"По поводу цифровизации у меня есть анекдот, подслушанный на Петербургском форуме. Жена спрашивает мужа, почему он, приходя домой, разговаривает шепотом. На что тот отвечает: чтобы Цукерберг не подслушал. Жена засмеялась. И "Алиса" засмеялась. И Siri тоже засмеялся", – так СЕО RBK.money Денис Бурлаков, выступая в роли модератора, открыл дискуссию о цифровых трендах во время II Международного ПЛАС-Форума "ФинТех без границ. Цифровая Евразия", – сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Своим видением трендов, вызовов и перспектив развития финтеха поделился первый заместитель председателя правления Halyk Bank Антон Мусин. Он говорил о Казахстане и Узбекистане – рынках, где присутствует банк ("дочка" в Узбекистане – Tenge Bank).
"Казахстан уже довольно продвинутая с точки зрения финансовых технологий страна. Существует онлайн-онбординг (процесс знакомства пользователя с продуктом. – Ред.), цифровое кредитование, очень сильно развиты, и это видно по цифрам, платежи и переводы. Все это происходит в онлайн-каналах. Цифры растут десятками процентов от года к году. То есть уровень цифровизации очень высокий", – рассказал банкир.
По его словам, банки и финансовые игроки сейчас активно развивают так называемые lifestyle-сервисы. На рынке есть яркие примеры развитых маркетплейсов, сервисов по продаже авиабилетов и т. д.
Вызовы как точки роста
Перечисленные технологии доступны уже сейчас. Возникает вопрос – куда сектор двинется дальше. Ответ на него, по мнению Антона Мусина, связан с вызовами, которые есть на рынке, именно они подталкивают финансовых игроков развивать технологическую повестку.
Очевидный вызов – ситуация с пандемией. Банки так или иначе ориентируются на нее и продолжают переводить свои сервисы в онлайн, поскольку тема локдаунов и карантинных ограничений остается актуальной.
"Еще один вызов, возможно, специфичный для Казахстана: у нас наблюдается определенный перекос по некоторым видам сервисов. Например, есть доминирование части игроков по р2р-переводам. Это, на мой взгляд, в определенной степени тормозит развитие рынка в целом", – делится мнением зампред правления банка.
На его взгляд, есть еще один вызов, он основан на тренде последних лет. Это перегруженность физических лиц кредитами.
"Думаю, сейчас развитие бизнес-моделей банков, продажа финансовых, кредитных цифровых продуктов будет упираться в закредитованность населения. Следствие такой ситуации с кредитами – некоторые сегменты населения выпадают из финансовой жизни, они переходят обратно в наличные, опасаются пользоваться стандартными банковскими продуктами. Это большая проблема и один из вызовов сегодня", – рассказал спикер.
Узбекистан, привлекательный и сложный
Говоря о соседней стране, Антон Мусин отметил, что ситуация на этом рынке другая. Рынок "бумит" несколько лет, экономика страны растет.
"Но при этом пока, к сожалению, уровень развития финансовых услуг там невысокий. И уровень жизни в целом невысокий: чеки маленькие, возможности копить нет и т. д. И при этом конкуренция высокая", – говорит собеседник.
Сейчас большое количество игроков пытаются зайти в Узбекистан со своими продуктами, в будущем конкуренция только усилится. Однако банки и финансовые игроки, предлагая свои технологические услуги на этом рынке, рискуют "упереться" в недостаточно развитую инфраструктуру – в первую очередь телекоммуникационную, но и в страновую тоже.
"Уверен, что международным платежным системам удастся там развиваться. Видно, что они прилагают к этому определенные усилия. Банки хотят зайти туда на существующих технологиях международных платежных систем. Возможно, вакуум, который возник в Узбекистане, международные платежные системы как раз и хотят заполнить", – делится мнением спикер.
Что ждет рынок Казахстана в будущем
В ближайшие два-три года в Казахстане продолжится глубокая интеграция финансовых игроков с государственными сервисами.
"Это направление, в принципе, уже сейчас хорошо развито. Много государственных сервисов предоставляется онлайн. Мы, как банк, очень много госсервисов интегрируем в свои услуги, и их будет еще больше", – продолжает Антон Мусин.
По его словам, часть населения становится unbanked. Это люди, которые раньше пользовались финансовыми продуктами, но теперь отказываются это делать как раз по причине закредитованности.
Причем количество таких людей растет. Спикер считает, что будет попытка закрыть нужды этого сегмента через финансовые продукты. Причем как регулярные игроки, так и, возможно, дисрапторы попробуют в этот закредитованный рынок заходить.
"Я уверен, что будет попытка перевернуть ситуацию доминирования, которая сейчас существует на рынке платежей и переводов, в первую очередь переводов. Есть усилия регулятора, очень существенные, есть усилия других игроков на рынке, чтобы сделать ситуацию конкурентной", – отмечает банкир.
Многие игроки сейчас пытаются повторить успех нефинансовых сервисов, строят маркетплейсы.
"Сделать это пытается не один банк. Что будет через три-пять лет? Скорее всего, несколько игроков – три-четыре, максимум пять – установят равновесие, и это будет конкурентный рынок", – говорит Антон Мусин.
На его взгляд, мы увидим попытку финансовых игроков заходить в нефинансовые сервисы. "Банки будут искать в своих бизнес-моделях выход за пределы чисто финансовых услуг и будут пытаться искать там маржинальность. Сейчас ее нет. Если мы говорим о продаже нефинансовых услуг, то любой банк сталкивается с тем, что это убыточно", – поясняет собеседник.
По какому сценарию пойдут экосистемы
"Если мы говорим про рынок Казахстана и lifestyle-сервисы, то есть тенденция в том числе на приобретение игроков, на партнерство в существующих lifestyle-экосистемах. В Узбекистане, я почти уверен, игроки будут строить эти сервисы заново, потому что там вакуум, нет цифровых экосистем, куда банки могли бы встроиться", – говорит Антон Мусин.
"Центральная Азия и Казахстан ориентируются на опыт России, а там формируются экосистемы двух типов. Первый – когда банк, особенно крупный, формирует вокруг себя экосистему нефинансовых сервисов, выступает в роли платежного, расчетного органа и является доминирующим центром этой системы. Второй – когда крупная нефинансовая цифровая компания формирует вокруг себя экосистему нефинансовых сервисов и приобретает либо строит внутри себя банк, который также будет расчетным центром (или не центром) этой экосистемы. Какую роль банк будет играть в экосистемах будущего?" – задал вопрос модератор.
Отвечая на него, Антон Мусин предположил, что в Казахстане в перспективе пяти, может быть, даже десяти лет будут развиваться экосистемы обоих типов.
"В Казахстане специфическая ситуация, отличная от России. Думаю, некоторые ниши у нас заняты. Многие финансовые игроки ведь не пытаются заходить сюда со своими продуктами, потому что понимают, что ниши уже заняты. У банков, думаю, есть большое поле для "выращивания" нефинансовых услуг. Основная угроза в моменте исходит от крупных игроков, которые ищут рынки, региональных игроков. Например, есть крупные российские маркетплейсы, которые в этом году зашли на рынок. Будут ли они здесь открывать свои банки? Думаю, в перспективе пяти лет такие региональные экосистемные игроки попытаются отобрать долю рынка, но при этом будут искать партнеров среди банков для предоставления финансовых услуг", – поделился мнением банкир.
Добавим, что участники дискуссии на форуме говорили о последних трендах развития финтеха в Казахстане и в Центральной Азии, развитии трансграничных переводов и расчетов в национальных валютах стран ЕАЭС и как построить из банка платежную экосистему.
Валерия Исакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!