Вице-министр финансов Ержан Биржанов представил в мажилисе законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам трансфертного ценообразования", передает inbusiness.kz.
"Остановлюсь подробнее по каждому из концептуальных изменений. Первое – совершенствование иерархии применения методов определения рыночной цены. В законе предусмотрена иерархия пяти методов определения рыночной цены. В текущей ситуации, если налогоплательщик считает, что необходимо применить пятый метод, он сначала должен будет подготовить обоснования по неприменению предыдущих четырех методов, что накладывает значительные административные издержки. В этой связи предлагается исключить иерархию при невозможности применении метода сопоставимой неконтролируемой цены", – сказал он.
Данное решение, по его словам, также поддерживается бизнес-сообществом, так как позволит снизить административные издержки как налогоплательщика, так и проверяющих.
"Второе – внедрение механизма определения рыночного диапазона. В текущей редакции закона диапазон цен и рентабельности определяется минимальным и максимальными значениями рыночных цен, а при отсутствии двух и более значений диапазон определяется равным одному значению. Диапазон, определенный в действующей редакции закона, не соответствует международному опыту, так как может включать статистические отклонения, несопоставимые с общим трендом выборки (значения в диапазоне цен, которые разительно отличаются от других значений). В этой связи предлагается сузить диапазон путем применения процентилей (между 25-м и 75-м), если есть минимум четыре сопоставимые компании, в остальных случаях использовать прежнюю редакцию (мин. и макс. значения)", – продолжил он.
Кроме того, по его словам, предлагается при сделках со связанными сторонами производить корректировку доходов/расходов по медиане. Медиана определена в проекте закона как значение, которое находится в середине нечетного множества чисел, или среднее арифметическое значение двух серединных четного множества чисел.
Данное решение исходит из международной практики (применяется в 48 странах, в том числе США, Франции, Великобритании), добавил Биржанов.
"К примеру, казахстанская компания продает металл иностранному трейдеру в количестве 1000 тонн на сумму 10 млн долларов. Далее трейдер перепродает металл в европейские страны за 12,5 млн долларов, где от перепродажи маржа трейдера составляет 25%. долларов. Компания составила выборку сопоставимых компаний, что привело к диапазону рентабельности, где минимальное значение составило 1%, а максимальное составило 30%. По текущему законодательству размер маржи трейдера находится в диапазоне рыночной маржинальности от 1% до 30%. По предлагаемым поправкам диапазон рыночной маржинальности будет находиться в пределах от 10% до 20% (трейдеры № 2 и № 3), то есть исключаются экстремальные значения менее 10% – трейдер № 1 (менее 25 процентилей) и более 20% – трейдер № 4 (более 75 процентилей)", – пояснил он.
Таким образом, новый диапазон указывает, что маржа трейдера завышена на 5% (25-20%), что приведет к потерям государства в виде корпоративного налога на 100 тыс. долларов, резюмировал вице-министр.
Читайте по теме:
Что происходит с ценами на нефть на фоне войны на Ближнем Востоке?