Угольная промышленность Казахстана, являясь опорой для энергетического рынка и безопасности страны, нуждается в мерах государственной поддержки по примеру российских властей. Об этом заявила Ассоциация горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана, комментируя сообщения российских СМИ о мерах по поддержке отрасли.
Большинство вопросов, которые были затронуты на минувшей встрече властей РФ с представителями угольной отрасли и профсоюзами, актуальны и для казахстанских коллег, подчеркивают в АГМП. Ключевые из них – это волатильность цен на топливо, высокие транспортные издержки, дефицит высококвалифицированных кадров и соцзащита городов, а также растущие экологические обязательства.
Одним из актуальнейших вопросов является диверсификация экспорта и поиск новых рынков, считают в профильной ассоциации. На сегодня порядка 80% приходится на российский рынок, и это ярко иллюстрирует зависимость от потребности у соседей. Ужесточение экологических требований со стороны стран ЕС и падение цен на треть обуславливают переориентацию экспорта казахстанского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
"Поэтому АГМП обратилась к Правительству [Казахстана] с просьбой оказать содействие в проработке с китайской стороной в рамках казахстано-китайской межправительственной комиссии, с участием уполномоченных госорганов и организаций, правовых, тарифных, технических и технологических вопросов, необходимых для организации перевозок через КНР угля из Казахстана, экспортируемого в страны АТР через порт Ляньюньган", – отметили в АГМП.
Другим ключевым фактором конкурентоспособности отечественного угля являются ж.-д. тарифы, поскольку являются безальтернативным видом транспорта (формирует до 40% конечной цены). С 2019 года в Казахстане выросли тарифы за пользование магистральными ж.-д. сетями (МЖС) и услугами железной дороги, сделав экспорт по отдельным направлениям нерентабельным. В этой связи ассоциация выступает за пересмотр тарифной политики АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ). Один из возможных путей – перекрестное субсидирование тарифов за счет выручки от транзита по методу "единой кассы".
Другим направлением в части тарифов может стать госрегулирование за счет стимулирования и развития рынка частных ж.-д. перевозчиков. С 1 ноября 2018 года в пилотном режиме по отдельным направлениям "частники" продемонстрировали эффективность, достигнув снижения себестоимости на 10% в сравнении с КТЖ.
Большие надежды у угольщиков связаны с глубокой переработкой и развитием углехимии, что в перспективе может дать свыше 400 продуктов, стоимость которых в 20-25 раз превышает цену первичного топлива-сырья. Включение этих видов деятельности в перечень приоритетных для реализации инвестпроектов даст процессу дополнительный экономический импульс и стимул.
В целом отрасли необходима долгосрочная программа развития на государственном уровне на примере соседней России, о чем АГМП не раз просила, инициировала на последнем Форуме угольной промышленности (состоялся 13 июня этого года), предложила разработать стратегию развития отрасли до 2040 года. В резолюцию также вошел пункт об определении прогноза потребления угля энергопроизводящими организациями и коммунально-бытовым сектором, чтобы улучшить планирование горных работ и капзатраты в оборудование.
Несмотря на снижение доли угля в общем энергобалансе, рост потребления энергии в мире будет толкать его потребление в абсолютном выражении вверх, сходятся во мнении международные эксперты. Осознавая данный факт, в преддверии Дня шахтера в России президентом правительству были поручены конкретные поручения по улучшению состояния дел в отрасли.
В частности, речь идет о таких мерах, как: синхронное развитие международных пунктов пропуска с планами экспорта угля; рекультивация отработанных месторождений, господдержка в обновлении жилого фонда для шахтеров, корректировка порядка исчисления НДПИ, а также регулирование социально-трудовых отношений.
Угольная промышленность Казахстана обеспечивает выработку порядка 70% электроэнергии в стране, на которой базируется энергобезопасность и независимость страны, 100%-ную загрузку коксохимического производства и полностью удовлетворяет потребности в топливе со стороны коммунально-бытового сектора и населения. В отрасли занято порядка 30 тыс. человек, что наглядно отражает ее социально-значимый характер для экономики, где ряд предприятий являются градообразующими.
"Учитывая сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию, в АГМП убеждены, что для дальнейшего наращивания производства, динамичного развития, повышения конкурентоспособности отечественной угольной отрасли, как и в соседней стране – партнере по ЕАЭС, необходима ощутимая и системная поддержка со стороны государства. Ассоциация призывает Правительство и уполномоченное министерство обратить особое внимание на существующие в угольной отрасли нерешенные проблемы и вызовы, которая она переживает, и принять комплекс адекватных мер", – резюмировали в АГМП.
Султан Биманов