Выступая на открытии Республиканского съезда педагогов, президент поздравил работников сферы образования с Днем учителя и поставил перед ними ряд задач, передает inbusiness.kz со ссылкой на Акорду.
Педагогическое сообщество продолжает неустанно трудиться во имя светлого будущего нашей страны и развития государства. От учителя зависит формирование личности и становление будущего специалиста, отметил Токаев.
Президент затронул ряд важных вопросов, касающихся сферы образования. Первый из них – необходимость повышать квалификацию учителей.
Школы испытывают серьезный дефицит кадров. Сегодня в стране не хватает 5 тысяч педагогов, и этот показатель только растет. В то же время каждый пятый выпускник педагогических специальностей не трудоустраивается по профессии. Вдобавок, только 23% учителей имеют высшую категорию, подчеркнул он.
"Все это требует кардинального обновления подходов к подготовке и повышению квалификации педагогов. Программы педагогических специальностей в вузах в значительной степени основаны на устаревших методиках, которые не учитывают современных реалий. Нужно пересмотреть и модернизировать учебные программы, включив в них новые подходы и технологии", – заявил президент.
По его мнению, важная роль отводится педагогической практике студентов старших курсов. Вузам необходимо теснее взаимодействовать со школами, чтобы будущие учителя глубже погружались в реальный образовательный процесс.
С каждым годом в стране растет количество высококвалифицированных педагогов, получивших магистерскую степень, сегодня их уже свыше 21 тысячи. Это профессионалы, которые способны интегрировать в обучение самые передовые методики. Они могут составить основной корпус будущих руководителей организаций образования нового типа. В целом предстоит обновить систему оценки и повышения квалификации педагогов.
"В то же время хочу подчеркнуть: профильному министерству следует прекратить давление на преподавателей путем частого изменения квалификационных требований. Разгулу чиновничьей фантазии нужно поставить заслон, преподаватели имеют право работать в спокойной, стабильной и предсказуемой атмосфере", – сказал Токаев.
Второе – дети должны получать современное передовое образование.
"Сегодня рынок труда стремительно меняется. Искусственный интеллект проникает во многие сферы. Этот процесс, безусловно, с каждым годом будет набирать обороты. Профессия, востребованная сегодня, завтра может оказаться ненужной. По прогнозам ученых, к 2050 году до половины нынешних профессий будут заменены цифровыми и техническими системами.
Поэтому наши граждане должны овладеть навыками, необходимыми в условиях нового времени. Это очень важная задача", – сказал глава государства.
Раньше говорили: "Диплом прокормит тебя всю жизнь". Сегодня же актуален принцип "получай образование всю жизнь". Сейчас для работодателей главное не диплом или сертификат, отметил Токаев.
"Они ценят прежде всего дисциплинированных и старательных молодых специалистов, открытых к новым знаниям, готовых адаптироваться к меняющимся реалиям. Иными словами, они обращают внимание на способности сотрудника, а не на бумажку в его руках.
Поэтому каждый человек должен постоянно учиться. Такое стремление к знаниям должно прививаться ребенку со школьной скамьи. Если мы хотим, чтобы наши дети стали грамотными специалистами, то прежде всего необходимо обеспечить высокое качество среднего образования", – подчеркнул он.
Третья задача – решение проблемы нехватки мест в школах.
"Человеческий капитал – это главное богатство. Численность нашего населения уже приближается к 20 миллионам человек. Ежегодно в стране рождается более 400 тысяч детей. Соответственно, растет число детей, посещающих школу. Ожидается, что общее количество учащихся увеличится в два раза.
В ближайшие три года более 1 миллиона подростков станут студентами. Это, конечно, радует. Тем не менее темпы демографического роста являются серьезным вызовом для системы образования. Нехватка школ уже сегодня стала одной из наиболее актуальных проблем.
За годы независимости в стране было построено около 2300 школ. В результате удалось избавиться от четырехсменной системы образования. Однако трехсменная система обучения имеет место и сейчас. Техническое оснащение многих школ устарело. Все эти проблемы требуют системного решения", – сказал Токаев.
Президент напомнил, что по его инициативе в стране реализуется проект "Комфортная школа". В течение двух лет во всех регионах, в том числе в сельской местности, будут построены сотни учебных заведений. Благодаря этому мы навсегда избавимся от трехсменного обучения, считает он.
"На недавней встрече с предпринимателями я поднял вопрос о необходимости строительства школ в качестве благотворительной помощи. Это вопрос гражданской ответственности. Я думаю, что наши предприниматели будут активно участвовать в этой работе.
Кроме того, незаконные доходы лиц, привлеченных к ответственности за коррупцию, идут на строительство школ. Уже построено 13 школ. До конца года будет построено еще 33 школы. Уровень образования в новых школах должен быть высоким", – подчеркнул глава Казахстана.
Четвертое – школа должна стать самым безопасным местом.
Дети в школе должны чувствовать себя комфортно. Недопустимо, чтобы в школу заходили посторонние лица. Поэтому во всех образовательных учреждениях будут установлены системы сигнализации и видеонаблюдения.
"Недавно в одной из столичных школ произошел инцидент, когда учащийся получил серьезные травмы. Это говорит о том, что условия и требования безопасности в учебных заведениях не соблюдаются. Не соответствуют требованиям многие старые школы, построенные много лет назад.
Министерство и акиматы должны провести полную проверку безопасности учебных заведений. При проектировании новых школ должны быть учтены все имеющиеся недостатки", – сказал Токаев.
Он также заявил, что необходимо навсегда искоренить буллинг, который наносит непоправимый ущерб душевному состоянию и здоровью детей и подростков, оказывает негативное влияние на процесс обучения, влечет за собой отстраненность от социальной среды и ментальные нарушения. Государство должно обеспечить защиту прав и безопасность ребенка, подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
"В последнее время я получаю письма-обращения родителей пострадавших детей. Откровенно говоря, читать такие письма нелегко, душа болит за детей, ставших жертвами криминальной психологии подростков и равнодушия некоторых педагогов.
Я поручил администрации президента взять на особый контроль все такие случаи, чтобы по закону наказывать преступников – другого слова для этих людей найти не могу.
Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура должны, наконец, исполнить возложенные на них обязанности в части, касающейся безопасности детей. Омбудсмен по правам детей должна фиксировать все подобные случаи и докладывать мне. Будем принимать самые жесткие меры", – заявил президент.
По-другому разгул насильников в школах не остановить, нужно искоренить такое постыдное явление, как распространение криминальной психологии в школах, добавил он. Поэтому на данное совещание он пригласил первого заместителя министра внутренних дел и первого заместителя генерального прокурора.
"Я поручил ужесточить наказание лиц, совершивших насилие над несовершеннолетними. Эта инициатива скоро будет реализована.
В первую очередь, родители должны уделять достаточное внимание тому, чтобы ребенок не подвергался психологическому давлению. Если же произошел инцидент, то служба медиации в школе должна предупредить учителя и родителей, а также совместно с профессиональными медиаторами оказать ребенку максимальную помощь", – отметил Токаев.
"Мое обращение ко всем родителям: не поощряйте своих детей к проявлению насилия, нарушению общепринятого порядка, и тем более не защищайте их перед учителями. Попустительство в отношении подобных поступков из-за любви к своим детям может обернуться большой трагедией для них в будущем.
Лучше сейчас принять профилактические меры к нарушителям школьной дисциплины, чтобы в дальнейшем они не вошли в противоречие с законом", – подчеркнул он.
Пятая актуальная задача – устранить неравенство качества образования в городских и сельских школах.
Всем известно, что сельские дети имеют ограниченные возможности при получении образования. Причиной тому является нехватка квалифицированных педагогов и необходимого оборудования. Половина сельских образовательных учреждений – это компактные школы, которые не укомплектованы профильными специалистами.
Все эти проблемы накапливались годами, отметил президент. Многие из них связаны с массовым переездом населения в город.
По его словам, важно развивать сельские школы как интеллектуальные и общественные центры. Школа в селе исполняет целый ряд социальных функций. Здесь проходят общественные собрания, культурные мероприятия, спортивные состязания.
Иными словами, сельская школа служит делу объединения местных жителей.
"В этой связи на предпринимателей возлагается большая ответственность. Сейчас в рамках государственно-частного партнерства начата работа по модернизации сельских школ. При таком подходе необходимо в течение трех лет полностью оснастить не менее тысячи сельских школ необходимым оборудованием", – сказал глава государства.
Особое внимание следует уделить вопросам развития в сельских школах библиотек, где следует предусмотреть все необходимое для детей. Литература должна быть одинаково доступной для городских и сельских школьников, продолжил он. Чтобы дать детям равные возможности, качество образования должно одинаково повышаться во всех регионах. Независимо от семейного положения, среды, в которой вырос, все дети имеют право на качественное образование.
Шестое: важно ускорить темпы цифровизации образовательного процесса.
"В Казахстане имеются действительно сильные школы, которые могут конкурировать с авторитетными учебными заведениями во всем мире. Однако в них обучается только сотая доля наших детей.
А цифровые решения позволяют быстро и эффективно масштабировать передовой педагогический опыт. С их помощью даже школьников в самых отдаленных районах можно обеспечить материалами и уроками от лучших учителей страны и мира.
Поэтому крайне важно решить проблемы с доступом к скоростному интернету во всех селах нашей страны. Это срочная задача, стоящая перед правительством", – подчеркнул Токаев.
Он заявил, что обеспечение сельских школ скоростным Интернетом – ответственность как министерства цифрового развития, так и акимов регионов, и пообещал проверить исполнение этого поручения через полгода.
"В целом нам предстоит масштабная цифровая трансформация системы образования, чтобы вывести ее на качественно новый уровень. В первую очередь, нужно до 2027 года провести скоростной интернет во все школы, где его еще нет. При этом в каждой из них должна быть развернута соответствующая локальная сеть.
Решению этой насущной задачи будет способствовать национальный проект "Доступный Интернет". Вместе с тем нужно обеспечить всех школьников доступом к продвинутым цифровым платформам с качественным обучающим контентом, в том числе электронными учебниками. Все материалы при этом должны пройти тщательную отраслевую экспертизу", – сказал Токаев.
В связи с этим президент обратился и к благотворителям: нужно помочь, в первую очередь, сельским школам.
"Немаловажно обучить педагогов основным цифровым компетенциям. Каждый учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и ориентироваться в современных технологиях, которые открывают широкие горизонты возможностей
Использование цифровых решений в учебном процессе – это уже норма. Необходимо активнее внедрять дистанционное обучение. Сочетание традиционного и онлайн форматов развивает у детей навыки самостоятельного поиска информации, сохраняя при этом возможности для их социализации в школе.
Дистанционное обучение успешно применяется во многих странах. Мы тоже имели такой опыт в период пандемии. Для дальнейшего развития онлайн-обучения нам необходимо заложить соответствующую правовую основу", – отметил глава государства.
Седьмое, по его словам, наряду с качественным образованием необходимо и нравственное воспитание учащихся.
"Ответственные граждане – опора государства. Этот принцип должен стать основой формирования новой общественной этики в стране. В народе говорят: "Ұстазы жақсының ұстанымы жақсы" ("Если у тебя хороший наставник, то и жизненные принципы будут верными"). Поэтому важно, чтобы школы стали центрами, где дети будут постигать моральные принципы и общечеловеческие ценности.
Справедливость, ответственность, трудолюбие, образованность, патриотичность и милосердие. Именно к обладанию этими качествами должна стремиться молодежь, потому что в этом и заключается новое качество нации", – отметил Токаев.
Президент добавил, что в вопросе воспитания следует также опираться на базовые установки отечественной педагогики. Подрастающему поколению нужно прививать любовь к казахским традициям и ценностям. Он также отметил, что народ Казахстана всегда проявлял истинное уважение к старшим, почитание к младшим, чтил такие качества, как достоинство, честь, чувство долга. Традиционная культура играет огромную роль в воспитании молодежи. Необходимо с раннего возраста приучать детей к трудолюбию, чтобы сформировать у них уважение к труду, разъяснять важность ответственного отношения к своей работе, активности и целеустремленности в жизни.
"Хочу остановиться еще на одной обсуждаемой проблеме. Согласно Конституции, Казахстан – светское государство. Этот принцип должен строго соблюдаться во всех сферах, в том числе и в образовательной.
Нужно всегда помнить, что школа – это, прежде всего, образовательное заведение, куда дети приходят получать знания. Тогда как религиозные убеждения – это выбор и частное дело каждого гражданина. Свобода вероисповедания в нашей стране гарантируется законом. Думаю, будет правильным, если ребенок сделает свой выбор, когда уже подрастет, и у него сформируется собственное мировоззрение. Самое главное, воспитать поколение, обладающее открытым мировоззрением, ясным сознанием, верное традициям.
Содержание слова "светскость" очень глубокое. Говоря о мировоззрении нашего народа, можно охарактеризовать светскость как прагматизм, приверженность здоровому образу жизни, почитание нашей традиционной религии, сохранение национального сознания", – добавил президент.
Завершая выступление, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что сфере образования предстоит реализовать масштабную задачу – сформировать новое качества нации. Каждый ребенок должен получить качественное школьное образование, стать достойным человеком и ответственным гражданином. Для достижения этой важнейшей цели нам всем нужно неустанно трудиться.
"Великий Абай сказал: "Ұстаздық еткен жалықпас, үйретуден балаға" ("Учитель никогда не должен уставать учить детей"). Уверен, вы с честью выполняете свою почетную миссию.
Государство всегда будет уделять приоритетное внимание повышению статуса педагога, укреплению его авторитета в обществе", – резюмировал Токаев.
Читайте по теме:
В Казахстане предложили ввести штрафы за буллинг