июля введен запрет на деятельность ТРЦ, торговых домов, развлекательных заведений. Сильно «подрезана» сфера услуг – SPA, фитнес-центры, бассейны. Это все МСБ. С какими вопросами к вам обращаются предприниматели?» – ведущий Данил Москаленко предложил управляющему директору – директору департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» Шынгысу Темиру начать дискуссию.

«Вопросы, по сути, все те же. Самый главный – сколько продлится нынешний карантин. Люди надеются, что через неделю смогут возобновить работу, но готовятся к худшему – к продлению запрета. Бизнес волнует вопрос компенсаций за время простоя, прежде всего – кредитных. Причем нужна не только отсрочка платежей по банковским займам, но и, может быть, пролонгация договора для снижения ежемесячной нагрузки», – говорит спикер.

По его словам, все таким же актуальным остается вопрос арендной платы за коммерческую недвижимость. И если по госимуществу есть возможность волевым решением государства освободить бизнес из пострадавших отраслей от уплаты, то в отношении В2В ситуация намного сложнее.

«Нацпалата на своих площадках в регионах собирает арендодателей и арендаторов и пытается найти решение. Но если в период ЧП у арендодателей еще был запас прочности и они шли арендаторам навстречу, то сейчас такой возможности не осталось, потому что нужно погашать кредиты, оплачивать коммунальные услуги, платить зарплаты своим работникам», – рассказывает Шынгыс Темир.

Компенсация, по его словам, нужна и работникам – за потерю дохода. «В период ЧП – надо отдать должное государству – оно приняло непростое решение и выплачивало соцпособие. Были шероховатости, безусловно. Но пострадавшим отраслям нужна компенсация. Председатель правления «Атамекена» Аблай Мырзахметов и бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов ранее говорили об этом. Это логично: не даешь работать – выплачивай компенсацию. Кроме того, мы также говорим о том, что сумму 42500 тенге необходимо индексировать и вложить в нее расходы, в том числе на средства индивидуальной защиты», – говорит представитель Нацпалаты.

Бизнес становится нерентабельным

«Локдаун вас затронул?» – обратился ведущий к предпринимателю из Актобе Николаю Чабаненко.

«Очень сильно. Один из наших бизнесов – гостиничный, и в настоящее время он полностью парализован: нет клиентов. Мы были вынуждены законсервировать объект, потому что поддерживать его и платить коммуналку нереально, мы просто разоримся», – рассказал участник телемарафона.

Второй актив в портфеле – торговый комплекс. «Он построен на кредитные средства. На период ЧП банки предоставили нам отсрочку. Но почему-то очень странная картина: мы бизнес и терпим убытки, банк – тоже бизнес, но он убытки не терпит. Это не правильно. Если предоставляется отсрочка, то и проценты не должны начисляться», – уверен предприниматель.

Он рассказывает, что в ресторанном бизнесе пришлось сократить примерно 60% сотрудников. «Существующие карантинные нормы – 30 посадочных мест – не позволяют покрыть затраты. Речь идет только о летнике. Но нужно платить коммуналку и зарплаты, и к тому же цены на продукты питания подскочили. Бизнес становится нерентабельным. Сейчас работает только одно подразделение на доставку, но и то, только для того, чтобы сохранить костяк коллектива.

«Мне не понятно, как мы будем платить проценты. У нас нет госзаказов. Мы работаем в сегментах В2В и В2С. Сейчас бизнес в Актобе практически полностью парализован, все нефтяные компании стоят, ничего не происходит, все работают удаленно. Наша гостиница полностью заморожена. Работает один человек и сантехник с электриком, мы несем дополнительные расходы на службу безопасности. Находимся в режиме выживания. То же самое – по торговому центру», – описывает положение дел Николай Чабаненко.

Поддержка, которую предприниматель ждет от государства, это, во-первых, минимальный пакет «42500» на содержание сотрудников, отправленных в отпуска без содержания (хотя эта сумма «не соответствует рыночной ситуации, и если в семье кто-то, не дай бог, заболеет, то этих денег не хватит даже на закупку лекарств»).

Во-вторых, нужна не просто отсрочка по платежам, а чтобы банки не начисляли за этот период проценты. Это, как считает собеседник, особенно чувствительно при больших суммах платежей (например, его выплаты по кредиту по торговому центру составляют 26 млн тенге в месяц, и взять такие деньги сейчас ему негде).

Различия в постановлениях тормозят бизнес

«Много предпринимателей в такой ситуации?» – обратился Данил Москаленко к директору Палаты предпринимателей Актюбинской области Анар Даржановой.

Прежде всего, она заметила, что торговый дом, которым руководит Николай Николаевич, одним из первых в регионе предоставил скидку арендаторам, и достаточно большую – 70%. И то, о чем говорил предприниматель, – это по ее словам «средний градус» по региону.

Бизнес региона, говорит Анар Даржанова, столкнулся с такой проблемой: постановления главного государственного санврача Актюбинской области и главного государственного санврача республики «по основным позициям в корне отличаются».

Например, если на уровне республики разрешено работать непродовольственным магазинам площадью до 500 кв. м, то в регионе не работают все магазины. Если главный санитарный врач республики разрешает объектам общепита размещать 30 посадочных мест внутри помещения и снаружи количество посадочных мест не регламентируется, то в случае Актюбинской области количество мест и внутри помещения, и под открытым небом не должно превышать 30.

«В этом нет логики. Наш главный санврач ссылается на ситуацию в регионе. Но в таком случае пусть оговаривают, что у нас ситуация хуже, чем по республике, пусть доводы приводят», – рассказывает участница эфира. По ее словам, уже неделю после введение в действие этого постановления сотрудники региональной палаты сидят на телефоне и отвечают на звонки предпринимателей, в том числе тех, у кого объекты питания и непродовольственные магазины (их в регионе более 2 тыс.).

«Это все (расхождения в ограничительных мерах. – Ред.) становится серьезным сдерживающим фактором для бизнеса. Это подрывает доверие. Правила должны быть понятными. Мы просим, чтобы внесли изменения в постановление и привели его в соответствие с республиканским», – говорит Анар Даржанова.

Налоговые проверки идут вместе с карантином

Перечисляя меры, которые помогли бы бизнесу пережить карантинные ограничения, Николай Чабаненко указывал на прекращение всех налоговых проверок. «Одно из наших предприятий простаивает, но по параметрам оно было отнесено к среднему бизнесу. Мы получили предписание и готовимся к налоговой проверке. Нам объяснили это так: малый и микробизнес не проверяем, вы – средний, и это плановая проверка. В настоящий время она приостановлена только из-за того, что руководитель находится на больничном. Но она не отменена и не перенесена по срокам», – говорит предприниматель.

Президент Ассоциации предпринимателей и бухгалтеров Казахстана Дмитрий Казанцев поясняет, что, действительно, тех, кто попал в список налоговых проверок, будут проверять, несмотря на сложную ситуацию в стране.

«У нас действует мораторий на проверки микро- и малого бизнеса, который ввели на три года, и буквально неделю назад министр нацэкономики Руслан Даленов сказал, что, вне зависимости от всех видов деятельности, до конца года прекратить все проверки, за исключением тех, которые начались. Видимо, проверка у Николая Чабаненко началась и поэтому ее не отменяют. Но это абсурдно. Получается, какой-то бизнес посчитали пострадавшим, и его не проверяют, а какой-то – если уж начали проверять, значит, будут проверять. Нет никакой логики в таких действиях», – комментирует эксперт.

На предложение ведущего эфира дать рекомендации в этой ситуации предпринимателям, он говорит, что конкретных рекомендаций нет и рецепт только один: «Выживать самим и ни на кого не надеяться».

О скорости принятия решений

Дмитрий Казанцев заметил, что, на его взгляд, сейчас такое время, когда решения должны приниматься моментально, а не затягиваться на месяцы.

«Вы знаете, как работает система. Это страшнейшая бюрократия. На заключительном заседании Госкомиссии по ЧП 11 мая президент сказал, что чрезвычайное положение нужно признать форс-мажором. Закон подписан только на прошлой неделе. То есть прошло два месяца. Система так работает», – комментирует Шынгыс Темир.

По его словам, Нацпалата дает свои предложения в правительство, проводит опросы предпринимателей. «Срез по бизнесу мы видим, но решить каждый вопрос моментально невозможно. В этой ситуации ни у кого нет готовых рецептов, правительство само растерялось», – добавляет он.

