На повестке дня снова оказались вопросы о коммунальных платежах, работы КСК, общественного транспорта и "Кок Жайляу". Больше всех нареканий в ходе отчетной встречи с населением, прошедшей в южной столице, прозвучало в сторону общественного транспорта.
Ответ ржавому автопарку
Одна из жительниц пожаловалась, что "автобусы по вечерам ходят крайне редко, их техническое состояние под большим вопросом, а поведение водителей – это вообще отдельная тема". В ответ г-н Байбек напомнил, что проводит в городе транспортную реформу.
"Мы ничего нового не придумаем. Основы для легализации средств, которые собирают в общественном транспорте, уже созданы. И мы видим, что многие частные компании уже покупают новые машины. Поэтому мы говорим: пока не поднимется качество услуг, мы не можем повышать цены. Если автобусы ездят нерегулярно, а водители ведут себя по-хамски, то им нечего делать в этом бизнесе. Сейчас мы занимаемся тем, что обновляем парк. В прошлом году мы 11 миллиардов из бюджета выделили, чтобы купить автобусы. В Алатауском районе собираемся построить газовую автостанцию на 200 мест, чтобы автобусы могли заправляться. Каждый год будем покупать новые автобусы. А тех частных извозчиков, которые не хотят улучшать качество услуг и вкладывать деньги в развитие автопарка, мы будем убирать с рынка", – пригрозил глава города.
Кроме того, он заметил, что на остановках следовало бы писать, в какое время прибывает тот или иной автобус. А также доводить до населения информацию об имеющихся мобильных приложениях, по которым можно отследить движение автобусов.
"Почему в западных странах вечером автобусы не ездят? Потому что это невыгодно перевозчикам. После 10 вечера автобусы ходят раз в час, и если люди задержались на работе, то они выходят в конкретное время, указанное в расписании", – пояснил он.
"Кок Жайляу" – не химзавод
Судьба горнолыжного курорта по-прежнему волнует алматинцев. В прошлом году аким сообщал, что для подсчета экологических рисков приглашены эксперты, и, пока эта оценка ведется, проект приостановлен. Сейчас уже, как заявил г-н Байбек, готовится ТЭО по строительству горнолыжного курорта. И когда этот документ окончательно доработают, его представят на суд общественности.
"Если горожане не поддержат проект и мы поймем, что действительно можем нанести урон экологии, проекта не будет. Здесь окончательного решения нет. На самом деле пляжный туризм несет большую экологическую нагрузку. Лыжный курорт совсем иной. Что касается "Кок Жайляу" – это не химзавод. На самом деле нам нужно 10-20 таких курортов. Только ради них сюда приезжают туристы. Например, на Шымбулак приезжают из Индии, Южной Кореи, Китая, многие наши соотечественники перестали ездить за рубеж, после того как стали развиваться наши курорты. На этом можно зарабатывать. Туристы приезжают, оставляют деньги в ресторанах и магазинах, им где-то нужно поесть, остановиться, посетить музей. Каждый турист завтра может оказаться инвестором", – ответил г-н Байбек.
Коммуналка, хлеб и непонятные расходы монополистов
Постоянный рост стоимости комуслуг все также волнует алматинцев. Как и в прошлом году, горожане засыпали жалобами, что тепло, свет и газ им обходятся слишком дорого. На что аким города ответил, что социально незащищенные слои населения могут получить коммунальную компенсацию.
"Если посчитать совокупный доход всех жителей квартиры, и получится, что у вас больше чем 10% от дохода составляют комуслуги, мы компенсируем часть этих затрат. В этом году мы и стоимость хлеба субсидируем. Раньше цены на хлеб искусственно сдерживали. В итоге компании разорялись, а от горожан поступали жалобы на качество хлеба. Поэтому мы оказываем социальную помощь, но адресно. Зачем богатым субсидировать хлеб или коммуналку? Нужно помогать точечно. Это справедливо. Я понимаю, что просить о помощи неприятно. Но я специально остановился на адресной социальной помощи, чтобы помогать только нуждающимся, а не всем", – объяснил г-н Байбек.
При этом аким заявил, что у него есть претензии к монополистам.
"Непонятные расходы, премии, в то время когда повышаются тарифы. Нужно с этим разобраться", – сказал он.
Жители города не обошли стороной и вопросы, касающиеся деятельности КСК. Г-н Байбек отметил, что если граждане не мониторят свои КСК, то дают им повод "воровать". Он проинформировал, что 90% средств КСК тратят на собственные нужды, поэтому за ними будет усилен административный контроль.
Судьба трамваев
Снова на повестку дня вынесен вопрос по трамвайным путям. Аким Алматы Бауыржан Байбек еще не устал рассказывать, почему рельсы не были демонтированы на всех улицах.
"Толе би не демонтируем, потому что как раз там пойдет проект легкорельсового транспорта (ЛРТ), под этими же путями. Проект ЛРТ стоит 123 миллиарда тенге. На самом деле это один из самых экономичных проектов в мире получается. В любом случае дешевле, чем метро, но дороже, чем автобус. Но ЛРТ – это удобный экологический транспорт. Это будет путь от Зеленого базара до "Алматы Арена", и Толе би – основная магистраль", – сказал г-н Байбек.
По словам акима, проект очень сложный, связанный в том числе с валютными рисками.
Римма Гахова