Токаев – один из ключевых лидеров, определяющих вектор развития ШОС: мнение

846

О новых инициативах Казахстана и синергии интересов Астаны и Пекина рассказывает политолог Казбек Майгельдинов.

Токаев – один из ключевых лидеров, определяющих вектор развития ШОС: мнение Фото: akorda.kz

Cостоялось заседание Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в китайском Тяньцзине, передает inbusiness.kz. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул значимость форума, отметив:

"Мы выступаем за дальнейшее укрепление шанхайского духа, ставшего олицетворением международной солидарности в интересах глобального мира и безопасности".

В своей речи глава государства выделил приоритеты сотрудничества: укрепление стратегического партнерства, совместную борьбу против терроризма, экстремизма и наркоторговли, развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта, а также создание Центра по изучению водных проблем. Казахстан также предложил разместить в Международном финансовом центре "Астана" офис Банка развития ШОС и инициировал проведение экспертного форума по ИИ.

Особое внимание было уделено транспортной взаимосвязанности и инициативе "Трансалтайский диалог", экологии и гуманитарным проектам. Эти предложения, по словам Токаева, отражают стремление Казахстана к проактивной роли в формировании повестки ШОС.

О значении китайского председательства, совпадении интересов Астаны и Пекина, а также о новых инициативах Казахстана рассказывает Казбек Майгельдинов, председатель Ассоциации исследователей Китая, политолог.

– Как бы Вы охарактеризовали роль Китая как председателя ШОС?

– Роль Китая как председателя ШОС можно обозначить так: китайское председательство в условиях обострения геополитической конкуренции позволяет Пекину позиционировать ШОС как альтернативную модель международного сотрудничества. Его привлекательность в том, что она основана на принципах взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела.

Повестка саммита отражает эти китайские приоритеты в области региональной интеграции, безопасности и экономического развития. При этом председательство Китая оставляет всем партнерам возможность выдвигать собственные инициативы — в этом и кроется его особенность.

Выбор Тяньцзина как места проведения саммита имеет символическое значение: это портовый город и ключевой транспортный узел инициативы "Один пояс, один путь".

– В своей речи Токаев высоко оценил инициативы Си Цзиньпина ("глобальное развитие", "глобальная безопасность", "глобальная цивилизация"). Насколько совпадают интересы Казахстана и Китая в этих концепциях?

– Президент Казахстана в Китае поддержал ряд инициатив в рамках Шанхайской организации сотрудничества и представил свое видение развития организации.

Я думаю, что это свидетельствует о стратегическом выборе Астаны в пользу конструктивного партнерства с Китаем. Интересы Казахстана и Китая в рамках глобальных инициатив совпадают по нескольким ключевым направлениям.

Во-первых, глобальная инициатива развития соответствует потребностям Казахстана в модернизации экономики и развитии инфраструктуры.

Во-вторых, глобальная инициатива безопасности отвечает казахстанским приоритетам обеспечения региональной стабильности в условиях сохраняющейся нестабильности в Афганистане и других соседних регионах.

В-третьих, глобальная инициатива цивилизаций позволяет Казахстану подчеркнуть свою особую роль своеобразного моста между различными культурами и цивилизациями.

При этом важно отметить, что Казахстан сохраняет стратегическую автономию, поддерживая эти инициативы лишь в той мере, в какой они соответствуют национальным интересам и многовекторной внешней политике.

– Президент Казахстана подчеркнул, что ШОС должна оставаться платформой для диалога и доверия в условиях геополитической турбулентности. Насколько это заявление можно рассматривать как ответ на растущую конкуренцию США и Китая?

– Что касается конкуренции США и Китая. Президент подчеркнул роль ШОС как эффективной и востребованной международной организации, и это заявление можно рассматривать как прямой ответ на растущую конкуренцию между Пекином и Вашингтоном.

