/img/tv1.svg
RU KZ
В 2020 году в промышленности Павлодарской области возможен спад

В 2020 году в промышленности Павлодарской области возможен спад

Региональные власти подводят итоги 2019 года в разных сферах – индустрия, строительство, транспорт.

09:33 29 Декабрь 2019 4829

В 2020 году в промышленности Павлодарской области возможен спад

Автор:

Руслан Логинов

Так, в промышленности Прииртышья за 11 месяцев нынешнего года рост составил 1,7%, в том числе сразу на 7% в горнодобывающей отрасли. При этом в двух главных промышленных точках области – Павлодаре и Экибастузе – по итогам года не выполнят плановые показатели меморандума. Об этом сообщил первый заместитель акима Павлодарской области Улан Жазылбек.

В областном центре на ситуацию повлияло снижение объемов переработки давальческой нефти на Павлодарском нефтехимическом заводе из-за корректировки планов министерства энергетики РК. Первоначально было запланировано переработать 5,4 млн тонн, однако к концу 2019 года ожидается только 5,29 млн тонн.

В Экибастузе же простаивает Казахстанская вагоностроительная компания. Сейчас в нацкомпании «Қазақстан темір жолы» разработали дорожную карту для реабилитации и дальнейшего развития КВК. Пока же успели только выплатить заработную плату работникам на общую сумму в 80 млн тенге.

Вместе с этим у местной власти имеются опасения насчет развития промышленности в 2020 году. Существует сразу несколько рисков. Так, в следующем году в Павлодарской области не будет крупных проектов, влияющих на рост ИФО промышленного производства. Главные промышленные предприятия также не планируют высокий рост производства из-за изменения конъюнктуры рынка и снижения потребления.

На том же ПНХЗ сохраняется риск снижения объемов переработки нефти и в следующем году. На «Богатырь Комир» объем добычи угля снизится с 44,7 млн тонн до 41,6 млн тонн, а на «Майкаинзолото» производство медного концентрата и вовсе упадет с 29 тыс. до 18 тыс. тонн. К слову, снижение объемов добычи угля в Прииртышье происходит не первый год. За последние десять лет регион уменьшил добычу полезного ископаемого примерно на 12 млн тонн. В основном из-за снижения спроса со стороны России.

Иначе обстоят дела в строительной отрасли. Бюджет Павлодарской области в 2019 году на строительство составил 45,4 млрд. Из запланированных 136 объектов успели закончить 91, остальные обещают в 2020 году. Большая часть средств была потрачена по двум направлениям – программа жилищного строительства «Нұрлы жер» – 15,2 млрд тенге и программа развития регионов до 2020 года – 14,0 млрд тенге.

Всего же, за 11 месяцев с начала года в регионе ввели 227,4 тыс. квадратных метров жилья, что на 18,1% больше аналогичного периода 2018 года. При этом за декабрь чиновники планируют довести этот показатель до 300 тыс. «квадратов». А учитывая их любовь сдавать дома к праздникам, которых в декабре сразу три, цифра кажется более чем реальной.

«По линии кредитного жилья «Нұрлы жер» построили шесть многоквартирных жилых домов и 18 индивидуальных в районе Авиагородка на 4,1 млрд тенге», – заявил Улан Жазылбек.

Отдельно стоит отметить завершение крупных проектов – онкологический диспансер, первый из четырех объектов «Спорт-Сити», музей Ertis. Буквально последние дни работают строители в Экибастузе на главном долгострое области – профессионального центра по подготовке кадров технического и обслуживающего труда для топливно-энергетической отрасли на 700 мест в городе Экибастузе.

В 2019 году все регионы Казахстана «дарили» новообразованной Туркестанской области различные объекты. Так, Павлодарская область построила здание ЦОНа площадью 4,3 тыс. квадратных метров на сумму 1,2 млрд тенге. Помимо этого, 1,5 млрд тенге было направлено на восстановление Арыси. На эти деньги восстановили 328 жилых домов.

В сфере транспорта в Павлодарской области с начала года обновлены 189 единиц автотранспорта, что составляет порядка 57% от всего объема. Так, в областном центре в рамках программы льготного финансирования 20 дизельных автобусов и 10 электробусов первого класса большой вместимости марки Ankai. Общая стоимость покупки составила 2,3 млрд тенге. Экономический эффект от использования электробусов за пять месяцев составил порядка 10 млн тенге.

Параллельно с этим Трамвайное управление в нынешнем году завершило контракт на поставку новых вагонов. Обновление трамвайного парка проходило при поддержке правительства Казахстана и Европейского банка реконструкции и развития. Покупка 23 новых трамваев обошлась примерно в 1,4 млрд тенге.

Руслан Логинов

Коммуникации еще не завод

Утверждает компания, намеренная построить в Павлодаре завод кальцинированной соды, несмотря на протесты горожан.

13 Октябрь 2020 07:47 1157

Фото: pavon.kz

В Павлодаре подрядчик ведет строительство коммуникаций к будущему заводу кальцинированной соды, несмотря на то, что общественные слушания по его строительству дважды признаны не состоявшимися.

Разгоревшиеся в соцсетях дебаты по данному поводу не замечаются местным властями. Не ведают о строительстве и в департаменте экологии области. Само же ТОО «Павлодар-Сода» сработало на опережение, разослав в СМИ пресс-релизы, где заверяют, что строительство завода пока не ведется, мол, все будет по закону.

«В связи с публикациями о строительстве инженерно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) поясняем, что оно осуществляется независимо от судьбы проекта завода. ИКИ может быть использована в случае реализации других инвестиционных проектов. Проведение общественных слушаний для подведения ИКИ на индустриальную зону, согласно действующим правилам, не требуется, и ТОО «Павлодар-Сода» является только одним из проектов индустриальной зоны. Никаких строительно-монтажных работ непосредственно по проекту завода не начато», – сказано в сообщении.

При этом на месте стойки размещен баннер, где указано, что ведется строительство внеплощадных сетей и объектов завода по производству кальцинированной соды. Работы должны быть завершены в январе будущего года.

ЮНЕСКО добро не дает

Потребность Казахстана в кальцинированной соде составляет 50 тысяч тонн в год. Вся она импортируется. К слову, идея строительства возникла не вчера, но его высокая стоимость, а год назад она составляла 77 млрд тенге, тормозила реализацию проекта. По словам технического директора ТОО «Павлодар-Сода» Амантая Сабитова, актуальность строительства завода связана с тем, что основной ее поставщик в Казахстан – АО «Башкирская содовая компания» заявило о снижении объемов производства почти в два раза в связи с отсутствием известняка. К слову, новое месторождение известняка, которое планировали разрабатывать, находится в заповедной зоне, его курирует ЮНЕСКО. Разрешения на его разработку нет.

Без альтернативы

Уже дважды общественные слушания по строительству завода были признаны не состоявшимися. Главная претензия со стороны общественных организаций – выбор места и устаревшая технология. Завод мощностью 200 тысяч тонн кальцинированной соды планируют возвести на площадке в черте города. Среди претензий к разработчикам проекта – отсутствие альтернативной площадки. Так, по мнению руководителя ОО «ЭКОМ» Светланы Могилюк, никто не озвучил экономические показатели по альтернативности строительства, решив строить там, где удобно, и без вариантов. Оно и понятно, основной потребитель соды – алюминиевый завод расположен также в черте областного центра.

Новое производство планируется построить по схеме Сольве (Solvay). Общественники считают, что это устаревшая технология, требующая значительного объема воды в процессе производства, планируют брать из Иртыша. Специалист в области капитального строительства Артур Ахметов отмечает, что данный способ производства самый дешевый, но его никак нельзя отнести к «зеленым технологиям». Причина – значительное количество отходов при производстве. И, наконец, еще один немаловажный аспект – куда будут сбрасывать сточные воды? Первоначально речь шла о водоеме Былкылдак, имеющем в донных отложениях тонны ртути. Рассматривался и второй вариант – накопитель-испаритель, принадлежащий ТОО «Павлодарский нефтехимический завод». Но, как выяснилось, никто на это свое добро не давал.

К слову, в феврале текущего года в ходе отчетной встречи акима области Абылкаира Скакова был поднят вопрос о заводе кальцинированной соды. И глава региона тогда отметил, что это серьезный системный вопрос.

«Сейчас в мире идет тренд на борьбу за инвестиции, и наша страна не является исключением. При этом для руководства нашей области приоритетным является поиск качественных инвестиций. И вы правы: это не должно приносить ущерб нашему населению. Мы должны провести аудит новых инвестпроектов, и все проекты, которые могут нанести вред здоровью людей, должны откладываться», – отметил тогда Абылкаир Скаков.

Был ли тот аудит или опять все спишется на пандемию, не известно.

Согласно исследованиям чешской неправительственной организации «Арника» и ее партнеров, изменение закона в пользу инвесторов, внезапное одобрение спорных проектов, незаконное строительство гидроэлектростанций, незаконные вырубки леса, преследование гражданских активистов.

«Это лишь некоторые из случаев нарушения прав человека и разрушения окружающей среды во время карантина, вызванного глобальной пандемией COVID-19», – отмечается в пресс-релизе.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как устроен бизнес по переработке аккумуляторов

Павлодарский предприниматель выстроил сеть по утилизации отработанных аккумуляторов и производству свинца.  

22 Сентябрь 2020 11:23 7393

Компания появилась в Павлодаре в 2007 году и первые десять лет занималась только торговлей аккумуляторами. Постепенно расширяясь, к 2017 году предприятие дополнило свою деятельность утилизацией и переработкой аккумуляторов. Создание нового производства обошлось в сумму порядка 250-300 млн тенге. Основная часть пришлась на собственные средства. Однако впоследствии возникла необходимость взять заем на пополнение оборотных средств. Заем удалось взять по государственной программе «Дорожная карта бизнеса», а процентную ставку субсидировать через фонд «Даму». В 2020 году предприятие снова получило кредит на пополнение оборотных средств в размере 50 млн тенге. Ставка по кредиту составила 13%, почти половину которой финансирует государство.

Процесс переработки аккумуляторов выглядит нехитро. Так, из отработанных аккумуляторов удаляют электролит, который нейтрализуется с помощью каустической соды до состояния воды и утилизируется. Далее из него извлекается два вида сырья – в основном это свинец, а также в виде побочного продукта – пластик. В дальнейшем пластик промывается и дробится на фракции, свинец выливают в чушки. Оба вида продукции компания экспортирует в Россию.

«У нас есть сертификат соответствия ГОСТ – на пластик и свинец. Мы продаем не просто лом, это не продажа сырья – это производство продукции первого передела», – рассказал Павел Горбачев, руководитель компании.

Цена на свинец не фиксирована и привязана к торгам на Лондонской бирже металлов (LME). Свинец, к слову, может достигать до 55% от массы самого аккумулятора.Пластик стоит порядка 40 российских рублей за килограмм. На выходе пластик составляет порядка 6% от массы аккумулятора. Таким образом, компании в месяц удается накопить около 10-15 тонн пластика.

Чтобы не перегружать линию производства, компания старается перерабатывать в сутки порядка десяти тонн аккумуляторов. Тогда это выходит в месячный норматив порядка 250 тонн. Кроме павлодарцев, в Казахстане в данной сфере также работает завод в Талдыкоргане, построенный еще в советское время. Объёмы завода, конечно, намного превосходят объемы переработки небольшого частного предприятия, однако при этом ожесточенной конкуренции между двумя предприятиями нет.

«Мы находим свои рынки. Завод, к примеру, слишком большой для каких-то заказов. Мы же более мобильны в этом плане. Поэтому нам нет необходимости воевать в цене. Всегда можно найти свои ниши», – считает Павел Горбачев.

В западных странах автомобилисты сами платят за услуги по утилизации своего аккумулятора, казахстанские реалии другие. Здесь отработанный аккумулятор продается, хотя бы не выкидывается на свалку. Даже в магазине при покупке нового аккумулятора покупателю могут предоставить скидку, если он согласен отдать старый. Зачастую такие аккумуляторы даже не разбирают, а просто экспортируют, к примеру, в Россию на ту же самую переработку. В розницу компания приобретает старые отработанные аккумуляторы по ценам в пределах от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. Конечная цена зависит от нескольких факторов, в первую очередь это его масса, что напрямую сказывается на содержании в нем свинца.

На долю розничных поставщиков приходится порядка 30-40% от общего потока аккумуляторов. Точки приема компании функционируют в Павлодаре, Экибастузе, Усть-Каменогорске, Караганде, Семее и Алматы.

Помимо этого, существуют и оптовые поставщики. Например, в прошлом году павлодарский предприниматель заключил договор на покупку старых аккумуляторов с ресайклинг-фирмой. Это компания, которая скупает по Казахстану старые автомобили для их дальнейшей утилизации. Там по нормативу при сдаче авто должен быть в том числе и аккумулятор.

Сейчас общий штат предприятия насчитывает порядка 60 работников, в то время как на производстве работают 12 человек. В ближайшем будущем предприниматель собирается построить небольшой завод, на котором, помимо свинца, можно будет перерабатывать, к примеру, цветные металлы, такие как медь и дюраль.

Пока по понятным причинам неясно, во сколько обойдется строительство завода. Сам же предприниматель оценивает эту сумму примерно в 3-4 млн долларов. К слову, вентиляция и системы очистки воздуха занимают в предварительной смете порядка трети всего бюджета и выходят дороже самого оборудования. В качестве одного из вариантов для будущего строительства рассматривается территория специальной экономической зоны «Павлодар». Там предпринимателю могут предоставить значительные льготы, а также выстроена удобная логистика.

Руслан Логинов

Подпишитесь на наш канал Telegram!