Ежегодно с началом дорожно-ремонтных работ в стране возникает проблема с битумом. Кроме того, резко увеличивается и цена на него. На сегодня потребность в данном сырье обеспечивают четыре крупных производителя: Павлодарский нефтехимический завод, завод в Актау, Шымкенте и Алматинской области с суммарным объемом в идеале 1 млн тонн при потребности 1,1 млн тонн. Из них в республиканскую сеть необходимо 600 тыс. тонн, местная потребляет до 500 тыс. тонн битума. О причинах извечного дефицита, роста цены и путях выхода из дорожного аврала шел разговор на прошедшем недавно круглом столе в мажилисе парламента, сообщает inbusiness.kz.
Эх, дороги…
Спрос на битум связан с реализацией госпрограммы "Нурлы жол", в рамках которой с 2020 по 2025 год планируется реконструировать около 48 тыс. километров дорог, как республиканского, так и местного значения. Основные работы на дорогах страны начинаются в апреле, на юге – на месяц раньше. Поэтому в зимний период спроса на битум нет. Хотя заводы страны производят его ежемесячно, у них возникает проблема с затовариванием. Именно такая имеется на сегодня на Павлодарском нефтехимическом заводе, о чем сообщил вице-министр энергетики РК Асет Магауов. Дорожники и рады бы его закупить, но у них нет в зимний период на это финансирования и у многих нет хранилищ.
"Первую половину года битум никто не покупает, во вторую – поступают заявки, начинается финансирование его приобретения и начинается ажиотаж, с которым производственные мощности справиться не могут. Поэтому необходимо равномерное финансирование в течение года", – отметил вице-министр.
Необходимо понимать, что битум – продукт специфический. Зимой он застывает, отсюда и дороговизна транспортировки, сырье необходимо разогревать при погрузке. А это влияет на качество. В итоге далеко не каждый подрядчик может закупить и вывезти достаточно битума. Прежде всего отсутствует финансирование и нет хранилищ. Следовательно, производить большие объемы сырья заранее технологически невыгодно.
Шаги намечены
Чтобы разрешить проблему, с одной стороны, затоваренности, а с другой – нехватки битума, между МИИР и минэнерго в феврале был подписан график его поставок в разрезе областей на текущий год. Как пояснил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев, давальцы передают нефть заводам для переработки, затем трейдеры у давальца берут битум и устанавливают цену реализации для подрядчиков.
"Так вот эти самые трейдеры, перекупщики повышают цену на битум в строительный сезон с 90 тыс. до 250 тыс. тенге за тонну. Что мы предлагаем. Во-первых, в январе были внесены изменения по установлению предельных цен на реализацию в розницу нефтепродуктов, на которые установлено госрегулирование на бензин и дизтопливо. По такому же принцу должна регулироваться и цена на битум. Сейчас у дорожников нет средств на его покупку. Такая ситуация чаще всего возникает у переходящих объектов. Но для новых объектов возможность финансирования заблаговременная возможна", – отметил чиновник.
По его мнению, "КазАвтоЖол" и местные исполнительные органы вместе с давальцами должны осуществлять распределение объемов без трейдеров, а оплату битума должен осуществлять давалец подрядчику согласно месячной разнарядке. Понятно, что у большинства подрядчиков в период "не сезона", нет средств, инфраструктуры для приобретения битума и его хранения. В этом случае этот самый подрядчик должен найти трейдера и договориться с ним о цене заранее.
"А у нас все происходит по стандартной схеме: трейдеры приобретают битум, а в сезон накручивают цену. Так не должно быть. Следующий шаг – реализация битума через товарную биржу. Мы поддерживаем эту идею. Но на бирже цены должны идти на понижение с учетом дальнейшей реализации", – отметил Берик Камалиев.
В конце прошлого года казахстанскому министерству удалось договорить с минэнерго Российской Федерации о поставке около 300 тыс. тонн с Уфимского, Омского и Орского заводов.
"Есть приграничные области, которые всегда возили битум из России, речь о Западном Казахстане. Так что есть возможность вернуться к прежней схеме", – уточнил вице-министр.
На этот шаг чиновников подтолкнул тот факт, что компания "Казахбитум" из Шымкента завозит гудрон дорогой. В результате, по информации вице-министра, битум уже стоит 150 тыс. тенге, притом что максимально установленная цена в строительный сезон – 120 тыс. тенге.
Как будто все точки расставлены. Лето покажет, насколько удастся продвинуться в решении многолетней проблемы.
Марина Попова