Представитель НПП предложил Дмитрию Казанцеву «заняться этим вопросом вместе». «Вы же объезжаете регионы, предпринимателям на пальцах разъясняете эти вопросы, очень большую работу проводите. Давайте кооперироваться. Если у вас есть предложения, вы можете площадку Нацпалаты использовать, чтобы продвигать их», – обратился он к эксперту.

Дмитрий Казанцев согласился с тем, что вопрос скорости принятия решений нужно адресовать прежде всего министрам. «В том же выступлении 11 мая президент конкретно дал понять, что старые схемы, по которым мы работали раньше, бюрократия, какие-то заседания, миллион рабочих групп, которые ничего не делают, – все это должно прекратиться. Два месяца утверждать озвученное решение – это, получается, невозможность наших госорганов в момент стресса принимать адекватные и быстрые решения», – говорит он.

Спикер считает, что необходимо сначала прорабатывать правила, распределять роли и ответственность между госорганами, а потом вводить такие меры, как карантин или локдаун.

На его взгляд, ужесточать меры можно, вводить штрафы за несоблюдение масочного режима, но при этом дать всем работать. «Как люди могут без работы выживать? А у нас так: штрафовать – будем, но также – не работайте. Бизнес, я считаю, должен работать, но со строгим соблюдением санитарных требований. По сути, все, что сегодня нужно, – это повсеместное использование масок, соблюдение социальной дистанции и санитайзеры для того, чтобы обрабатывать руки. Вот три вещи нужны, за несоблюдение надо штрафовать и всем работать», – уверен Дмитрий Казанцев.

Камеры против нарушений

«С пятницы мы проводим ВКС-совещания с минздравом и представителями различных отраслей, обсуждаем возможности исполнения бизнесом требований – что реально, что нет. Если у бизнеса есть вопрос, например, к тем же бактерицидым лампам, зачем они нужны, то минздрав объясняет их эффективность, и мы предлагаем не предъявлять требование по их применению к малому бизнесу, потому что расходы большие, и оставить его только для среднего и крупного. Минздрав адекватно реагирует на все предложения, эти вопросы мы рассматриваем», – рассказывает Шынгыс Темир.

По поводу штрафов он говорит, что в период ЧП применялась другая статья Кодекса РК об административных правонарушениях – 476 («Нарушение режима чрезвычайного положения». – Ред.). «Были случаи, когда предпринимателей арестовывали за то, что работники снимали маски во время работы, покупатели заходили в магазин без маски. Это беспредел, на наш взгляд. Сейчас применяется статья 425 КоАП («Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов. – Ред.). Палата была против, для малого бизнеса штрафы выросли до 230 МРП, для физлиц – до 30 МРП. Это очень большие суммы», – говорит Шынгыс Темир.

Он рассказывает, что палата сейчас рассматривает возможность цифрового мониторинга соблюдения санитарных требований. «Может быть, будут применяться камеры для подсчета количества людей, находящихся в помещении, и проверки, надели ли они маски. Если максимальное количество людей превышено, то предпринимателю дается сигнал, и пока люди не выйдут, новые посетители зайти не смогут. И тогда проверяющим группам не нужно будет ходить по объектам, и мы очень сильно сэкономим ресурсы», – делится планами спикер.

Первый этап выдержали, второй – болезненный

Еще одним участником эфира стал генеральный директор ТОО «ПСП Серик» Серик Мергалиев. Уральский предприниматель, владеющий торговыми центрами, ресторанным и гостиничным бизнесом, был гостем телемарафона в середине апреля и рассказывал тогда о том, что его бизнес понес «более чем серьезные убытки». Его позиция такова: арендодатель должен бережно относиться к арендаторам, потому что не сможет без них выжить, и государство точно так же должно относиться к бизнесу. Сам предприниматель на период действия карантина освободил своих арендаторов от платы за торговые помещения. «На месяц-полтора-два мы можем это сделать, но дальше будет труднее: у нас есть коммунальные расходы, мы платим подрядным компаниям за работу – за клининг, охрану и т.д. Почти ничего не получаем, и пока обходимся старыми накоплениями», – рассказывал он тогда.