Позиция президента о необходимости сохранения ШОС как платформы доверительного диалога отражает стратегию средних держав, которые стремятся избежать принудительного выбора между великими державами. Как известно, президент не раз выдвигал идею о том, что именно средние державы должны участвовать в принятии решений по ключевым международным вопросам.

В условиях, когда США усиливают давление на своих партнеров с требованием определиться в отношениях с Китаем, Казахстан использует ШОС как инструмент сохранения так называемой стратегической гибкости.

Данная позиция особенно актуальна на фоне обострения американо-китайских торговых отношений при администрации Трампа и создания жестких блоковых структур. При этом сама ШОС не является жесткой структурой западного типа. Напротив, это альтернативная модель сотрудничества, основанная на принципах консенсуса и взаимной выгоды.

Это позволяет ее участникам избегать дилемм, характерных для блоковой логики.

– Казахстан активно предлагает собственные инициативы в рамках ШОС: от центра по водным проблемам до экспертного форума по искусственному интеллекту. Насколько это усиливает статус Токаева как одного из лидеров, формирующих повестку ШОС?

– Да, президент Казахстана выдвинул идею создать центр изучения водных проблем ШОС и учредить экспертный форум ШОС по вопросам искусственного интеллекта. Это демонстрирует самое важное — нашу активную роль в формировании тематической повестки организации. Безусловно, подобные инициативы значительно усиливают статус Токаева как одного из ключевых лидеров, определяющих направление развития ШОС.

Это особенно важно, потому что предложение о создании центра по водным проблемам крайне актуально в контексте растущих вызовов водной безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Инициатива в сфере искусственного интеллекта, в свою очередь, позволяет Казахстану позиционировать себя в авангарде технологического развития региона. Президент справедливо обратил внимание на необходимость активизации сотрудничества в области высоких технологий и цифровизации.

Все это свидетельствует о том, что стратегическое видение Казахстана в сфере научно-технического прогресса идет в ногу со временем. Такая проактивная позиция позволяет нашему президенту выступать не просто как участнику китайских инициатив, но и как соавтору региональной повестки развития. Это очень важный момент.

– Токаев поддержал китайскую инициативу по созданию глобальной организации по сотрудничеству в области искусственного интеллекта. Может ли Казахстан реально стать площадкой для цифровой интеграции стран ШОС?

– Да, действительно, данную инициативу Китай выдвинул буквально месяц назад — речь идет о создании глобальной организации по сотрудничеству в области искусственного интеллекта. Наш президент предложил закрепить тему искусственного интеллекта в повестке этой структуры через ряд дополнительных инициатив. Это открывает реальные перспективы для превращения Казахстана в региональный хаб цифровых технологий.

Я считаю, что у нашей страны есть несколько серьезных конкурентных преимуществ для реализации этой роли. Во-первых, это выгодное географическое положение — Казахстан находится на пересечении европейских и азиатских цифровых сетей. Во-вторых, у нас имеется относительно развитая телекоммуникационная инфраструктура. И самое главное — высокий уровень цифровизации государственных услуг: почти 90% из них уже предоставляются через портал "Правительство для граждан". В-третьих, это наличие Международного финансового центра "Астана", который может служить надежной правовой и регуляторной базой для цифровых проектов.

При этом главный успех реализации таких инициатив будет зависеть от способности Казахстана привлечь международные технологические компании и создать благоприятную регуляторную среду для развития инноваций в области искусственного интеллекта.

– Китай продвигает проект "Один пояс, один путь". В своей речи Токаев подчеркнул транспортные коридоры и предложил Трансалтайский диалог. Насколько эта инициатива может дополнить китайский проект и как ее воспримут в Пекине?

– Данная инициатива направлена на создание дополнительных транспортных маршрутов через Алтайский регион. И она реально может в будущем разгрузить основные коридоры и повысить общую эффективность евразийской технологической сети. В Пекине эта инициатива восприниматься будет положительно по нескольким причинам. Во-первых, она способствует общей цели повышения вот этой связанности евразийского пространства. Во-вторых, она создает дополнительные возможности для китайских инвесторов и компаний. Для Китая альтернативные пути всегда были актуальными. Вот взять даже новую ветку Китай – Кыргызстан – Узбекистан, железнодорожную. То есть мы видим, что для Китая диверсификация и реализация альтернативных путей всегда будут актуальны. Ну и в-третьих, это, конечно же, демонстрирует активную роль нашей страны в региональной интеграции. И она соответствует китайской концепции совместного строительства инициативы поиска пути. 

– В экономике Казахстан сделал акцент на участии в Банке развития ШОС и предложил офис в МФЦА. Как это соотносится с интересами Китая, у которого уже есть АБИИ и Новый банк развития БРИКС?

– Нет, скорее дополняет. У Китая уже есть мощные институты – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития БРИКС. Но казахстанская инициатива предлагает функциональное разделение труда. Банк развития ШОС может сосредоточиться на региональных проектах, требующих глубокого понимания специфики Центральной Азии. МФЦА, в свою очередь, обеспечивает англосаксонскую правовую базу и международные стандарты регулирования, что облегчает привлечение западных инвесторов.

И я думаю, что это, наоборот, может привлечь дополнительное финансирование, например, от западных инвесторов для проектов в рамках ШОС. И что примечательно, такая модель, она соответствует китайским интересам, например, это диверсификация источника финансирования, в конечном счете же снижает нагрузку на китайские институты. Потом англоязычная юрисдикция может облегчить привлечение международного капитала китайским проектам.

Ну и, конечно, географическое положение Казахстана делает его хабом для операций в Центральной Азии и СНГ. Поэтому здесь одни плюсы кругом. Ну и, конечно, гуманитарные измерения.

– Важно ли, что Токаев в своей речи связал ШОС не только с безопасностью и экономикой, но и с гуманитарным измерением — медиа, образование, молодежь? Может ли это усилить "мягкую силу" Казахстана внутри ШОС?

– Я думаю, что то, на чем акцентировал внимание наш президент, — безопасность, транспорт, цифровизация, экология — это ключевые сферы сотрудничества в рамках ШОС. И здесь гуманитарный аспект является неотъемлемой частью комплексного подхода к региональному развитию. Акцент президента на гуманитарные измерения ШОС, такие как медиа, образование, молодежные программы, может значительно усилить "мягкую силу" Казахстана внутри организации. Эта стратегия основана на ряде конкурентных преимуществ нашей страны.

Во-первых, это мультикультурный характер казахстанского общества и опыт мирного сосуществования различных этнических и религиозных групп. Это делает Казахстан привлекательной моделью для других участников ШОС. Недаром именно у нас проводится Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Во-вторых, система образования Казахстана, которая сочетает в себе традиции разных стандартов. Она может служить своеобразным мостом для образовательного сотрудничества между различными системами. Например, китайская система более социалистического характера, в чем-то напоминающая советскую модель. Западная модель — другая. А в Казахстане удалось сформировать своеобразный симбиоз, и именно он может стать прочной основой для развития диалога.

В-третьих, активная молодежная дипломатия Казахстана. Она включает международные форумы, программы обмена и создает долгосрочную базу для укрепления связей с будущими лидерами стран-партнеров.

Кроме того, медиаинициативы Казахстана способны способствовать формированию позитивного образа страны и продвижению казахстанских подходов к решению региональных вопросов. Эта стратегия особенно эффективна на фоне растущей конкуренции между "жесткими" моделями влияния крупных держав.

Казахстан в данном случае предлагает мягкую альтернативу, основанную на культурном диалоге и взаимном обучении. Я думаю, что именно такая модель может найти широкую поддержку среди стран – участниц ШОС, которые стремятся одновременно сохранить суверенитет в принятии решений и участвовать в более глубокой региональной интеграции. В этом контексте акцент президента на гуманитарное измерение сотрудничества абсолютно оправдан и имеет большое значение.

Читайте по теме:

Токаев представил китайскому бизнесу инвестиционный потенциал Казахстана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться