Для решения задач пополнения бюджета подразделения комитета государственных доходов РК (КГД) применяют неналоговые инструменты через право подачи исков о признании сделок недействительными. При этом они не используют большой арсенал инструментов налогового администрирования. Об этом заявил бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП "Атамекен", передает inbusiness. kz.
По его данным, объектом налогового контроля выступают только покупатели. В министерстве финансов парируют, что с момента отмены уголовной статьи о лжепредпринимательстве была надежда, что предприниматели будут вести нормальный учет, но на практике их налоговая дисциплина не улучшилась. По данным вице-министра финансов РК Ержана Биржанова, с 2016 по 2020 год уровень обналичивания денег увеличился в два раза. С 2020 года после введения электронных счетов-фактур (ЭСФ) в Казахстане выявили почти 8,7 тыс. налогоплательщиков, которые выписывали фиктивные счета на колоссальную сумму в 7,1 трлн тенге,
Неприемлемый инструмент
На заседании совета подняли старый и наболевший вопрос – как защитить добросовестный бизнес, борясь с обнальными компаниями. По данным Рустама Журсунова, число исков от налоговиков по признанию сделок недействительными растет неуклонно. Он привел цифры Верховного суда РК: если в 2021 году суды рассмотрели 684 таких иска, из них удовлетворив 77,4%, то за 11 месяцев 2022 года рассмотрено 2215 исков, из которых удовлетворено 87,6%. Лидерами по числу рассмотренных исков за 11 месяцев 2022 года являются Астана и Алматы.
"Этот вопрос требует глубокого изучения, но факт вмешательства налоговых органов в гражданские отношения, не будучи стороной сделки, по нашему мнению, является неприемлемым. Нужно применять арсенал налогового администрирования – это выход на встречные проверки, отработка контрагентов, что позволило бы не вовлекать в орбиту преследования добросовестный бизнес", – отметил Рустам Журсунов.
По его информации, налоговики не исследуют действия второй стороны сделки – поставщика. Это бизнес-омбудсмен назвал ключевым фактором проблемы. Инициировать такие иски налоговикам следует, когда найден и установлен поставщик, уверен Рустам Журсунов. Еще одна проблема: из-за пробелов миграционного законодательства налоговые службы по формальным нарушениям закрывают предприятия с иностранным участием. И таких фактов много, заверил спикер. В результате подрывается доверие к контрагентам и государству, снижается инвестиционная привлекательность страны, растет социальное напряжение. В отдельных регионах предприниматели вынуждены менять место учета регистрации.
Бизнес-омбудсмен добавил, что по сделкам наступает двухсторонняя реституция: каждая из сторон обязана возместить другой все полученное по сделке. Однако после принятия судом решения о признании сделки недействительной двухсторонняя реституция не учитывается. Рустам Журсунов предложил принимать такие судебные иски от налоговых органов только в случае исчерпания всех методов налогового администрирования, оперативно-следственных действий агентства по финансовому мониторингу по поиску и установлению контрагентов, их конечных бенефициаров.
Для исправления ситуации уполномоченный по защите прав предпринимателей предлагает большой комплекс мер. В частности, необходимо при камеральном контроле в обязательном порядке использовать возможность исполнения сделки посредством применения услуг третьими лицами, исследовать ЭСФ, которые могут говорить о совершенных услугах, грузовые и таможенные декларации на предмет ввоза товара, формы налоговой отчетности 300 по НДС. Недопустимо разрушать товарооборот при возникновении сомнений на втором-четвертом уровнях поставщиков.
Рустам Журсунов предложил налоговикам инициировать розыск поставщиков, кроме остальных форм госконтроля, доказывать фактическое неисполнение условий сделки, оценивать объективную возможность их исполнения. Потому что главной целью фиктивной сделки является уклонение от уплаты налогов. Важно, считает спикер, поднять на новый уровень работу согласительных комиссий, наконец-то выполнить поручение главы государства и ввести принцип должной осмотрительности.
Лицо обнальщика
"С другой стороны, бизнес лукавит зачастую. У него что, на лице написано, что он обнальщик? Когда в Российской Федерации перешли на принцип должной осмотрительности, число обнальных компаний с 1,2 млн упало в шесть раз, а стоимость обнальных услуг с 4% увеличилась до 23%", – добавил Рустам Журсунов.
С ним согласен председатель правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов Сакен Карин. Он считает, что для защиты добросовестного бизнеса фискалы в обязательном порядке должны проводить налоговые проверки до подачи судебных исков, теснее работать с правоохранительными органами, усилить работу в отношении поставщиков. Наконец, обращать внимание на добросовестность участников гражданского товарооборота, так как покупатель не может отвечать за поставщиков четвертого-шестого уровней.
"У нас есть презумпция добросовестности гражданского товарооборота. Например, при приобретении работ и услуг все документы поставщика были в порядке, он стоял на учете по НДС. Иных способов проверить поставщика у покупателей не имеется", – привел пример Сакен Карин.
Отдельный НДС-счет
Вице-министр финансов РК Ержан Биржанов сообщил, что по этой проблеме они совместно с бизнес-омбудсменом подготовили ряд протокольных поручений. Но, по его словам, есть большой пласт налогоплательщиков, которые пользуются тем, что уголовного преследования по лжепредпринимательству нет, а "налоговые формы не всегда до всех доходят". Но, констатировал Ержан Биржанов, послабления, льготы, ограничения в проверках многие налогоплательщики воспринимают не как помощь от государства, а как способ уходить от налогов. К ним вице-министр финансов пообещал применять все меры налогового администрирования.
"Суды при рассмотрении гражданских дел о признании сделок недействительными не могут найти лиц, на которых выписывались определенные счета-фактуры. По 1 тыс. дел, которые рассмотрены в гражданских судах, отсутствовали 654 участника. Таких людей просто нет. Ни мы, ни судебные органы не можем их найти", – привел пример Ержан Биржанов.
Есть и такая проблема, заявил он, что иностранные граждане приезжают в Казахстан, открывают компании, а потом исчезают. С 2021 по 2022 год в республике признали недействительной регистрацию 421 юрлица на 130 млрд тенге. Сейчас минфин предложил внедрить отдельный НДС-счет, и на следующей неделе будут обсуждать, в какой форме он будет функционировать.
"Счет-фактура должен быть связан с конкретными денежными средствами. А то у нас счета-фактуры живут своей жизнью, а уплата налогов – своей. Обнальных фирм в Казахстане очень много. Будем принимать совместные решения. Но налоговый контроль должен быть", – резюмировал Ержан Биржанов.
Позиция налоговиков
Руководитель юридического управления комитета госдоходов минфина Ораз Абдрахманов сообщил, что сейчас при Генеральной прокуратуре создана рабочая группа с участием агентства по финансовому мониторингу, МВД, министерств юстиции и финансов, НПП "Атамекен". Они рассматривают два важных вопроса: признание регистрации недействительной в связи с отсутствием бизнес-визы, начисление налоговых обязательств при наличии признаков недействительности сделок.
"В рамках налогового администрирования мы такие финансово-хозяйственные операции выявляем в двух случаях – в ходе проведения налоговой проверки, осуществления налогового администрирования и анализа деятельности. Если выявляем признаки недействительности сделок в ходе анализа, то неоднократно собираем материалы и подаем иски в суд. Если выявляем такие признаки в ходе налоговой проверки, то при наличии тех же документов и доказательств делаем доначисление соответствующих налогов путем исключения вычетов из учета НДС", – рассказал Ораз Абдрахманов.
В свое время, заявил он, бизнес-сообщество настаивало на том, чтобы органы госдоходов сокращали проведение налоговых проверок. Это объяснялось тем, что необходимо меньше вмешиваться в процесс деятельности предпринимательства. Иски в суд о признании сделок недействительными, добавил Ораз Абдрахманов, они подают для того, чтобы наиболее тщательно изучить обстоятельства дела. В случае несогласия с решением судебного органа любая сторона вправе обжаловать этот вопрос.
Вернуться к прежнему порядку
Судья Верховного суда (ВС) РК Гульжан Альмагамбетова отметила, что Верховный суд согласен с позицией о необходимости внести изменения в законодательство.
"В нормативном постановлении ВС от декабря 2022 года "О некоторых вопросах налогового законодательства" мы акцентируем внимание, что есть два самостоятельных основания для начисления НДС и КПН. Это фиксированные счета-фактуры, признание сделок недействительными. Каждый из них имеет свой самостоятельный предмет, ближайший круг обстоятельств, подлежащий доказыванию. Эти два понятия у нас смешались. Когда налоговые органы ставят вопрос о признании сделки недействительной, речь идет о выписке тех же фиктивных счетов-фактур. Это иной способ доказывания, еще одно основание для доначисления НДС и КПН. От этого надо отходить и возвращаться к тому, что было ранее – только за счет фиктивности счета-фактуры, которая должна быть доказана в порядке уголовного либо административного судопроизводства", – объяснила судья ВС.
По ее словам, только тогда в Казахстане вернутся "к истинному налоговому администрированию". Налоговый орган должен заниматься своей компетенцией и выявлять эти сделки в рамках налогового администрирования – в ходе проверок, встречных проверок, доначислять налоги в случае необходимости, считает Гульжан Альмагамбетова. Спор между налогоплательщиком и госорганом должен разрешаться в суде в рамках обжалований конкретных уведомлений. Сейчас действующее налоговое законодательство содержит право налогового органа предъявлять иски о признании сделок недействительными. Согласно нормативному постановлению ВС, в обосновании иска налоговый орган должен привести доказательства, свидетельствующие о фактическом неисполнении обязательств сторонами сделки, отсутствии возможности их исполнения. Основной целью оспаривания сделки является неуплата или неполная уплата налогов, неисполненных обязательств по сделке.
"Представитель КГД сказал, что налоговый орган в рамках своих налоговых администрирований лишен возможности производить доначисления КПН и НДС, но только фактическое оказание услуг и фактическая поставка товара являются основанием исключения учета из вычетов. И все это находится в компетенции налоговых органов", – заключила судья ВС.
В этой связи председатель совета по защите предпринимателей и противодействию коррупции НПП "Атамекен" Каирбек Сулейменов попросил судей, чтобы они механически не принимали такие иски о признании сделок недействительными, с тем чтобы подразделения КГД использовали весь потенциал налогового администрирования.
Представитель Генеральной прокуратуры РК Марат Абишев согласился, что налоговики должны обосновывать свою позицию в акте налоговой проверки и выносить уведомление. Если бы суды поддерживали такой принцип, то тогда не было бы роста "бесполезных, по большому счету, исков", заявил он. По его словам, у налогового инспектора много полномочий, но другой разговор, что суды не принимают выводы налоговика. По информации Марата Абишева, 23 мая при Генеральной прокуратуре РК пройдет очередной форум по защите бизнеса, где рассмотрят все эти вопросы.
Ранее Рустам Журсунов заявлял, что сложившаяся в Казахстане практика признания сделок недействительными затрагивает экономическую безопасность страны.
Какие изменения в судебной практике повлекло нормативное постановление ВС РК "О некоторых вопросах налогового законодательства", читайте здесь.