«Первый этап карантина мы выдержали, но второй этап будет для нас очень болезненным. Все, о чем сейчас говорили, коснулось и нас. Мы работаем в том секторе экономики, который очень сильно пострадал. У нас поступлений практически нет. И сейчас наметилась тенденция: многие арендаторы, которые долгое время ждали, чтобы разместиться в нашем торговом центре, просто массово съезжают. Им нужно платить нам минимальные ставки, в пределах 10-15% (от суммы арендной платы. – Ред.), потому что мы тоже имеем расходы – содержим торговые центры, обеспечиваем персонал средствами защиты. Затраты увеличились, а доходов нет», – поясняет предприниматель.

Он так же, как и в прошлый раз, говорит о необходимости снижения налоговой нагрузки. Прежде всего – по налогу на недвижимость и не на месяц-два, а на длительный период, на который бизнесу можно рассчитывать.

«Мы еще не знаем, сколько продлится этот карантин. На предыдущем телемарафоне мы оптимистично заявляли, что выдержим, что с арендаторов брать ничего не будем. Но на этот раз нам самим нужно выживать. К тому же у нас есть несколько инвестиционных проектов, которые необходимо закончить, это наши обязательства перед партнерами и они сейчас встают под угрозу. Вряд ли мы сможем вовремя закончить проекты», – делится Серик Мергалиев.

Налоги с ФОТ: нужно освободить всех

«Многие бизнес-ассоциации выдвигают государству предложения по поддержке бизнеса, одно из них – освобождение от налогов с ФОТ для всего бизнеса, а не для выделенных категорий (29 видов деятельности), и не на шесть месяцев, а до конца года. Эта мера действует до 1 октября и, значит, сентябрьские налоги уже надо будет уплачивать. Время летит очень быстро, поэтому надо этим вопросом озадачиться сейчас», – считает Дмитрий Казанцев.

Разные ассоциации, по его словам, предлагают освобождение от КПН и НДС. «У нас те, кто работает на упрощенном режиме, освобождены от налогов на три года, это было решено еще до нового года. Во время ЧП принято решение, что ИП, работающие на общеустановленном режиме, тоже освобождаются от налога в 10% от чистого дохода. Но ТОО, работающие на общеустановленном режиме, почему-то от налогов не освободили. Многие ассоциации предлагают ТОО также дать такое послабление до конца года», – говорит спикер.

И добавляет: «У меня все меньше веры в то, что в сентябре-октябре все это закончится. Меры поддержки необходимо вводить до конца года».

Для кого-то «режим ЧП» все еще длится

«Действительно, по ФОТ было очень странное разделение, было много вопросов по определению пострадавших отраслей, и не все отрасли вошли в список. Плюс разбивка идет по ОКЭДам, но есть смежные ОКЭДы, где бизнес тоже пострадал, но они лишились возможности воспользоваться этой мерой. Такие обращения к нам поступают, мы их отрабатываем», – продолжил тему Шынгыс Темир.

Кроме того, по словам представителя Нацпалаты, для малого бизнеса освобождение по фонду оплаты труда было на шесть месяцев, для крупного – только на три.

«Поддерживаем предложение охватить этой мерой весь бизнес и продлить ее действие, возможно, на целый год. То же – по налогу на имущество. От его уплаты освободили определенные категории, но это капля в море», – говорит спикер.

Он рассказывает, что НПП работает над общим пакетом предложений и периодически направляет его в минфин и миннацэкономики. «Наше руководство совместно с правительством принимает участие в Госкомиссии. Нам говорят: вы же понимаете, что всех освободить от налогов нельзя. Мы предлагаем: давайте сделаем это правильно, проведем корректный анализ, кто пострадал, и расширим меры поддержки», – говорит спикер.

Он считает, что необходимо расширить список оснований для признания обстоятельств форс-мажором. «Режим ЧП закончился. Но сейчас ситуация для отдельных отраслей, по сути, мало чем отличается от ЧП. Некоторые бизнесы как 16 марта прекратили работу, так до сих пор и не работают. Например кинотеатры, банкетные залы. Первый вице-премьер поддержал позицию, что карантин, локдаун, ограничительные меры надо отнести к форс-мажору, а не только ЧП. Но пока включили только ЧП», – говорит Шынгыс Темир.

И в заключение делает ремарку: признание обстоятельств форс-мажором не означает освобождение от исполнения обязательств, только – от штрафных санкций. Допускается отсрочка исполнения обязательств и контрагент может расторгнуть договор, чтобы найти другого партнера.

«Бизнес & государство» – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен». К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.

Елена Тумашова


Подпишитесь на наш канал Telegram!