Председатель правления национальной палаты НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов и заместитель председателя правления Эльдар Жумагазиев рассказали об имеющихся проблемах в сфере предпринимательства и о том, как НПП предлагает эти проблемы решить.
"Макроэкономическая политика, безусловно, фундаментальное условие для работы бизнеса. Она состоит из налоговой, тарифной, денежно-кредитной и бюджетной политики. Из этих базовых вещей складывается макроэкономический климат. Был принят новый Налоговый кодекс, постоянно идет работа по совершенствованию бюджетных процессов, есть новые подходы по тарифам в соответствии со стандартами ОЭСР. Конечно, есть сложности. Я могу открыто сказать, что денежно-кредитная политика не вызывает у нас удовлетворения, потому что ключевая задача – доступность кредитов – не решена. Об этом недавно говорил и президент. Мы понимаем трудности, с которыми Нацбанк столкнулся, это связано с регулированием и очищением банков. В банковской сфере идёт консолидация, понятно, что все это связано, но, тем не менее, вопрос доступности кредитов как был злободневным, так и остался за последние годы нерешенным для реального сектора", – сказал председатель правления НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов.
Также в национальной палате предпринимателей рассказали о работе по сокращению государственных функций по контролю и надзору в сфере бизнеса.
"В 2012 году было более 1300 разрешений и лицензий, которыми все государственные органы охватывали деятельность предпринимателей. Мы пошли путём гильотины – каждый год глава государства ставил задачу на 30% их сократить. С одной стороны, сокращали, с другой – госорганы продолжали возвращать все то, что было отыграно. Мы тесно и конструктивно сотрудничали с правительством по поручению главы государства, работала экспертная группа от бизнес-сообщества. В результате сейчас чуть больше трехсот лицензий. Теперь мы анализируем, что можно отдать в саморегулируемую среду. Хотя и это не всегда хорошо, как показывает российский опыт введения саморегулирования в сфере строительства. Поэтому премьер-министр поручил нам не торопиться и не наступить на те же грабли. Нужно регулировать и деятельность предпринимателей, чтобы в погоне за прибылью они не нарушали интересы потребителей", – сказал Аблай Мырзахметов.
Однако при этом, по словам председателя правления НПП "Атамекен", должны поощряться добросовестные бизнесмены.
"Мы должны поощрять добросовестных предпринимателей. В центре внимания должен быть тот, кто соблюдает законы, платит налоги, создаёт рабочие места, несет свою ответственность в рамках коллективного договора. Система рисков должна это стимулировать. Мы бы очень хотели, чтобы проверки были автоматизированы и количество проверяющих сокращалось. В четыре раза сократилось количество проверок с 2012 года, но адекватного сокращения численности проверяющих не произошло. Понятно, что основания для проверок остаются, мы не говорим, что все хорошо, но количество проверок уже меньше. Все-таки явного беспредела не происходит, системная работа даёт о себе знать", – сказал Аблай Мырзахметов.
Также в нацпалате предлагают решение проблемы с миграцией населения. По мнению представителя НПП, основной задачей является предоставление возможности получения дохода жителям сельской местности.
"Пример приводили: 200 семей переехали в определенный регион Северного Казахстана, из них там осталось 70 сейчас. Почему так происходит? Мы считаем, первое – эти люди "размазываются" по области, то есть юг – это определенная специфика, где люди привыкли жить в каких-то сообществах, общаться. Взаимоотношения, взаимовыручка – это потерялось. Второе – что не было постоянного дохода. Это проблема, которую надо решить. В целом в рамках плана развития территорий мы хотим переформатировать "Бизнес Бастау" и именно нацелить на цепочку сбыта. В миграции, если в сельскую местность переезжают люди, и они не будут иметь постоянный доход, то эта проблема будет постоянной. Поэтому мы считаем, что нужно формировать какой-то постоянный доход для них", – сказал заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Эльдар Жумагазиев.
В свою очередь Аблай Мырзахметов ответил на вопросы по работе системы таможенной системы "Астана-1", призванной облегчить соответствующие процессы.
"По "Астана-1". Вы знаете, что три-четыре года велась большая работа по Таможенному кодексу ЕАЭС. Вы знаете, что большинство норм регулируется уже наднациональным (законодательством. – Прим. автора). Много было споров – все-таки пять стран. Тяжело было добиться синергии. В результате самое ключевое, чего нам удалось добиться в этом кодексе, – это безбумажный документооборот в таможне. То есть самое ключевое – это автоматизация процесса. Под него уже мы приняли свой национальный (кодекс. – Прим. автора), потому что не все нормы регулируются наднациональным. Все 17 видов операций, с которыми бизнес сталкивается в таможенной сфере (это экспорт, импорт, транзит и так далее), должны быть полностью автоматизированы. То есть бумажного контакта не должно быть. Это создает, во-первых, скорость. Скоропортящиеся грузы простаивают, и это создает не только нервозность, но и финансовые затраты, связанные с хранением, а самое главное, создает коррупционные моменты. Когда нет четкости и ясности в подаче бумаг, всегда можно в ручном режиме уже на усмотрение таможенника", – сказал он.
"Больше полутора лет назад правительственными органами был инициирован проект "Астана-1" на таможенном посту в Астане. Мы в нем участвовали. С 1 января 2018 года все эти 17 процедур поэтапно должны были перейти на автомат, то есть прохождение должно было заканчиваться буквально от 15 минут до четырех часов. Тем более предварительно уведомляя, с пакетом документов вы бесконтактно можете проходить (таможенные процедуры. – Прим. автора), и только система управления рисками будет определять, какие грузы таможенники могут досматривать. К сожалению, на сегодня работают только две. Это транзит и экспорт, и то неидеально. В конце 2017 года мы уже понимали, к чему это все идет, и руководство правительства с премьер-министром в курсе. У первого вице-премьера (Аскара. – Прим. автора) Мамина постоянно идет ежемесячный контроль. Руководство комитета госдоходов тоже хорошо знает эту проблему. Конечно, причину они сами объяснят. На наш взгляд, кажется, что все-таки ту систему, которую они применили, – это продукт ООН, так называемый ЮКТАД, который был применен в Грузии, просто пытались чуть-чуть слепо адаптировать, и теперь по ходу из практики приходится уже делать", – добавил он.
В настоящее время НПП и предприниматели тестируют систему "в рабочем режиме".
"Что мы предложили им, понимая, что нормы кодекса вступают, а система не работает? Еженедельно приходят ответственные работники таможни, проводят видеоконференц-связь со всеми брокерами, бизнес-ассоциациями. У заместителя председателя КГД Госмана Амрина есть телеграмм-группа, и он видит всю переписку. Все бизнесмены сбрасывают в эту телеграмм-группу, с чем они сталкиваются и что не работает. Фактически нам приходится сейчас тестировать это все в живом режиме, и это создает неудобство. Более или менее за эти полтора месяца с начала года каждый день сверяемся – эти две функции более или менее работают, но нарекания еще возникают. Теперь задача поставлена – импорт. В целом руководство министерства финансов и КГД заверяет, что до середины года все будет налажено. Но, честно говоря, у нас сомнения есть, потому что ключевое, когда внедряли этот пилот, то не все было, наверное, до конца отработано", – сказал г-н Мырзахметов.
"У нас любая реформа, к сожалению, наступает на одни и те же грабли, и у нас есть большие сомнения, и будет очень плохо, если мы не наладим автоматизацию. Фактически дискредитируем одну из серьезных реформ по поручению главы государства в рамках "100 шагов". Если мы хотим стать транзитным хабом, то все это будет сказываться. Это на контроле у министра финансов, который получил предупреждение. Очень надеемся, хотя сомнения есть", – отметил он.
Аблай Мырзахметов напомнил и о цифровизации, которую проводит крупный бизнес в Казахстане. Вместе с тем, по его словам, стоит вопрос по цифровизации малого и среднего бизнеса.
"В принципе, сказать, что малый и средний бизнес настолько вовлечен в мировую экономику и чувствует конкуренцию, – это не так… В малом и среднем бизнесе мы закончим работу к концу марта. В ноябре (2017 года. – Прим. автора) мы презентовали на расширенном заседании с участием премьер-министра, председателя президиума программу конкурентоспособности бизнеса. Споры есть, как назвать, но просто для себя мы назвали "программа конкурентоспособности". У нас есть ГПИИР. Мы предлагаем ее встроить туда, охватить девять основных несырьевых отраслей, где работает малый и средний бизнес. Там обрабатывающая промышленность… там более 14 тысяч предприятий – это костяк среднего бизнеса в несырьевых отраслях… Это легкая, мебельная, машиностроение, строительная индустрия, фармация, транспортный сектор, химия, то есть те сектора, где есть предприятия и мы можем работать", – сказал он.
НПП начала проводить паспортизацию этих предприятий и выяснила, что многие предприятия понимают цифровизацию только как паспортизацию бухгалтерского учета, ИСО. Порядка половины из этих предприятий участвуют в различных госпрограммах. Теперь "Атамекен" предлагает предпринимателям взять обязательства по цифровизации бизнеса в обмен на получение мер господдержки в одном месте.
"Объединить все эти государственные меры, и говорим бизнесменам: государство дает тебе этот пряник в комплексе, то есть условно не надо тебе по всем уровням ходить в рамках этой программы. Может это и палата "Атамекен" выполнять, и любой институт – "Даму". В одном месте можно будет получать услуги, но бизнес берет взаимные обязательства по цифровизации, то есть мы показываем стимул и тем самым подталкиваем малый и средний бизнес к тому, чтобы он внедрял. Более того, не только показывая стимул. Я сказал: более 50% пользуется субсидированием, гарантированием, другими мерами господдержки", – сказал г-н Мырзахметов.
"Второе направление цифровизации – это "Правительство для бизнеса". Тот проект, который мы инициировали в сентябре 2016 года. У нас офис есть, и мы активно сотрудничаем с правительством, то есть мы не предлагаем создать новую госкорпорацию "Правительство для бизнеса" – "Атамекен" собственно эту функцию выполняет. Не нужно бюджетных денег, создавать новую структуру, нанимать. Есть "Правительство для граждан", а мы выполняем эту функцию. Есть 52 государственные меры. С апреля все эти услуги будут доступны онлайн, и сроки будут сокращены. Второе – более 500 государственных услуг, то есть лицензии и прочее, которые будет получать бизнесмен, тоже ставим задачу до конца года оцифровать. Когда госуслуги будут оцифрованы, то это будет огромный скачок. Доступ к сетям – мы без конца получаем жалобы на те услуги, которые акимат предоставляет. Бумаги, хождение по кругу, градсоветы по пять месяцев не проводят, региональные комиссии по субсидиям тоже не проводят и сидят, взяли кредиты, бизнесмены несут затраты, а никому нет дела. Это все нужно убрать от чиновничьего вмешательства, от субъективных факторов и автоматизировать", – сказал Аблай Мырзахметов.
Жанболат Мамышев, Артур Мискарян