Министерство транспорта РК обновило правила предоставления услуг по перевозке людей с инвалидностью автомобильным транспортом — инватакси. Поправки Изменения затрагивают порядок получения услуги, требования к компаниям-поставщикам и лимиты бесплатных поездок. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Кому положено и лимит времени
Теперь оформить поездки можно через портал социальных услуг aleumet.egov.kz. Чтобы оформить поездку, человеку с инвалидностью или его законному представителю нужно подать электронное заявление, выбрать поставщика услуг и оформить заказ. Подтверждение поездки происходит электронной подписью, а после завершения необходимо оценить услугу в мобильном приложении.
В документе отмечается, что в первую очередь инватакси будут предоставляться работающим людям с инвалидностью, учащимся, воспитанникам детских садов и детям с инвалидностью. Для всех остальных поездки будут доступны, если останутся свободные машины.
Установлены и лимиты времени:
- 25 часов в месяц — для работающих людей с инвалидностью I группы и лиц II группы, передвигающихся на креслах-колясках;
- 25 часов в месяц — для детей с инвалидностью до 18 лет, воспитанников детских садов и обучающихся в школах и вузах;
- 6 часов в месяц — для всех остальных лиц с инвалидностью по направлениям, утвержденным акиматами.
Неиспользованные часы не переносятся на следующий месяц. Увеличить лимит можно только по решению местных акиматов и при наличии средств.
Новые требования к автомобилям
Как поясняют в министерстве, компании, которые хотят работать на рынке инватакси, должны будут соответствовать повышенным требованиям. Теперь в автопарке должно быть не менее десяти автомобилей, и хотя бы один из них обязан быть оборудован для перевозки людей на креслах-колясках. Для таких машин вводятся строгие стандарты: они должны соответствовать национальному стандарту СТ РК 2272-2024, предусматривать наличие гидравлических или выдвижных подъемников, креплений и ремней безопасности для фиксации кресел, а также специальных устройств для перевозки детей до 12 лет.
Кроме того, автомобили должны быть оснащены системами спутниковой навигации, чтобы можно было контролировать маршрут в реальном времени. Перевозчики обязаны заключить договор страхования гражданской ответственности, подключить автомобили к мобильному приложению для вызова такси и фиксировать все маршруты в электронных маршрутных листах. Водители должны иметь стаж не менее трех лет и пройти обучение по особенностям работы с пассажирами с инвалидностью.
“Местные исполнительные органы теперь играют ключевую роль в организации перевозок. Они формируют список поставщиков услуг и следят за тем, чтобы те соответствовали новым требованиям. Кроме того, акиматы определяют лимиты поездок и маршрутов в зависимости от бюджета, ежемесячно компенсируют перевозчикам стоимость оказанных услуг в пределах гарантированной суммы и обеспечивают доступность сервиса для пользователей, включая возможность онлайн-заказа и поддержку через мобильное приложение”, - говорится в документе.
Если в регионе нет поставщиков услуг на портале, перевозки будут организовываться через государственные закупки. В таком случае заявителям нужно собрать пакет документов и подавать заявки напрямую в организации-перевозчики.
Что это значит для людей с инвалидностью
Для пользователей сервис станет более цифровым и прозрачным. Теперь можно оформить поездку онлайн, контролировать ее через мобильное приложение и оценивать качество услуг. При этом количество доступных поездок зависит от группы инвалидности и статуса заявителя - работающий, обучающийся или иной. Однако многое по-прежнему зависит от финансирования: если в местном бюджете не хватает средств, лимиты поездок могут быть урезаны.
Читайте по теме:
В 2025 году число поездок инватакси выросло почти вдвое в Астане и Алматы