В каком направлении будет двигаться цифровизация в Казахстане, обсудили на коллегии министерства информации и коммуникаций. В том, что цифровые технологии – это уже не будущее, а реальность сегодняшнего дня, сомнений давно не осталось даже у самых рьяных скептиков. Поэтому сейчас необходимо решать возникающие в процессе оцифровки проблемы и четко понимать, в каком направлении двигаться.
Общий тон задал заместитель премьер-министра Аскар Жумагалиев, в самом начале своего выступления подчеркнувший: "Без умных людей нам очень сложно будет реализовать программу". Развивать интерес к технологиям решено с самого детства: "в начальных классах будут программирование, IT-навыки для детей внедряться. Да, сегодня учебная программа в целом будет несколько видоизменяться".
Для программ обучения в вузах будет применяться другой подход. Г-н Жумагалиев напомнил, что сегодня вузы получают академическую свободу и будут вправе самостоятельно выстраивать программы обучения.
"Непосредственно промышленники, IТ-сообщество может формировать эти учебные программы. И здесь необходимо приложить максимум усилий, чтобы, обучившись, студенты приходили к вам же на производство готовыми специалистами. И это уже не есть работа только образовательных учреждений, это уже и работа непосредственно предприятий, непосредственно специалистов", – сказал он.
Министерство информации и коммуникаций, впрочем, тоже не останется в стороне. Глава ведомства Даурен Абаев отметил, что сегодня у рынка телекоммуникаций в Казахстане очень высокий потенциал роста. По данным Всемирного экономического форума, Казахстан по количеству пользователей Интернетом в 2017 году занял 36-е место из 137 стран, поднявшись на пять позиций. Количество интернет-пользователей в 2017 году составило 77% населения, что на 4% больше, чем в 2016 году.
По состоянию на конец 2017 года сетью высокоскоростного Интернета стандарта 4G охвачены все населенные пункты численностью населения от 50 тысяч, а также все районные центры.
Стоит задача решить вопрос с качеством связи в отдаленных населенных пунктах страны. В этом должен помочь проект, к реализации которого министерство приступит в 2018 году: строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах Республики Казахстан.
"Данный проект будет реализован до 2020 года и охватит 1249 сельских населенных пунктов. Это один из наиболее социально значимых начинаний министерства. Во-первых, он создаст базис для цифровизации сельского хозяйства. Во-вторых, сократит необходимость поездок сельчан в районные центры для получения госуслуг, покупки билетов и так далее. В-третьих, позволит сократить разрыв между сельскими и городскими школами в части доступа к новым знаниям, литературе, онлайн-лекциям и так далее. В-четвертых, позволит приобщить сельские акиматы к системе ведения онлайн-документации. Не говоря уже о получении онлайн-консультаций сельскими фельдшерами в случае экстренных ситуаций и возможностей для ведения электронной торговли", – перечислил министр преимущества.
Фактически, подчеркнул он, уже сейчас реализация разработанной министерством госпрограммы "Цифровой Казахстан" вступает в активную фазу. Прямой эффект от цифровизации экономики к 2025 году позволит создать добавочную стоимость ориентировочно на два триллиона тенге, обеспечив возврат от государственных и частных инвестиций в пятикратном размере.
Министерство для работы определило пять ключевых направлений: активное внедрение цифровых технологий в отраслях экономики; цифровизация госуслуг; развитие высокоскоростного Интернета по всей стране; обучение граждан и бизнеса цифровым навыкам; создание условий для развития инноваций, в том числе поддержка стартапов и технологического предпринимательства. Результат уже текущего года должен выразиться во вполне конкретных цифрах. Так, доля пользователей Интернетом должна вырасти до 78%, доля местного содержания в IT-услугах – до 26%. При этом в стране должно появиться не меньше 200 стартап-компаний, поддерживаемых технопарками.
Продолжится и оцифровка государственных услуг. На сегодняшний день через портал электронного правительства предоставляется 761 услуга и сервис. Всего же в онлайн-режиме населению за год предоставлено более 34 миллионов услуг. Через госкорпорацию доступна 621 услуга, или более 83% от общего перечня всех госуслуг. За год госкорпорацией оказано свыше 38 миллионов услуг.
В 2017 году в этой сфере были внедрены такие новшества, как возможность получения через портал электронного правительства 30 госуслуг без использования ЭЦП посредством одноразового пароля. Например, для получения адресной справки уже не обязательно наличие ЭЦП. Также осуществлен запуск проактивной услуги по рождению ребенка, то есть государство, не дожидаясь заявления, предоставляет услуги по получению свидетельства о рождении, пособий, постановке на очередь в детсад. С начала 2018 года справки могут получать третьи лица, например госорганы, при условии получения подтверждения от гражданина. А в Астане запущен Digital-ЦОН, работа которого полностью автоматизирована, то есть услуги можно получить без участия операторов.
В 2018 году эта работа продолжится, при этом основной упор будет сделан на реализацию принципа Digital by default, предусматривающего планирование и последующее оказание госуслуг исключительно в электронной форме. Также в текущем году будет активно внедряться проект Paper free, или "Услуги без справок", когда для получения услуги одного госоргана гражданам не придется запрашивать справки у другого госоргана.
Кроме того, необходимо продолжить работу по полному охвату областных центров работой специализированных ЦОНов по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений. Так, в текущем году планируется открыть спецЦОНы в Уральске и Атырау.
Ирина Севостьянова