Трагедия в Казани: Как защитить наших детей?

2662

Стрельба в казанской школе и гибель детей болью отозвались в сердцах казахстанцев.

Трагедия в Казани: Как защитить наших детей?

Чрезвычайная ситуация в Татарстане вскрыла целый ряд проблем и вопросов: почему с виду тихий и спокойный человек взял оружие и направился в школу? Как должны вести себя дети в подобных экстренных ситуациях? И как обеспечить их безопасность в учреждениях образования Казахстана?

Об этом шла речь в прямом эфире, организованном Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК под модераторством председателя Лаззат Рамазановой. В онлайн-студии – представители министерства образования и науки, МВД, психологи и общественники.

По данным вице-министра образования и науки Шолпан Кариновой, сегодня все школы в Казахстане оснащены камерами видеонаблюдения. После событий в Татарстане в ведомстве провели совещание с областными управлениями, где поручили проверить работу видеосистем.

Видеонаблюдением, к слову, обеспечены все 129 высших учебных заведений, 780 – среднеспециальных, а также более 7 тысяч школ и 10,5 тысячи детских садов. По словам зампредседателя комитета административной полиции МВД Алексея Милюка, 798 систем в школах подключены к центрам оперативного управления полиции. Под охраной частных охранных организаций находится 761 объект дошкольного и школьного образования. При этом пультами централизованного наблюдения с подключением к тревожным кнопкам оборудованы 1017 школ, а турникетами – 333 школы.

"Если говорить о ситуации в Казани, то в школе сработала тревожная сигнализация. Учителя закрыли все кабинеты, дети расположились вдоль стен. Один класс не был закрыт, туда и вошел стрелок. Если бы механизм профилактики не сработал, то жертв было бы намного больше", – говорит Алексей Милюк.  

Он также отметил, что с учетом трагедии в Казани МВД Казахстана совместно с минобразования готовы пересмотреть практику видеонаблюдения в школах. В случае необходимости – внести коррективы.

Своим мнением поделилась руководитель Центра детской безопасности "АНГЕЛ" Зарина Джумагулова. Центр обучает тому, как правильно реагировать детям и взрослым в случаях опасности и различных угроз. Сейчас проект реализуется в Карагандинской области.    

"Если началась стрельба, то детям необходимо прятаться под парты. На это обычно уходит от 7 до 10 секунд. Но это слишком много! На занятиях нам удается сократить время до 2-3 секунд. Если же речь идет об эвакуации, то мы обучаем, чтобы не было давки, чтобы никто не получил травм. Есть отдельные правила поведения при захвате заложников, когда важно не навлечь на себя огонь. Одним словом, обучаем целому комплексу практических мер, которые могут спасти жизнь детям", – говорит она.

Глава Нацкомиссии Лаззат Рамазанова пообещала оказать поддержку проекту, чтобы он получил распространение во всех регионах Казахстана.

После трагедии в Казани эксперты акцентировали внимание также и на том, кто охраняет казахстанские школы. В основном это вахтеры – люди пенсионного возраста, без соответствующих компетенций. Вопрос профессиональной охраны упирается в деньги, говорит президент Ассоциации охранных организаций Казахстана Анатолий Калинин.  

"Если в одних школах есть профессиональная охрана, то в других вся надежда только на вахтеров и сторожей", – констатирует он. – Профессиональные охранники наделены правами наравне с сотрудниками полиции. Они могут задерживать нарушителей, применять спецсредства. У вахтеров же подобных прав нет. Профессиональный охранник обязан пройти подготовку и каждый год повышать свою квалификацию, знать приемы рукопашного боя", – говорит он.

По мнению эксперта, для обеспечения безопасности нужна системная работа. Такого же мнения и член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Асия Хайруллина. Она отметила проблему буллинга в школе, жестокости среди подростков. По ее мнению, одного психолога в школе недостаточно, должна быть мобильная команда.  

"Мы часто перекладываем всю ответственность на школу. На самом деле решающий фактор – это родительское взаимодействие со школой, общественное участие. Мы должны знать, что происходит с нашими детьми в стенах школы", – говорит она.

Психолог Гульжан Вероцкая считает, что в школах необходимо повышать уровень психологической службы до уровня медицинской. Необходимо наладить систему профилактических бесед, как с детьми, так и с родителями.

"Человек, который совершил преступление в Казани, нуждался в лечении. Высказывание "Я бог" говорит о психологическом отклонении. Если в школах будет налажена система профилактических бесед как с детьми, так и с родителями, многие проблемы можно будет предотвращать", – говорит Гульжан Вероцкая.

Также эксперт прокомментировала вопрос контроля за детьми в социальных сетях.

"В онлайн-мире у многих подростков больше возможностей быть услышанными", – говорит Гульжан Вероцкая. – Если родители замечают изменения в поведении ребенка, они вправе отслеживать его действия в социальных сетях, поскольку несут ответственность. Есть ситуации, когда необходимо переходить личные границы".

Примерами обеспечения безопасности в американских школах поделился председатель РОО "Союз отцов" Максутбек Айтмаганбет. В США, как известно, зарегистрировано несколько случаев стрельбы в учебных заведениях. Опыта по безопасности и усилению контроля над доступом к Интернету и жестоким играм у них больше. В этой связи спикер предлагает внедрить "детские сим-карты" сотовой связи с запретом доступа к вредному контенту. Также ему импонирует, как перед приемом в школу в США и родителей, и детей сначала обучают вопросам безопасности.   

"На входе в школу учащихся встречает директор и психолог. Психолог за несколько секунд может определить, в каком настроении пришел ребенок и его родители. Также следует отметить, что в США в основном все школы малоэтажные, а кабинетные двери прочные, что говорит о налаженной системе безопасности", – заявил Максутбек Айтмаганбет.

Резюмируя беседу, председатель Национальной комиссии Лаззат Рамазанова подчеркнула, что безопасность детей в учебных заведениях должна обеспечиваться комплексно и постоянно.

"Ни одна пропускная система в школе не убережет ребенка от агрессии. В то же время любые воспитательные меры сведутся на нет без должного контроля со стороны взрослых и со стороны компетентных органов. Государству необходимо разработать системные меры предупреждения подобных ЧП. Причем обеспечивать безопасность детей нужно всегда, а не после того, как происходят страшные, непоправимые трагедии. Их можно избежать, и это в наших силах", – подвела итог эфира Лаззат Рамазанова.

Айгуль Тулекбаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться