Учителю необходимо профессиональное эго

3940

Казахстанская школа прошла многоэтапное реформирование, не всегда поддерживаемое обществом и самими педагогами. Методом проб и ошибок выбран свой путь образования.  

Учителю необходимо профессиональное эго Фото: freepik

О новшествах, проблемах школы и ее будущем и пойдет разговор inbusiness.kz с вице-президентом Национальной академии образования имени Алтынсарина Русланом Каратбановым, который сам прошел все этапы становления современной школы.

 

– Руслан Адилханович, начнем с нынешних методов и подходы к обучению и воспитанию школьников, какие из них остаются наиболее эффективными для современных учителей в Казахстане?

– Мы убеждены в том, что эффективно обучается ребенок только тогда, когда он обучается через действия, практику, и этот подход называется конструктивистским. Его основоположником является великий советский ученый Лев Выготский (советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию – авт.). Эта идея стала основополагающей в наших подходах, стандартах. Речь идет о том, что нынешнее обучение строится иначе, чем десять лет назад, когда было достаточно прочитать и пересказать. Сегодня учитель задает цель ученикам. Например, если это география, то мы должны изучить демографическую ситуацию, это значит, что ребенок знакомится с новым понятием, анализирует статистические данные, по формуле определяет коэффициенты, выводит общую картину и предлагает решения. И ученик находится в постоянном поиске ответов на поставленные вопросы. В результате знания становятся глубже, а главное – прочнее.

– Новый подход предполагает, что и учитель должен постоянно обучаться, открывать что-то новое для себя, как говорится, быть в тонусе.

– Да, в период подготовки учителя к уроку он шире смотрит на предлагаемую тему, он прогнозирует возможность каждого из своих учеников по усвоению данного материала, поэтому готовит дополнительные материалы для более слабых, чтобы они не потерялись в этом потоке информации. Поэтому - да, учитель должен быть постоянно в тонусе.

– Насколько обычная средняя школа готова к таким переменам?

– Дети в этом возрасте очень активны, восприимчивы, им хочется действий, "экшенов", поэтому увлечь их несложно. Главное – продумать задания, как с точки зрения предмета, так и со стороны активности и мотивированности учеников. Сегодня множество методик, дидактических решений, думаю, каждый педагог может найти свое. Главное, преодолеть тот культурный паттерн, в котором мы живем. Думаю, это несложно, нужна лишь мотивация со стороны педагога, какое-то профессиональное эго, которое не даст тебе цепляться за прошлое.

– Какую роль во всем этом играют родители и общество? Наверное, они не должны устраняться?

– Да, это хороший вопрос. Родители, как показывает мировая практика, должны быть вовлечены в этот процесс, чтобы помочь ребенку, чтобы он достигал поставленных программой школы целей. И тут очень важно, чтобы современные родители понимали, чего хочет от детей нынешнее образование. Дети, рожденные в нынешнем веке, отличаются от тех, кто был рожден в прошлом, ХХ веке. Сегодня мир стал открытым, конкуренция сильнее, и теперь обычной суммы знаний по тому или иному предмету недостаточно. Необходимы ключевые навыки soft skills. Но если по каждому их них создавать свой предмет, то места и времени учебной программе просто не хватит. Поэтому сегодня ключевые навыки встраиваются в тот или иной предмет. Например, при изучении русского языка можно попутно осваивать компьютерное приложение. Очень важно, чтобы ребенок научился коммуницировать, для этого применяется парная и групповая работа. И родители должны понимать, для чего все это делается, и тут роль школы - донести до них новые преобразования, которые касаются изменений в обществе. Надо понимать, что те шаблоны, по которым учили нас, уже недостаточны для наших детей.

– Говоря о встроенности в предмет других навыков, как я понимаю, речь идет STEM-образовании?

– Да, это модель, объединяющая инженерию и естественные науки в единую систему. Специалисты, получившие такое образование, умеют рассматривать проблему в целом, а не в контексте какой-то одной технологии или области науки. Старая школьная программа, основанная на предметах, уже не закрывает потребности современного ученика. Физика, история, биология и другие науки не пересекались между собой, отсюда обрывочные данные. Теперь же создаются логические связи между дисциплинами. Уже сейчас в школах реализуются проекты по гидропонике – выращивают овощи и фрукты в теплицах, делают поделки в рамках социального предпринимательства и затем продают их на благотворительных ярмарках.

–  Как я понимаю, это направление пошло в обычные школы из НИШ?

– Да, там его апробировали, выстроили систему и затем отправили в "свободное плавание". Какие-то школы сразу идею подхватили, в других – только начинают. В целом само учительство готово это внедрить, потому что осознает острую потребность. И в этом плане необходима родительская поддержка данного направления.

– Каким образом нынешняя школа содействует развитию лидерских качеств учащихся?

– Прежде всего, дается установка, что лидер – это человек, способный повести за собой других. И это способствует развитию коммуникативных навыков у детей. Ведь тебе надо уметь убедить своих товарищей, уметь донести свою идею, учиться отстаивать свои убеждения. При этом говорим, что лидерство – это не управление людьми, а умение поделиться своими знаниями в той или иной сфере.

– Руслан Адилханович, все это хорошо, но насколько эти идея, новшества доступны для сельских, отдаленных школ? Вы ведь сами учились когда-то в такой.

– Да, сельские учителя не столь избалованы тренингами и обучением, возможно, в чем-то им непросто. Но хочу заметить, что предлагаемых программах есть такое понятие, как цель обучения, которая сформулирована для ученика. Цель спроектирована без привязки к оборудованию, инструментам, образовательной экосистеме. Их наличие усиливает обучение, но их отсутствие не является фатальной обреченностью. Все глаголы в программе посильны всем ученикам. Каждого можно научить продемонстрировать то, что понял, применить знания в деле, анализировать, оценить, создать. Это глаголы мыслительных операций. А мышление нужно развивать всем детям и города и слеа. Например, если это история, то доказать аргументированно какую-то тему и принимать участие в дискуссиях. Важно следовать прописанным в программах глаголам. Если сказано – убедить, то ученик должен это сделать. Конечно, у городских школ больше возможностей, но для тех школ, которые уязвимы с географической точки зрения, учебная программа дает все необходимое для современного подхода к обучению. Да, я сам учился в одной из таких школ, думаю, нас хорошо учили.

– Какая мотивация должна быть у современного учителя, чтобы следовать всем современным тенденциям? Это огромный объем работы.

– Да, это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Если заходить издалека, то государство создало сегодня условия для учителей: растущая зарплата, школы оснащаются хорошим оборудованием, и слабый интернет не должен служить оправданием. Сколько поколений без него училось. Хорошему учителю порой достаточно обычного мела и доски. Что должно мотивировать? Лично меня – профессиональное эго. Если назвался учителем, то будь добр делать уроки интересными, а главное – полезными. Ну и, конечно, внешняя оценка твой работы через учеников.

– Можем говорить о том, что учителя подвергаются буллингу со стороны общества, родителей?

– Да, такое понятие есть, и оно появилось в 90-х годах и, к сожалению, нарастает, но это не только проблема Казахстана. Увы, это мировой тренд. Дистанцироваться от этого поможет понимание того, что не все родители такие. Хештег "яжемать" –это дети, чьи родители пережили непростые 90-е и старались баловать своих детей. И когда те сами стали родителями, то стали демонстрировать гиперопеку по отношению к своих детям. Думаю, учителя не должны быть пассивными созерцателями данного явления, а умело, этично противостоять ему, в рамках правового поля. Методов много.

– Какой вы видите казахстанскую школу лет через пять?

– Произошедшие реформирования школы привели к тому, что учителя сегодня понимают, чему и как обучать. И теперь на это понимание необходимо наложить сильные инструменты воспитания. Через пять лет должно появиться поколение школьников, у которых будут единые ценности, взгляд на жизнь. Во всяком случае, будем к этому стремиться.

Фото: Изображение от Freepik

Читайте по теме:

Токаев: Следует прекратить давление на преподавателей

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться